Главная » Разработки уроков » Физика |
Цель урока: Обеспечить в ходе урока усвоение законов параллельного соединения проводников, развивать у школьников самостоятельность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мнения. Тип урока: Урок усвоение новых знаний проблемно-поисковым методом. Оборудование: источник тока, 4 лампы на 2,5В, амперметр, вольтметр, соединительные провода. Ход урока. I. Организационный момент, сообщение плана работ: 1) повторение основных физических величин, ед. измерения, условных обозначений, последовательного соединения проводников, 2) постановка задачи, 3) решение её, 4) вывод. II. Актуализация опорных знаний: 1) какие физические величины характеризуют электрическую цепь (I, U, R)? 2) как взаимодействуют между собой (закон Ома I=U/R)? 3) в каких единицах измеряются сила тока, напряжение, сопротивление? 4) какой способ соединения проводников мы изучили на прошлом уроке? III.Формирование новых знаний: Постановка ПРОБЛЕМЫ: зависит ли сопротивление группы проводников от способа их соединения? Задание: 1. Собираем цепь из 2 последовательно соединенных ламп по схеме, представленной на доске: 2. Измеряем силу тока, записываем на доске под схемой I1=1 А Вопрос: Если в цепь дополнительно включить еще 2 лампочки, как изменится сопротивление цепи и сила тока в ней? Ответ: Записали на доске варианты ответов учащихся Проверим ответ учащихся экспериментально, измерив силу тока в цепи, схема которой дана: I2= 0,5 А I1/I2=1 А/0,5 A = 2, значит R2=2R1 Вывод: Сопротивление цепи увеличится в 2 раза, а сила тока уменьшится в 2 раза. Вопрос: Как изменится сопротивление цепи, если включать 2 лампы, не последовательно, а другим способом? Ответ: Учащиеся высказывают свои предположения. Чтобы проверить эти предположения, нужно проделать эксперимент: предыдущую схему переделываем в параллельную цепь, состоящую из двух ветвей по 2 лампы в каждой. Амперметр закрывается экраном. Замыкаем цепь. Измеряем силу тока I=2 A Вывод: Сила тока увеличилась. Вопрос: Почему увеличился ток в цепи при неизменном количестве элементов цепи и постоянном напряжении? Рассуждение с учащимися о том, что при неизменном напряжении сила тока может увеличиться только за счет изменения общего сопротивления цепи. Значит, проводники можно соединять другим способом. Каким еще способом можно соединять проводники? ТЕМА УРОКА: Параллельное соединение проводников. Выясним опытным путем закон параллельного соединения, включив в цепь приборы для измерения силы тока, напряжения. R1= 2 Ом R2= 4 Ом Замыкаем цепь и снимаем показания приборов. I1= 2 А I2 = 1 А Вопрос: Какая величина при параллельном соединении I = 3 А одинакова на всех участках цепи? U1 = 4 В Вывод: При параллельном соединении проводников U2 = 4 В напряжение на всех участках цепи постоянно U1=U2=U общ. U = 4 В Задание: Определим сопротивления R1, R2, R общ. Вопрос: Какой закон дает нам возможность сделать это? Ответ: Закон Ома для участка цепи R=U/I Вычислили для R1=U/I1 R1=2 Ом, для R2= U/I2 R2=4 Ом, Тогда R общ. = U/I общ. R общ. = 4/3 Ом Задание: Найти отношение силы тока на первом участке цепи и силы тока на втором участке Ответ: I1/I2 = 2 А/ 1 А = 2, Вопрос: А что можно сказать про отношение R1/R2 ? Ответ: R1/R2 = 2 Ом/4 Ом = ½. Вывод: Они взаимно обратны. Вывод делают учащиеся: При параллельном соединении проводников сила тока в цепи обратно пропорциональна их сопротивлениям I1/I2=R2/R1 Задание: Сравнить силу тока в общей части цепи и силу тока на отдельных ее участках Вывод: При параллельном соединении проводников сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в ответвлениях : I общ. = I1+I2 Задание: Вывести формулу для расчета общего сопротивления участка цепи с параллельным соединением проводников, зная закон Ома для участка цепи и используя полученные соотношения. Ответ: Зная, что I общ. = I1+I2 и I=U/R, получим U/R= U1/R1+ U2/R2, откуда получим 1/R=1/R1+ 1/R2 Выводы по теме: (Закономерности параллельного соединения проводников)
I1/I2=R2/R1 IV.Закрепление новых знаний: Вопрос: Какие виды соединений мы изучили? Задание: Сравните эти два вида соединений (выходят к доске два ученика, составляют две схемы и под ними записывают закономерности для соответствующих соединений и делают выводы) I1=I2=I U1=U2=U U=U1+U2 I=I1+I2 U1/U2=R1/R2 I1/I2=R2/R1 R=R1+R2 1/R=1/R1+1/R2 V. Домашнее задание. §14 - прочитать и ответить на вопросы. Упр.14(1,2,3) - решить задачи |
Автор разработки: Щиголева О. И. Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1342 | Загрузок: 228 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |