Главная » Разработки уроков » Физика

Теплота сгорания топлива

Проблема. Химическое загрязнение атмосферы – следствие сгорания топлива.

Тип урока: формирование  знаний, умений и навыков.

Цель урока: изучить экологическую проблему, возникающую в результате сгорания топлива.

дидактическая: формировать познавательную компетентность учащихся по проблеме «Химическое загрязнение атмосферы – следствие сгорания топлива» на основе внедрения принципа активности и самостоятельности (вести поиск информации и работать с ней, делиться своими знаниями с другими учащимися, задавать вопросы учителю и учащимся, рецензировать ответ товарища), формировать элементы самообразовательной компетентности (навыки работы с дополнительными источниками информации, чтение схем, диаграмм, таблиц, умения ставить цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезу, объяснять причинно-следственные связи физических явлений, анализировать, обобщать, делать выводы);

развивающая: развивать коммуникативную компетентность (навыки сотрудничества, руководство работой), жизненную компетентность (применение знаний в жизни), развивать логическое мышление, память, внимание, умения строить алгоритм действий, необходимый для достижения результата, дать возможность учащимся на основе екологических проблем воспринять учебный материал на высшем уровне познавательной активности;

воспитательная: активизировать самостоятельность мышления учащихся, формировать научное мировоззрение, воспитывать чувство коллективизма, навыки групповой работы, привить интерес к теме,  воспитывать ответственность, трудолюбие, требовательность к себе, сознательное ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Задачи урока:

Постановка цели и задач учебной деятельности. Формирование целенаправленности школьников в учебной деятельности.
 Мотивация обучения.
Обучение учащихся общим учебным умениям и навыкам, умственным действиям.
Воспитание активной личностной позиции учащегося.
 Предоставление учащимся самостоятельности.
 Использование форм, методов и способов рационализации учебной деятельности учащихся.
Обучение учащихся самоконтролю, самооценки, самоанализу результатов своего обучения.

Девиз урока: «Я – сам!»

Оборудование. На доске плакаты: «Рационально и экономно используем газ и электроэнергию!», «Берегите, храните, как зеницу ока, землю!», «Уровень развития цивилизации определяется:

• количеством использованной электроэнергии;

• состоянием окружающей среды и здоровьем людей».

Ход урока

.  Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

Учитель. Здравствуйте, дети! Садитесь. Я рада видеть всех вас. Улыбнемся друг другу! Сядьте удобно, правильно.

Повторяйте тихо за мной:

Я готов к уроку!
Внимание мое растет!
Я все замечу!
Голова мыслит ясно!
Я все запомню надолго!
Я хочу учиться!

 Каждый раз, отправляясь на урок, вы надеетесь узнать для себя нечто новое и необычное. Оправдаются ли ваши надежды сегодня? Уверена, что непременно оправдаються. Желаю удачи!

. Объявление темы, проблемы, цели,  задач урока и ожидаемых результатов. (3 мин.)

(приложение 1)

ІІІ. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности (4 минуты)

Итак, дети, мы сегодня с вами решаем очень важную проблему, которая волнует не только нас и наше государство, но и все человечество. Эта проблема глобальна и очень актуальна в наше время. Для  понимания проблемы раскроем смысл составляющих проблемы, т.е. физических понятий: горение, топливо, атмосфера, удельная теплота сгорания топлива. В этом нам поможет наш верный друг – энциклопедия (приложение 2)

ІV.  Работа учащихся в домашних группах по методике «Обучаясь учусь»   (7 минут)

Мы объединились в домашние творческие группы, потому что вполплеча работа тяжела, оба подставить – легче справить.

Учащиеся разделены  на 3 домашние группы. Идет обсуждение материала в домашних группах для презентации работы перед классом. 

Работа домашней группы «Химики»

  Задание №1

Изучить химический состав топлива. Найти общие химические элементы.
Изучить образование новых молекул в результате химической реакции топлива с кислородом.

Задание №2

Провести опыт

Зажжем свечку и накроем ее стеклянной посудой. Через некоторое время свечка потухнет. Почему?

Работа домашней группы «Поиск»  

 Задание  №1

Обосновать физический процесс: сгорание  топлива на электростанциях – причина загрязнения окружающей среды.
Можно ли энергию, скрытую в органическом топливе сразу получить в виде электричества?
Важнейшая проблема энергетики.

Задание №2

Решить задачу. Сколько электроэнергии затрачивается в течение 1 ч лампочкой, мощностью 60 Вт в наших с вами квартирах (в классе 14 учащихся).

Задание №3

Составить план действий по экономии электроэнергии.

Работа домашней группы «Рационализаторы»

Задание №1

Раскрыть преимущества и недостатки применения электростанций.
Каковы экологические проблемы использования тепловых двигателей?

Какие экологические проблемы возникают в наше время в связи с попаданием в атмосферу химических элементов во время сгорания топлива?

Задание №2

Решить задачу, которая поможет найти способ сохранения топлива в быту.

Какое количество теплоты необходимо для нагревания одного стакана воды (200 г) до кипения; полного чайника (3 л)? Сколько газа нужно затратить в первом и втором случае?

Задание №3

Составить текст листовки с обращением к учащимся школы  по экономии природного газа.

V. Поддержка положительной атмосферы группового взаимодействия

(2 минуты)

Упражнение «Несколько хороших слов»

Участники обрисовывают свою ладонь, внизу подписывают свое имя, затем передают по кругу следующему участнику, который на одном пальчике должен написать положительную черту собственника рисунка.

VІ. Презентация работы групп  (15 мин).

(приложение 4)

VІІ. Развитие памяти у учащихся (1 мин)

Упражнение «Глаз»

 «Закрыть глаза, создать образ написанной на доске схемы. Откройте глаза, проверьте себя. Оцените свою память.» Дома несколько минут поработать над памятью.

VІІІ. Контроль  знаний (4 минуты)

У вас на столе схема с заданием. Заполните ее. Проверьте друг у друга и поставьте оценку (приложение5).

ІХ. Выступление рецензентов (3 минуты)

(приложение 6)

Х. Подведение итогов (2 минуты).

 Стадии итогового урока:

- установление фактов (что произошло?);

- анализ причин (почему это произошло?);

- план действий (что нужно делать дальше?).

ХІ. Домашнее задание (2 минуты)

Выполнить дифференцированные задания:

1.Сформулировать по 2 вопроса к физическим понятиям: «топливо», «атмосфера» и физическому явлению «горение» - 6 баллов. Например, какое топливо менее загрязняет атмосферу?

2.Составить небольшой рассказ, который содержит не менее 5 смысловых ошибок – 7-9 баллов.

Например, химическое загрязнение атмосферы – это не глобальная проблема, она не волнует все человечество…

3.Придумать 4 необыкновенные физические ситуации с ответами. Например, что было бы, если бы не было природного топлива на Земле? и т.д. - 12 баллов.

Домашняя игра«Спички»

Цель: развивать произвольное внимание и память.

Ход упражнения: предложить ученикам поиграть дома в игру, которая развивает внимание. Один участник выкладывает из 7-10 спичек фигуру и показывает ее на 1-2 с другому участнику, потом закрывает ее листом и предлагает воспроизвести. На последнем этапе – сверить.

Теплота сгорания топлива

Скачать конспект (75.3 Kb)



Автор разработки: Сторожук В.

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 446 | Загрузок: 175 | Комментариев: 0

Ключевые слова: топливо, теплота, сгорание

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»