Главная » Разработки уроков » Физика |
Цели урока: проверить уровень усвоения основных вопросов об агрегатных состояниях вещества; проверить умение применять теоретические знания к качественным и количественным задачам; способствовать развитию взаимопомощи и сотрудничества учащихся. Тип урока: урок-конференция. Подготовительный этап: за неделю до зачета учащимся предлагаются вопросы по трем вариантам. I вариант « ГАЗЫ » Доказать утверждение: «Без газообразного состояния вещества нет жизни на Земле». 5. Влажность воздуха. Величины, характеризующие влажность. 6. Тепловое расширение газов. Его значение в природе и технике. II вариант « ЖИДКОСТИ » Доказать утверждение: «Без жидкого состояния вещества нет жизни на Земле». Капиллярные явления. Использование в природе, технике, быту. III вариант « ТВЕРДЫЕ ТЕЛА » Доказать утверждение: «Без твердого состояния вещества нет жизни на Земле». План урока: I. Организационный момент. II.Вступительное слово преподавателя, представление команд, жюри, консультантов. III.Обсуждение теоретических вопросов. IV. Обсуждение практических вопросов. V. Подведение итогов. Ход урока: На доске написаны: тема урока, типы конкурсов, соответствие между набранными баллами и оценкой, а также эпиграф. ...Пора чудес пришла, и нам Подыскивать приходится причины Всему, что совершается на свете. Уильям Шекспир Преподаватель. Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас - повсюду происходят физические процессы. Природа многолика, но на первый взгляд понятна и привычна. Несмотря на удивительное многообразие материалов и веществ, окружающих нас не только в физической лаборатории, но и в повседневной жизни, любые вещества могут находиться всего в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Кроме того, происходят и знакомые переходы веществ из одного состояния в другое: замерзая, вода становится твердым льдом, при нагревании она испаряется, превращаясь в водяной пар. И на последних уроках мы отвечали на неизбежно возникающий вопрос: почему все это происходит? Сегодня мы проверим, какова глубина вашего понимания основных вопросов об агрегатных состояниях вещества и насколько вы умеете применять полученные знания при решении не совсем обычных теоретических и практических заданий. Зачет состоит из пяти туров, на каждом из которых можно заработать от 5 до 10 баллов: I тур - философский, 1-5 баллов; II тур - физический, 1-10 баллов; тур - литературный, 1-5 баллов; IV тур - математический, 1-5 баллов; V тур - экспериментальный, 1-5 баллов. Таким образом, с учетом общего количества баллов вы можете получить: «Отлично, т.е.10-12 баллов », если вы набрали 27-30 баллов; «Хорошо, т.е. 7-9 баллов », если вы набрали 23-26 баллов; «Удовлетворительно, т.е. 4-6 баллов », если вы набрали 20-22 балла. Группа делится заранее на три команды, каждая выбирает капитана и консультанта из числа хорошо успевающих учеников. Последние будут производить подсчет баллов и помогать в случае необходимости командам. Команды должны «заплатить» по 5 баллов за каждую консультацию или помощь. Вариант определяет жребий, аналогично - задания для каждой команды. Итак, мы начинаем зачет с первого тура. I тур – ФИЛОСОФСКИЙ Преподаватель. Каждая команда получила задание аргументированно объяснить или попытаться доказать утверждение: «Без газообразного, жидкого или твердого состояний вещества нет жиз ни на Земле». Нам осталось выяснить, какой вариант получит каждая команда. Мы приглашаем капитанов команд, и по жребию каждый определит очередность своего выступления. Капитаны по жребию определяют порядок выступления. Каждая команда доказывает утверждение своего варианта, отвечая на вопрос: «Без ... состояния вещества нет жизни на Земле». Это выступление должно быть полетом мысли, плодом логических рассуждений, фантазии учащихся. П тур - ФИЗИЧЕСКИЙ Преподаватель. Второй тур позволит выяснить, какова глубина ваших знаний основных вопросов об агрегатных состояниях вещества, о сути процессов, протекающих при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое, а также выявит понимание природы свойств различных агрегатных состояний и значение этих процессов в природе и технике. Ответы на вопросы должны быть краткими и лаконичными. Итак, первая группа, распределив между участниками вопросы, отвечает по плану: Процессы парообразования и конденсации. Выступления учащихся. Преподаватель. Вторая группа также отвечает на вопросы, распределив их между участниками команды по плану: Поверхностный слой жидкости. Выступления учащихся. Преподаватель. И наконец, теоретическое выступление третьей команды, которая также отвечает на вопросы, распределив их между участниками по плану: Свойства кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы. Выступления учащихся. Преподаватель. Второй тур закончился, и сейчас консультанты объявят результат первых двух туров. Консультанты, подсчитав общее количество заработанных баллов, оглашают результат. III тур - ЛИТЕРАТУРНЫЙ Преподаватель. Каждая группа должна с научной точки зрения провести анализ литературного отрывка, прокомментировав физическое явление, соответствующее теме стихотворения. З а д а н и е п е р в о й г р у п п е. Все - точно в полусне. Над серою водой Сползает с гор туман, холодный и густой, Под ним гудит прибой, зловеще разрастаясь, А темных голых скал прибрежная стена, В дымящийся туман погружена, Лениво курится, во мгле теряясь. И. А. Бунин. Сумерки (Над нагретой водой находятся теплые слои воздуха, обогащенные влагой, которые легче холодных. Под действием архимедовой силы они поднимаются вверх в горы и попадают в область холодного воздуха. И уже там водяной пар охлаждается ниже точки росы и конденсируется в виде тумана - явление выпадения росы не на поверхность земли, а в объеме воздуха. И он по склону горы опускается обратно вниз к воде. Таким образом, теплые слои воздуха, обогатившись влагой, поднимаются вверх и сильно охлаждаются. Водяные пары конденсируются, образуя капли или туман.) З а д а н и е в т о р о й г р у п п е. А я все гладил снег рукой, А он все звездами отсвечивал... На свете нет тоски такой, Которой снег бы не излечивал. Он весь как музыка. Он - весть. Его безудержность бескрайна. Ах, этот снег... Не зря в нем есть Всегда какая-нибудь тайна. С. Г. Островой (Снег состоит из снежинок, растущих из мелких ледяных шестигранных кристалликов. Потоки воздуха поднимают снежинку, кружат ее, относят в сторону... Отражательная способность чистого снега выше 90 %. Кроме того, снежный запас -это огромный запас влаги, необходимый полям, и своеобразное гигантское одеяло, защищающее поверхность земли от холодных ветров, а весной - это талые воды, насыщенные кислородом. Количество азотистых соединений в почве летом прямо пропорционально высоте снежного покрова. Таким образом, снег - скопление кристаллов льда, служащее теплоизоляционным покровом зимой, запасом влаги весной, способствует накоплению питательных веществ летом. И действительно, белый снег обладает большой отражательной способностью.) З а д а н и е т р е т ь е й г р у п п е. Слышу я природы голос, Порывающийся крикнуть, Как и с кем она боролась, Чтоб из хаоса возникнуть, Может быть, и не во имя Обязательно нам с вами, Но чтоб стали мы живыми, Мыслящими существами. И твердит природы голос: В вашей власти, в вашей власти, Чтобы все не раскололось На бессмысленные части! Л. А. Мартынов (Физика - наука о природе. Постигая законы природы и используя их в своей практической деятельности, ускоряя научно-технический прогресс, человек становится все более могущественным. Но возрастает и ущерб, наносимый человеком природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей появляется нефтяная пленка, меньше остается лесов. Поэтому особую важность приобретает нравственная сторона отношений человека и природы. Сегодня как никогда актуален призыв беречь нашу землю, не направлять на свое собственное уничтожение те силы природы, которые мы смогли открыть и покорить. Таким образом, мы должны беречь природу так же, как мы бережем саму жизнь человека.) IV тур - МАТЕМАТИЧЕСКИЙ Преподаватель. Каждая группа должна правильно решить задачу, объяснив решение. 1. Вечером на берегу озера при температуре 18 °С относительная влажность воздуха равна 75 %. При какой температуре к утру можно ожидать появления тумана? Дано: t1= 18°С φ = 0,75 ρ0=15,4 10-3 кг/м3 t< tp tp -? Р е ш е н и е. Роса выпадает, если абсолютная влажность воздуха будет больше плотности насыщенных водяных паров. Определим абсолютную влажность при 18 °С. φ = ρ/ρ0, ρ =φ ρ0 ρ = 0,75 15,4 • 10-3кг/м3 = 11,55 • 10-3 кг/м3 Таким образом, ρ = 11,55 • 10-3 кг/м3 соответствует t = 13 °С, при которой и образуется туман. О т в е т: 13°С. 2. Под каким давлением находится воздух в воздушном пузырьке радиусом 2 мм в воде на глубине 50 см, если атмосферное давление 10 Па? Дано: r = 2 10-3 м h = 0,5 м р1 = 105 Па σ = 72 10-3 Н/м ρ=103кг/м3 g = 9,8 м/с2 Р е ш е н и е. Согласно закону Дальтона, общее давление определяется как сумма атмосферного р1 гидростатического р2 и лапласовского давлений р3: р = р, + р2 + рз р2 =ρg h, р3 = 2σ / r Р = р1 + ρgh+ 2σ/r р-? р = 105 Па + 103 кг/м3 • 9,8 м/с2 • 0,5 м + 2 72 10-3 Н/м/2 10 -Зм =105044 Па = 105 кПа О т в е т : 105 кПа. 3. Каково должно быть наименьшее сечение стальной проволоки длиной 4,2 м, чтобы при действии растягивающей силы, равной 10 кН, ее абсолютное удлинение не превышало 0,6 см? Модуль Юнга стали 220 ГПа. Р е ш е н и е. По определению: σ = F/S По закону Гука: σ = Еε = EΔℓ/ℓ Приравнивая, получим: S = Fℓ/ЕΔℓ S = 104 H 4,2 м/ 2,2 1011Па 6 10-3м = 31,8 10-6 м2 О т в е т: 31,8 10-6 м2. Преподаватель. Консультанты проверят правильность решения задач. А мы продолжаем нашу работу и подходим к заключительному туру - «Экспериментальному». V тур - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ Преподаватель. Каждой команде предлагается выполнить практическую работу. По жребию определяется тема практической работы. Практическая работа № 1. Определение средней квадратичной скорости молекул воздуха. Практическая работа № 2. Определение поверхностного натяжения воды. Практическая работа № 3. Определение модуля Юнга резины. Учащиеся должны знать заранее порядок выполнения работы, поэтому они только производят измерения и оглашают результат, а консультанты наблюдают и оценивают работу. После выполнения работы консультанты подводят общий итог. Преподаватель. Наша работа подошла к завершению. Итогом работы каждого учащегося является итог группы, то есть та оценка, которую вы получили в соответствии с набранными баллами. Оглашение результатов зачета. А завершить наш урок я бы хотела словами Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький». Не важно, каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали. |
Автор разработки: Боровик Н. Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2230 | Загрузок: 296 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |