Главная » Разработки уроков » Физика

Тепловые явления

Цель: систематизации и обобщения изученного материала, проверить уровень усвоения учащимися знаний и навыков решения задач с темы «Тепловые явления»; развивать  самостоятеное  аналитическое мышление, формировать коммуникативные  и социальные компетентности,  саморазвития, самообразования, воспитать интерес к изучаемому  предмету, умение видеть взаимодействие и взаимосвязь физических явлений.

Оборудование: карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный

1.Организационный момент. (1мин)

2. Психологическая игра «Хорошие слова» (ученики за партой обмениваются комплиментами) (1 мин)

3. Фронтальный опрос «Почемучка» (14 мин)

4. Повторяем формулы (4 мин)

5. График (3 мин)

6. Решение задач «Выйти из круга» (20 мин)

7. Итоги урока. Выставление оценок. (2мин)

Учитель:

Без света мы не могли б видеть окружающий нас мир, без звука – слышать, а без тепловых солнечных лучей ни мы сами, ни растения, ни животные не смогли бы существовать, следователь без  тепла нет жизни. Но сильный холод  и жара разрушают все живое.  Все тела излучают энергию. В XVIII веке многие ученые считали, что теплота – это особое вещество «теплород», невесомая жидкость, содержащаяся в телах. Сегодня мы знаем, что это не так. И сейчас мы поговорим с вами о теплоте, о тепловых явлениях.

3. Фронтальный опрос. «Почемучка»

Почему батареи центрального отопления ставят обычно под окнами?  (Нагревание воздуха в помещении основано на естественной конвекции. Холодный воздух имеет большую плотность, чем теплый, и поэтому он будет опускаться вниз, где будет нагреваться батареями центрального отопления.)
Почему просторная обувь защищает от мороза лучше, чем тесная? (Воздух имеет плохую теплопроводность, поэтому просторная обувь лучше защищает от мороза, чем тесная.)
Почему нагретые детали охлаждаются в воде быстрее,  чем на воздухе? (Теплопроводность воздуха меньше, чем у воды, поэтому разогретые детали быстрее охлаждаются в воде.)
Почему ствол винтовки покрывают деревянной накладкой?  (При выстреле ствол винтовки нагревается, так как дерево обладает плохой теплопроводностью и поэтому предохраняет руки от ожогов.)
Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?  (Грязный снег полностью поглощает солнечные лучи, а  белый снег частично поглощает, а частично отражает солнечные лучи,  поэтому грязный снег тает быстрее, чем белый)
Почему чайники лучше делать блестящими? (Блестящая поверхность испускает меньше тепловых лучей, поэтому  в таких чайниках вода медленнее остывает и быстрее нагревается)
Почему, самовар начинает распаиваться, когда его нагревают без воды?  ( Когда воды в самоваре нет, то все количество теплоты идет на нагревание металлических частей самовара, в результате чего места спаянные оловом распаиваются.)
Почему чай в чашке обычно остывает быстрее, чем в стакане?  (Обычно чашки имеют больший диаметр, чем стакан, поэтому испарение жидкости  с ее поверхности происходит быстрее. В результате жидкость остывает быстрее.)
Почему при  выходе из реки после купания мы ощущаем холод? (При выходе из воды после купания на теле остаются капельки воды, которые испаряются, тем самым понижая температуру нашего тела, и мы ощущаем холод.)
Почему на Севере для измерения низких температур пользуются не ртутными термометрами, а спиртовыми? (Температура кристаллизации ртути -390С, температура кристаллизации спирта -1140С, поэтому для измерения температур ниже -390С использую спиртовые термометры.)
4. Повторяем формулы

Не изучишь теплоту

Напишешь формулу не ту,

А когда все повторишь

То задачу ты решишь.

В формулах вместо звездочки поставить физическую величину.

=*m∙Δt
Lm
=λ*
=*m
=*V
=*S

5. Графики

В течение трех  минут составьте физический  рассказ по графику.  (Приложение 1)

6. Решение задач.  Игра «Выйти из круга». (Приложение 2)

(Все задачи составлены так, что из круга можно выйти только после решения всех предложенных задач.)

7. Учитель проверяет правильность решения задач и подводит итоги урока.

Правила:

Нельзя решать задачи по порядку.
В круг задач входят по номеру варианта.
Следующую задачу,  для решения выбирают по ответу предыдущей задачи, при необходимости используют код.
Из круга задач выводит ответ, который не совпадает с номерами задач данной карточки.

Приложение 1.

       График 1. Мы налили в кружку горячей воды, температура которой оказалась 400С. Кружку с водой мы поставили в холодильник, где ее температура опустилась до 00С, при этом вода превратилась в лед. Достанем кружку из холодильника, поставим ее на плиту. При 00С лед начинает плавиться, а его температура остается постоянной во время всего плавления льда. Потому что вся энергия, которую получает лед, нагретый до температуры плавления, расходуется на разрушение кристалла, поэтому температура тела не повышается, а остается равной 00С пока полностью не превратиться в воду. После того  как весь лед расплавитлся и превратился в воду, температура снова стала подниматься, когда она достигла 200С мы сняли кружку с водой с плиты.

Приложение 2.

Вариант 1.

Сколько энергии выделится при полном сгорании природного газа массой 75 г? Удельная теплота сгорания природного газа 4∙107Дж/кг
Какое количество теплоты (в кДж) необходимо передать  меди массой

2 кг при нагревании от 250С до 300С? Удельная теплоемкость меди

400 Дж/(кг∙0С)

На сколько градусов нагреется вода массой 2,5 кг, если ей передать

21 кДж теплоты? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг∙0С)

Сколько водяного пара при 1000С, необходимо конденсировать, чтобы выделилось 2,3 МДж теплоты? Удельная теплота парообразования 2,3∙106Дж/кг.

Решение заданий 1 варианта.

Q=m∙q; Ответ: 3МДж
Q=c∙m∙(t2-t1); Ответ: 4 кДж
Δt= ; Ответ: 20

Вариант 2

Какое количество теплоты  (в кДж) потребуется для плавления свинца массой 40 г? Удельная теплота плавления свинца 25 кДж/кг.
Какова удельная теплоемкость вещества, если при остывании 1,5 кг этого вещества на 60С выделилось 18кДж энергии?
Какое количество теплоты (в кДж)  выделится при полном сгорании 100 г каменного угля? Удельная теплота сгорания каменного угля 30∙106Дж/кг
Какова удельная теплота парообразования жидкости, если при конденсации 9 г ее паров выделилась 3,6 кДж теплоты?

Вариант 3

В результате конденсации водянного пара при 1000С выделилось

6,9 МДж теплот. Определите массу конденсированного пара. Удельная теплота парообразования 2,3∙106Дж/кг.

Сколько керосина (в г ) надо сжечь, чтобы выделилось 184 кДж теплоты?  Удельная теплота сгорания керосина  46∙106Дж/кг
Какое количество  нужно расплавить олова, взятого при температуре плавления, чтобы выделилось 118 кДж  энергии?  Удельная теплота плавления  5,9∙104Дж/кг
Начальная температура льда -50С. До какой температуры нагреется лед, если ему сообщить 4200 Дж теплоты? Масса льда 0,5 кг. Удельная теплоемкость льда 2100Дж/(кг∙0С)

Вариант 4

Сколько энергии выделится при полном сгорании топлива массой 0,15 кг? Удельная теплота сгорания топлива 20 МДж/кг.
Определить массу меди, если на ее нагревания от 200С до 1200С пошло 160кДж теплоты. Удельная теплоемкость меди

400 Дж/(кг∙0С)

При кристаллизации  и охлаждении от температуры плавления до 600С серебрянной пластины выделилось 650 кДж теплоты. Определить массу  серебрянной пластины. Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг∙0С), Удельная теплота плавления серебра 10∙104Дж/кг.
КПД двигателя внутреннего сгорания 0,25%, сколько необходимо израсходовать бензина, что бы двигатель совершил полезнуб работу равную 11,5 МДж? Удельная теплота сгорания бензина 46∙106Дж/кг.

Тепловые явления

Скачать конспект (68.0 Kb)



Автор разработки: Бондарева И.В.

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 623 | Загрузок: 212 | Комментариев: 0

Ключевые слова: тепловые явления

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»