Главная » Разработки уроков » Физика |
Цель урока: познакомить учащихся с понятием математического маятника, законами колебаний пружинного и математического маятников; формировать у учащихся любознательность, внимание; развивать логическое мышление, способность к догадке Тип урока: комбинированный урок. Оборудование: - мультимедийный проектор - модель пружинного маятника; - интерактивная доска Демонстрации: Свободные колебания математического маятника. Зависимость периода колебаний математического маятника от его длины Свободные колебания пружинного маятника. Зависимость периода колебаний груза на пружине от упругих свойств пружины и массы груза. План изложения нового материала: 1. Математический маятник. Период колебания математического маятника. 2. Период колебаний груза на пружине. (Компьютерная поддержка в Приложении 3) Проверка знаний Самостоятельная работа № 4 «Основные характеристики гармонических колебаний». По окончании взаимопроверка в парах. Актуализация опорных знаний. 2. Что такое маятник? Где используют? 3. Как вы думаете, что представляет собой математический маятник? Постановка целей и задач урока. 1. Математический маятник. Чтобы найти период колебаний груза, подвешенного на нити, необходимо сделать некоторые допущения. Во-первых, будем считать, что размеры груза намного меньше длин нити, а нить — нерастяжима и невесома. Во-вторых, будем считать угол отклонения маятника достаточно малым (не более 10—15°). Математическим маятником называется идеализированная колебательная система без трения, состоящая из невесомой и нерастяжимой нити, на которой подвешена материальная точка. Возвращающей силой в данном случае является равнодействующая F силы тяжести mg и силы реакции нити Т. При малых углах можно считать, что F направлена но касательной к траектории. Выберем ось х, как показано на рис. Тогда при малых углах θ можно считать, что проекция этой силы на ось х Fx = -mgsinθ=-mg Согласно второму закону Ньютона, ах=Fx/m , поэтому ах=- x. Сравнивая это равенство с формулой ах = - ω2х, мы видим, что ω2 [freeOscill] Модель 2. Математический маятник. т.е. ω= . Так как Т = 2π/ω, то период колебаний математического маятника равен: T=2π (Проверить зависимость Т от l можно с помощью компьютерной модели 2 изменяя значения длины наблюдают за периодом) Известно, что в разных точках земного шара ускорение свободного падения разное. Оно зависит не только от формы Земли, но и от наличия в ее недрах тяжелых (металлы) или легких (газ, нефть) веществ. А значит, и период колебаний маятника в разных точках будет разный. Это свойство используется, в частности, для определения залежей полезных ископаемых. 2. Период колебаний груза на пружине. (Работа с учебником). [SOscill] Модель 3. Колебания груза на пружине массой выражением ω2= , а T = , то период колебаний груза на пружине равен: Т = 2π (Проверить зависимость Т от m можно с помощью компьютерной модели 3 изменяя значения массы наблюдают за периодом) Таким образом, период математического маятника, в отличие от пружинного, не зависит от массы груза, а период колебаний как математического, так и пружинного маятника не зависит от амплитуды. Это важное общее свойство гармонических колебаний. Все свойства и зависимости периода свободных колебаний можно проверить с помощью колебательных моделей. Учащиеся распределяются на группы садятся за компьютеры и изменяя параметры колебательных моделей находят зависимости периода колебаний от характеристик системы. Исследовательская работа учащихся с помощью компьютерной модели. (Работа по группам) Вопросы, ответы на которые учащиеся должны дать в ходе выполнения исследования. Вариант 1. Как изменится период колебаний этого маятника при уменьшении амплитуды колебаний? Вариант 2. Как изменится период колебаний математического маятника, если массу груза увеличить (уменьшить)? ВЫВОДЫ: От чего зависят и не зависят колебания. Задачи, решаемые на уроке Подвешенный на пружине груз, находясь в равновесии, растягивает пружину на 10 см. Достаточно ли этих данных, чтобы найти период колебаний груза на пружине? (Результаты можно проверить с помощью колебательной модели.) Для конспекта ученика ■ Математическим маятником называется идеализированная колебательная система без трения, состоящая из невесомой и нерастяжимой нити, на которой подвешена материальная точка. ■ Период колебаний математического маятника Т = 2π ■ Период колебаний груза на пружине Т = 2π - ■ Период гармонических колебаний не зависит от амплитуды. Домашнее задание: §13 чит, решить две задачи на выбор. 1) Каковы период и частота колебаний прицепа массой 110кг на рессорах с общей жесткостью 12 кН/м? (Сб: № 1.2. Ответ: 0,6 с; 1,7 Гц.) 2) Найдите жесткость пружины, если подвешенный на ней груз массой 700 г совершает 18 колебаний за 21 c. (Сб: № 1.1 Ответ 20 Н/м) 3) Как изменился ход маятниковых часов, приведенных из Киева на научную станцию в Антарктиде? (Сб №1.17) 4) Каково отношение длин двух математических маятников если один из них совершает 31 колебание за то же время, за которое второй совершает 20 колебаний? (Сб:№ 1.19. Ответ: длина второго маятника больше в 2,4 раза.) Дополнительное: Сб; № 1.29, 1.3З. 1.37. |
Автор разработки: Гнилицкий Евгений Анатольевич Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2003 | Загрузок: 225 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |