Главная » Разработки уроков » Физика |
Цель таких занятий: повторить и систематизировать материал, продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения, рассматривая вопросы о ступенях познания, привлечение ребят к выполнению различных творческих заданий и их обсуждение. План урока (программа КВН) 1. Разминка «Только о силах». 2. Конкурсы команд «Внимание, невесомость!», «Действие и противодействие». 3. Проверка домашних заданий: «Интервью барона Мюнхгаузена», «Интервью космонавтов». 4. Взаимодействие на дорогах планеты. Цикл вопросов автомобилистам и велосипедистам, выполняющим крутой поворот. 5. «Обучение танцам на основе законов физики». 6. Конкурс болельщиков «Поездка в автобусе». 7. Конкурс капитанов «Полет к Луне». Подготовка КВН начинается вначале изучения раздела «Динамики». Вывешивается план КВН. Учащиеся готовят интервью, то есть домашнее задание. А теперь подробнее о каждом задании. Разминка «Только о силах» В конкурс включены три вопроса или задания. Первый - об измерении сил, на наблюдательность. Каждая команда должна представить своим «соперникам» и зрителям подготовленный заранее сюжетный рисунок, где фигурирует динамометр, измеряющий силу. Требуется определить, что покажет динамометр. Цель второго вопроса - привлечь внимание присутствующих к проявлению сил в окружающей природе. Третье задание - экспериментальное. Каждая команда готовит и выполняет на демонстрационный стол несложное оборудование и предлагает «соперникам» на опыте проверить правильность своего ответа на задаваемый вопрос. Вопросы, которые выбирали для разминки команды. Вопросы команды «Крутой поворот» 1. Демонстрируется рисунок: с самолета на парашюте сброшен груз массой 16 кг, который прикреплен к сторонам через динамометр. Каковы показания динамометра при полете? Ответ. Пока парашют не раскрылся, груз свободно падает на землю и показание динамометра «0». В момент раскрытия парашюта резко возрастает сила сопротивления воздуха, динамометр покажет разность между силой сопротивления и силой тяжести. Затем парашют достигает скорости установившегося движения и далее опускается равномерно; динамометр показывает силу ~160 Н). 2. Как нужно потянуть за конец нити, намотанной на катушку, чтобы катушка: а) удалилась от экспериментатора; б) приблизилась к нему? Ответ обосновать рассмотрением действия сил и подтвердить его ответом. Вопросы команды «Дети барона Мюнхгаузена» 1. Демонстрируется рисунок: горизонтально расположенный стержень одним концом лежит на опоре, другим - на съемном столике демонстрационного динамометра. Что покажет динамометр в этой ситуации, если стержень имеет массу 5 кг? Ответ. Около 25 Н. 2. Почему человек может бежать по тонкому льду, и не может стоять на нем, не провалившись? Ответ. Результаты действия силы зависит не только от ее назначения, но и от времени действия. 3. Можно ли поставить на край стола плоскую коробку от конфет так, чтобы ее большая часть свешивалась над полом? Осуществите свой замысел, используя предметы из выставленных на демонстративном столе. Оборудование: плоская коробка из-под шоколадного набора, грузы разного размера (плоские и значительного объема), стакан с водой, блок, каток. Ответ. Внутрь коробки у одного ее края положить плоские тяжелые грузы, закрыть крышкой и поместить этим краем на стол. За каждый правильный и полный ответ начисляется одно очко. Конкурс «Внимание, невесомость!» Цель его - выявить знания учеников о странном, на первый взгляд, физическом явлении, когда при наличии силы тяготения «исчезает» при определенных условиях вес тел; рассмотреть, выполняются или нет в этой ситуации изученные на уроках физические закономерности. Ведущий рисует на большом листе бумаги друг под другом такие объекты: перьевую авторучку, барометр-анероид, космонавта, плывущего в кабинете космического корабля при его свободном полете, пружинный динамометр, весы. Лист прикрепляют по середине переносного стенда; два участника (по одному от каждой команды) должны написать рядом с рисунками на стенде (один - слева, другой - справа) ответы («да» или «нет») на вопросы, которые по очереди зачитывает ведущий. Предварительно он делает такое вступление: «В невесомости - при свободном полете космического корабля, то есть в полете с выключенными двигателями...» 1. Пишет ли перьевая ручка? (Да.) 2. Можно ли измерить давление воздуха в кабинете корабля барометром-анероидом? (Нет.) 3. Космонавт, перемещаясь по кабине, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль? (Да.) 4. Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов? (Нет.) 5. А массу при помощи рычажных? (Нет.) Когда запись закончена, на сцену выносят еще один переносный стенд, на котором, тоже по середине, укреплен большой лист бумаги с другой серией рисунков: на нем в столбик друг под другом, изображены: а) сосуд с водой, на поверхности которого плавает тело; б) чайник, наклоненный так, что из его носика вытекает вода; в) сообщающиеся сосуды с однородной жидкостью, установившейся на одном уровне. Вверху листа крупными буквами надпись-вопрос: «Возможны ли в состоянии невесомости такие ситуации?» Вызванные к стенду другие члены команд (по три от каждой) должны справа и слева от рисунков дать свои лаконичные ответы «да», «нет» (задание и способ ответа аналогичны предыдущим). После этого ведущий предлагает всем участникам данного конкурса обосновать с точки зрения физики свои ответы; задание выполняется письменно, и листочки с записями передаются жури. Пока учащиеся работают, объявляется музыкальный антракт (звучит музыка). Оценивается этот конкурс так: по одному очку за каждый верный ответ («да», «нет») и по одному очку за каждое правильное объяснение. Конкурс «Действие и противодействие», или «Игра на перетягивание каната» Прежде чем команды начнут играть в эту известную народную игру, они должны ответить на вопрос: «По законам физики на обе команды со стороны каната действуют одинаковые по величине силы, но направленные в противоположные стороны; команды тоже действуют на канат с одинаковыми по величине и противоположными по направлению силами. А почему же все-таки одна из команд перетягивает канат и выигрывает? Конкурс «Взаимодействие на дорогах планеты» посвящен движению на поворотах. Поворот - опасная часть пути и для водителя автомобиля, и для велосипедиста. Участникам конкурса нужно ответить на некоторые вопросы, связанные с преодолением этой части маршрута, рассмотрев взаимодействие Земли (дороги), транспортного средства и пассажира, то есть действующие в данной ситуации силы. Свои рекомендации иллюстрировать рисунками. Вопросы команде «Крутой поворот» 1. Почему на повороте не следует резко тормозить? 2. Предложим, вы уже совершили поворот и вдруг решили, что едете слишком быстро. Что произойдет, если вы резко нажмете на педаль тормоза? И почему? 3. Гонщики нажимают на педаль газа, выходя из поворота, но не на самом повороте. Почему? Вопросы команде «Дети барона Мюнхгаузена» 1. Все видели, что велосипедист на повороте наклоняется. Угол наклона зависит от скорости движения (возрастает с ее увеличением) и от радиуса дуги окружности, по которой совершается поворот (возрастает с ее уменьшением). А зависит ли угол наклона от массы велосипедиста, то есть должен ли он быть одинаковым для отца и его десятилетнего сына? Ответ обосновать. 2. Почему при выполнении поворота на влажном асфальте велосипедист должен предусмотреть возможность появления опасного скольжения? 3. Почему на автострадах и велосипедных треках у крутых поворотов полотно дороги сделано с наклоном к центру вращения? Конкурс «Обучение танцам на основе законов физики» Известный советский физик Я. Френкель сказал: «Танец представляет собой род телодвижений. Всякое движение тел есть явление механическое. Следовательно, и танец - механическое явление. Поэтому танцы должны изучать механикой». Затем ведущий предлагает командам представить зрителям и жюри небольшой доклад, посвященный описанию нескольких танцевальных фигур на языке танца и одновременно классической механики. Доклад проиллюстрировать движениями танцующей пары. Жюри по трехбалльной системе оценивает выполнение теоретической части задания (доклад) и отдельно по такой же системе - практической части (танец). Конкурс болельщиков «Поездка в автобусе» Все присутствующие в зале, поделенные на болельщиков двух команд, должны представить себя пассажирами автобуса. Каждый получает надутый детский воздушный шарик и держит его за ниточку в левой руке, поднятой вверх. В соответствии с информацией ведущего (которая звучит примерно так: автобус плавно отъезжает от остановки, резко тормозит, подъезжая к ней, делает на большой скорости правый или левый поворот движется равномерно и прямолинейно) надо показать шариком, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, то есть относительно Земли в разных ситуациях. Конкурс построен по типу известной детской игры на внимание. Информация ведущего подается эмоционально, в быстром темпе и беспорядочно. Результаты конкурса жюри подсчитывает после каждой информации (команды): за каждое положение шарика снимается одно очко. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков. Конкурс капитанов «Полет к Луне» Задание первое Вспомните, в каких литературных произведениях описаны путешествия на Луну. Какими способами попали на наш естественный спутник литературные герои? Возможны ли с точки зрения, физики эти способы? Варианты ответов на первые два вопроса: а) Г. Уэллс «Первые люди на Луне»; на пластине их вещества «кейворит», экранирующего силу тяжести; б) Э. Ростан «Сирано де Бержерак»: «Лечь на железный лист и сильными рывками магнит подбрасывать. Он лист железный с вами подтянет к верху. Вы опять подбросьте. Так до Луны и упражняйтесь». Задание второе Докажите, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше зимой. Задание третье Ответьте на основании прочитанных вами материалов и просмотренных телепередач об изучении космического пространства: как на Земле имитировать лунную гравитацию, чтобы тренироваться и подготовиться к ходьбе по Луне? При оценке конкурса жюри исходит из следующего: максимальное число очков за выполнение первого задания - 3, второго - 1, третьего - 1. |
Автор разработки: С. Вольчик Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 721 | Загрузок: 242 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |