Главная » Разработки уроков » Физика

Дисперсия света

Цель: закрепить и углубить знания учащихся о свойствах света, развивать умение видеть новое и узнавать известное в новом, учить наблюдать, сравнивать, изучить явление дисперсии света, знать примеры его проявления, продолжить обучение работе в группах, формирование умения слушать, толерантности.

Оборудование: оптическая скамья, призма, белый лист, фотография спектра, диск с цветными сегментами, электродвигатель, штатив для закрепления диска, табличка «Спектр», магнитная доска, разноцветные полоски на магнитах, заранее изготовленные учениками мини- плакаты, задания для работы в группах (карточки), цветные стекла, картинки, цветные карандаши, проектор (для показа нескольких слайдов с видами природы в ярких красках) или рисунки детей.

(Возможно создание и использование презентации к уроку, вместо детских плакатов – по желанию учителя)

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I.Домашнее задание  -  §23 прочесть, ответить на вопросы к параграфу.

Сделать рисунки «Оптические явления» (или фотографии)

Творческое задание: Составить попурри из «Разноцветных песен» («Оранжевая песенка», «Кузнечик», «Синий платочек», и др.)

Приготовить сообщение – презентацию «Как видят животные»

II.Повторение. Актуализация знаний учащихся.  Напомню, что недавно мы познакомились с интересным явлением – преломлением света (показать стакан с водой и ручкой в воде)

Что такое преломление света?

Как можно увидеть это явление? Где?

Что называют углом падения? Какой угол называют углом преломления?

Почему свет преломляется? (из-за изменения скорости света в среде)

Что такое показатель преломления света?

Сформулируйте законы преломления света.

Как ведут себя световые лучи при переходе в другую среду? (если вторая среда оптически более плотная? менее плотная?)

Начертите дальнейший ход лучей (на доске закреплены рисунки):

α=30°

Вода, n=1,3

α=30°    стекло, n=1,6

Сравните рисунки. Вывод: стекло отклоняет лучи сильнее, чем вода. В стекле скорость света меньше, чем в воде.

На доске вывешивается мини – плакат: Чем сильнее преломляется луч света, тем меньше его скорость в данной среде.

                                                     Стекло

Вывод по призме: призма отклоняет лучи к основанию.

III.Изучение нового материала

Мы не всегда обращаем внимание на красоту вокруг нас. ( Показ красочных слайдов о природе) Красиво! А попробуйте представить себе наш мир черно-белым. Насколько он был бы беднее! Что же такое цвет, почему разные тела отличаются по цвету, как вы думаете? Почему листья растений зеленые, небо голубое, а роза красная? Много лет люди пытались пояснить природу цвета (красного, синего, зеленого,…) Сегодня и мы попытаемся найти ответ на эти вопросы. О белом цвете вопросов не было – белый казался самым простым. Но так только казалось.

В семнадцатом веке Исаак Ньютон провел интересный опыт, который в 21 веке мы повторим. ( затемнение) Возьмем источник света – мощную лампу, свет от неё пройдет через щель. На экране (белый лист на доске) увидим белое пятно от щели. А если на пути света (тонкого луча) поставить призму, то на экране увидим полосу с радужным окрашиваем. Посчитайте цвета. 7 цветов. Кто может их назвать по порядку. (снимаем затемнение) На доске вывешивается фотография спектра, сделанная предварительно. Какой вывод можно сделать из опыта Ньютона? (На доске добавляется мини – плакат)

Белый свет не простой, он состоит из смеси всех цветов спектра.

Спектр – радужная полоса.

К такому же выводу пришел и Ньютон. Ребята, а где еще можно увидеть спектр? (на скосе стекла, в мыльных пузырях, в масляной пленке на воде) Почему же цветные лучи разделились после прохождения призмы? Опишите, как преломляются лучи в призме, начального направления. Как преломляются разные цветные лучи? Они преломляются по-разному. А почему свет преломляется, то есть меняет направление? Из-за разной скорости в воздухе и в стекле. Если цветные лучи в стекле преломляются по-разному, значит у них разные скорости. Добавит на доску новый мини-плакат:

У цветных лучей разная скорость.

Какие лучи мало отклоняются? Красные.

Какие лучи сильнее всего отклоняются? Фиолетовые. Поэтому-то лучи разного цвета попадают на разные участки экрана, то есть разделяются.

От чего же зависит отклонение луча? От его цвета. А еще отклонение зависит от его скорости.

Значит, скорость и цвет связаны.

Плакаты: Скорость зависит от цвета луча.

Дисперсия – зависимость скорости распространения света в определенной среде от цвета светового луча.

V ~ от цвета (скорость зависит от цвета)

Если белый свет мы разделили, разложили на составные - цветные лучи, то что будет, если разноцветные лучи опять собрать в один?

Ньютон при помощи линзы собрал все цветные лучи в один и на экране увидел… белый цвет (схема опыта Ньютона) Проверим и мы. Опыт со сложением 7 цветов с вращением круга с секторами.

Почему при одинаковом солнечном свете мы видим листья растений зелеными, экран белым, шарф – синим…?

Экран белый - отражает почти все солнечные лучи. Листья растений зеленые, потому что они отражают свет избирательно: хорошо отражает зеленую часть белого света и очень слабо - все остальные части спектра.

Вывесить плакат: « Цвета тел»

IV. Обобщение и закрепление изученного материала

1.Выберите, на каком рисунке показано явление дисперсии

2. Какое природное явление поясняется дисперсией света?

А) молния;  Б) солнечное затмение;  В) радуга;,

Г) лунное затмение;   Д) тень от дерева;

3.В радуге выделяют 7 цветов. Восстановите последовательность цветов, начиная с красного  (на магнитной доске надо установить цветные полоски)

4.Задания для работы в группах, три варианта. (группы по 2-3 человека)

I группа.

1.Какая информация зашифрована в стихотворении:

                        Как однажды Жак звонарь

                        Голубой стащил фонарь

2.Экспериментально определите, какие цвета получатся, если сложить синий и желтый цвета. Какие лучи пропускает синее стекло?

3. В какое стеклышко на картинке нельзя увидеть тюльпаны?

Нельзя прочесть слово «спектр»? (слово написано красной ручкой)

       II группа

Какие цвета мы можете получить, имея 3 стеклышка? (синий, красный, желтый)
Каков цвет медуз на детском рисунке, если смотреть через красное стекло?

[prazdnik meduz]     3. Почему мы видим черные буквы на белом листе бумаги?

       III группа

1.С помощью цветных карандашей раскрасьте рисунок. Сделайте выводы.

                   желтый       

                синий    

красный                          

2.От чего зависит цвет тела?

3.Каков цвет кораблика на детском рисунке, если смотреть на него через зеленое стекло?

Пока группы работают, класс получает задание и вместе с учителем отвечает на вопросы:

1.Работа с учебником - Есть такое понятие – дополнительные цвета. Что это за цвета? Откройте учебник на странице181. (дополнительные цвет – получается при «вычитании» некоторого цвета из белого. Красный – зеленый,  желтый – фиолетовый, синий – оранжевый.)

2.Как различает цвета глаз человека? Страница 178. Как вы думаете, животные видят мир в таких же красках, как и мы? (желающие приготовят на следующий урок сообщение «Как видят животные»)

3.Как можно объяснить разложение света в спектр при прохождении его через призму?

4.Ломоносов в одной из своих записей ставит такой вопрос: «Любой цвет при смачивании водой становится гуще. Почему?» (Цвет поверхности тела определяется отраженными лучами. При сухой поверхности к лучам, соответствующим окраске тела, добавляется рассеянный белый свет от неровностей поверхности. Поэтому цвет оказывается менее ярким. Когда поверхность пропитана водой, неровности сглаживаются и рассеянное отражение исчезает. Поэтому цвет поверхности

воспринимается как более яркий, темный.)

5.Почему часто после дождя возникает радуга?

6.Можно ли увидеть предмет через 2 стекла - зеленое и красное? (зеленый и красный - дополнительные цвета)

Команды рассказывают о своей работе над карточками.

Игра  «ДА ИЛИ НЕТ» (Ученики на маленьком листке бумаги пишут только номер задания и цифры:  1 - «ДА» или 2 – «НЕТ».)

1.Изменение направления распространения света на границе раздела двух сред, при котором свет переходит во вторую среду, называется преломлением света.

2.Стебель цветка в вазе с водой кажется переломленным на границе воды и воздуха из-за явления отражения света.

3.Луч падает на зеркало под углом 60°, значит угол отражения равен 40°

4.Мы видим предметы благодаря явлению отражения.

5.Белый свет - самый простой по своему составу.

6.Если луч переходит в более плотную среду, он приближается к перпендикуляру.

7.Показатель преломления показывает, во сколько раз уменьшается скорость света в среде по сравнению с вакуумом.

8.Кажущаяся глубина водоёма всегда меньше реальной из-за преломления света.

9.Свет – это излучение.

10.Угол падения больше угла преломления.

Код правильных ответов: 11, 22, 32, 41, 52, 62, 71, 81, 91, 102.

Ответы легко и быстро проверяются взаимопроверкой после обмена работами.

V.Итоги урока. Что нового сегодня узнали вы на уроке?

Что для вас было самым интересным?

Что показалось трудным для понимания?

Понравился ли вам урок? Чем?

Учитель -   Хочу отметить хорошую работу на уроке следующих учащихся…

Эти ученики к оценке за игру «да – нет»  получат дополнительные баллы, как и те, кто работал в группах. Спасибо всем за работу.

Дисперсия света

Скачать конспект (39.0 Kb)



Автор разработки: Скидина Татьяна Борисовна

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 971 | Загрузок: 224 | Комментариев: 0

Ключевые слова: свет

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»