Главная » Разработки уроков » Физика |
Девиз урока: Смотри в корень!!!!!! Развитие взглядов на природу света. - Сообщение ученика: Развитие взглядов на природу света. Закон прямолинейного распространения света. - Сообщение ученика: Закон прямолинейного распространения света. - Вопрос классу: Известно, что длина тени, которую отбрасывает предмет, в течение дня меняется. Самая короткая тень в полдень, а к вечеру тень «растет». А есть ли на Земле место, где длина тени в течение дня не меняется? (на полюсах, т к линейная скорость, вызванная вращением Земли минимальная) - Опыт: расположить два проекционных аппарата так, чтобы «световые пучки» проходили один сквозь другой. Будут ли искажаться изображения? ( каждый пучок ведет себя самостоятельно, независимо от других пучков и не оказывает никакого влияния на другие пучки – это свойство независимости пучков) Опыт: «Цыпленок в яйце» ( когда включен один ОТП, на экране – резкая тень, такая же тень – если включен второй ОТП. При одновременном включении двух ОТП образуется тень и полутень) В огромных масштабах тень и полутень наблюдают при лунных и солнечных затмениях. - Сообщение ученика: Лунные и солнечные затмения. - Опыт: объясните принцип работы перископа. Законы преломления и отражения света. - Сообщение ученика: Законы отражения света. - Сообщение ученика: Законы преломления света. - Вопрос классу: Почему спец. одежда металлургов покрывается тонким слоем металла – хорошего проводника тепла? (слой металла отражает тепловые и световые лучи, не дает одежде воспламениться.) - Вопрос классу: Почему прозрачна промасленная бумага? (обычная промасленная бумага состоит из тонких полупрозрачных волокон, между которыми находится воздух. Падающий свет, проникая внутрь, испытывает многократные отражения от волокон и как бы запутывается в них, не выходя наружу и не попадая в глаза. Жир заполняет промежутки между волокнами, луч света на границе масло – волокно не испытывает ни отражения, ни преломления, т к показатели преломления масла и бумаги приблизительно равны. Поэтому промасленная бумага прозрачна.) Плоское зеркало. -Сообщение ученика: Плоское зеркало. - Опыт: Сколько изображений можно получить в 2-х зеркалах, если их расположить под углом 90º, 72º, 66º? ( 4,5.6) - на эффекте отражения света в зеркалах основано старинное гадание с зеркалом. Гадающий видит перед собой уходящий вдаль ряд отражений свеч, которые помещены между двумя зеркалами. Жуткое впечатление от гадание очень красиво передано А.Фетом: Зеркало в зеркало с трепетным светом, Я при свечах навела…. В два ряда свет и таинственным трепетом, Чудно горят зеркала…. Страшно припомнить душой оробелою… Этим пользовалась инквизиция. - Сообщение ученика: «Пытка зеркалами». - Вопрос классу: А можно ли увидеть зеркало? (нет, только отраженные предметы) - Опыт: Устройство калейдоскопа. Ученики за месяц до урока, получили задание: изготовить калейдоскоп самостоятельно. В Англии, в 17 веке, изобретен прибор, описанные поэтом В.Измайловым так: Смотрю, - и что в моих глазах? В фигурах разных и звездах… Сапфиры, яхонты, топазы И изумруды, и алмазы, И аметисты, и жемчуг, И перламутр – все вижу вдруг!!!! Лишь сделаю рукой движенье И новое в глазах явленье!!! Калейдоскоп – прибор, в котором используется многократное отражение от зеркал или стекол. Калейдоскоп используют для составления узоров и орнаментов. «…Океаны высохнут, горы сотрутся в порошок, прежде чем будут исчерпаны все узоры калейдоскопа, для этого потребуется не менее 500 млрд. лет...» Полное отражение света. - Сообщение ученика: Полное внутреннее отражение. - Опыт: Полное внутреннее отражение. Показатель преломления. - Сообщение ученика: Показатель преломления среды. - Седой древностью оставлена нам легенда о чудесной шапке, которая делает невидимым каждого, кто ее найдет. - А.С.Пушкин в поеме «Руслан и Людмила» дал классическое описание волшебных свойств шапки – невидимки: И девице пришло на ум, В волнении своенравных дум Примерить шапку Черномора. Людмила шапкой повертела На брови, прямо, набекрень, И задом наперед одела. И что ж? О чудо старых дней! Людмила в зеркале пропала, Перевернула – перед ней Людмила прежняя предстала. Назад надела – снова нет… Сняла – и в зеркале! Прекрасно! Добро, колдун! Добро, мой свет! Теперь мне здесь уж безопасно. Давно уже осуществлены многие мечты древности. А нельзя ли приобрести «шапку – невидимку», т е найти средство сделать себя совершенно невидимым. - Вы читали роман Г.Уэлса «Человек – невидимка». - Вопрос класу: В каком случае вещество, помещенное внутрь прозрачного материала, будет невидимым? (если оба вещества будут иметь одинаковые показатели преломления.) - Вопрос класу: Мог ли быть зрячим «человек – невидимка»? ( нет, глаза должны иметь такой же показатель преломления, как воздух) Подведение итогов. Домашнее задание. |
Автор разработки: Балтер Галина Борисовна Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 941 | Загрузок: 251 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |