Главная » Разработки уроков » Физика |
Цель урока: Изучить сущность процесса диффузии и показать значение явления диффузии в природе, технике и быту. Задачи: образовательные: сформировать представление о диффузии как о явлении самопроизвольного смешивания веществ, вследствие движения молекул; рассмотреть применение диффузии. воспитательные: научить логически правильно выражать свои мысли средством физико-математического языка; Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая. Этапы урока: Организационный момент (2 мин). Ход урока: Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих, внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку. Сообщить цель урока и объяснить хода урока. На уроке начинаем изучение новой темы, которая называется «Диффузия». В тетрадях записать сегодняшнее число и тему сегодняшнего урока. Подготовка к основному этапу занятия. Активизации ранее полученных знаний Задачи: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания учениками. Физический диктант «Веришь – не веришь» 1. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, так как промежутки между молекулами становятся больше (да) 2. Атом – мельчайшая частица вещества (нет) 3. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда (да) 4. Атомы состоят из молекул (нет) 5. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, так как промежутки между молекулами становятся меньше (да) 6. Молекула – мельчайшая частица вещества (да) 7. При сжатии газа уменьшается объем молекул (нет) Изучение нового материала. Задачи: В ходе поисковой беседы сформулировать понимание о диффузии. Все вещества состоят из мельчайших частичек – ионов, атомов, молекул, которые пребывают в постоянном движении. Именно это движение и становится причиной, по которой возникает процесс диффузии. Диффузия (от лат. diffusio – распространение, растекание), взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие теплового движения частиц вещества. 3.1. Диффузия. Диффузия – это процесс, заключающийся во взаимном проникновении молекул веществ в промежутки между молекулами в других веществах. Молекула – частица вещества, образованная определенным количеством атомов и способная к самостоятельному и стабильному существованию. Давайте более подробно рассмотрим диффузию в различных агрегатных состояниях. Агрегатное состояние вещества – это состояние вещества, которое можно охарактеризовать набором определенных свойств (например, сохранение или неспособность к сохранению объема, формы и т.д.). 3.2. Диффузия в газах. Давайте вместе приведем примеры процесса диффузии в газах. Варианты проявления этого явления могут быть: распространение запаха цветов; слезы из-за нарезания лука; шлейф духов, который можно почувствовать в воздухе. Промежутки между частицами в воздухе довольно большие, частицы двигаются хаотично, поэтому диффузия газообразных веществ происходит достаточно быстро. 3.3. Диффузия в жидкостях. Частички веществ в жидкостях, а это чаще всего ионы веществ, взаимодействуют между собой достаточно сильно. В то же время, расстояние между ионами достаточно большое, что позволяет частичкам легко смешиваться. На картинке видно, как проходит процесс диффузии в жидкостях. Частички краски, попадая на поверхность воды, легко диффундируют, то есть – проникают в воду. 3.4. Диффузия в твердых телах. Твердые тела могут иметь различное строение и состоять из молекул, атомов или ионов, образуя кристаллическую решетку. Частицы твердого тела взаимодействуют друг с другом очень сильно. Все частицы движутся – колеблются, но эти движения очень незначительны. Промежутки между частицами маленькие, поэтому другим веществам трудно проникнуть между ними. Процесс диффузии в твердых телах проходит очень медленно и незаметно для невооруженного глаза. Вывод: молекулы веществ, находящихся в любом агрегатном состоянии, непрерывно двигаются. 3.5. История открытия диффузии. Броуновское движение. Беспорядочное движение частиц жидкостей впервые было доказано ботаником, Почетным хранителем ботанического отделения Британского музея шотландцем Робертом Броуном в 1827 году. Рассматривая в микроскоп пыльцу, размешанную с водой, он увидел непрерывно хаотично двигающиеся темные точки. Те, что были покрупнее, двигались медленнее, не спеша меняли свое направление. Более мелкие – прыгали беспорядочно, случайно, бросаясь из стороны в сторону. Ученый задумался: «Почему?» частички пыльцы двигались под действием ударов, наносимых им движущимися молекулами воды. Броун был настоящим ученым, столкнувшись с непонятным явлением, он его добросовестно исследовал. Он наблюдал движение не только «живых» частичек пыльцы, но и движение «мертвых» частичек глины. Он обнаружил, что в горячей воде частицы двигаются быстрее, чем в холодной. Убедился, что путь их совершенно случаен и не зависит от лондонских кэбов, громыхающих по мостовой. Чтобы убедиться в этом, он потратил немало времени, наблюдая ту же картину в сельской тиши … Явление движения взвешенных частичек в жидкости или газе сейчас называют броуновским движением. Это явление есть еще одно яркое доказательство движения молекул веществ. 3.6. Скорость протекания диффузии в различных агрегатных состояниях вещества. Молекулы газов свободны, так как расстояние между молекулами много больше размеров молекул, двигаются с большими скоростями. Молекулы жидкостей расположены так же беспорядочно, как и в газах, но значительно плотнее друг к другу и поэтому взаимодействуют друг с другом сильнее, чем в газах. Каждая молекула, находясь в окружении соседних молекул, «как бы топчется на одном месте» и медленно перескакивает с места на место внутри жидкости. Молекулы твердых веществ расположены в строгом порядке, образовывая пространственную решетку, чем обеспечивается сохранение формы и объема твердого тела. Частицы твердого тела совершают колебания около положения равновесия, которое остается неизменным очень продолжительное время. Примером служат отшлифованные пластины свинца и золота, если их положить одна на другую и сжать грузом, то при обычной комнатной температуре (около 20°С) за 5 лет золото и свинец взаимно проникнут друг в друга на расстояние всего около 1 мм. Вывод: Диффузия протекает в веществах находящихся в различных агрегатных состояниях, но с разной скоростью. Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах. Скорость протекания диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества. 3.7. Зависимость диффузии от температуры вещества. Мы знаем, что частички веществ начинают двигаться быстрее с увеличением температуры. Значит ли это, что и процесс диффузии будет ускоряться при повышении температуры? Проведём опыт (демонстрация). В два одинаковых стеклянных сосуда наливаем одинаковое количество воды, но различной температуры. Сверху помещаем несколько крупинок растворимого кофе. Пронаблюдаем, что является диффузией в этом опыте? Почему? Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах? Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему? [Подпись: 2. Чем быстрее будут двигаться молекулы соприкасающихся веществ, тем быстрее происходит диффузия.] [Подпись: 1. В ходе диффузии молекулы каждого из соприкасающихся веществ проникают в промежутки между молекулами другого вещества.] [Подпись: 3. Из опытов следует, что диффузия проходила быстрее в том сосуде, где температура выше.] [Подпись: 4. В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее.] Скорость диффузии увеличивается с ростом температуры, так как молекулы взаимодействующих тел начинают двигаться быстрее. Это утверждение справедливо для веществ находящихся в любом агрегатном состоянии. Интенсивность диффундирования одного вещества в другое также зависит и от концентрации этих веществ, и от внешних воздействий (например, если просто капнуть раствор йода в воду и если его еще и перемешать, то скорость приобретения раствором однородного цвета будет разной). 3.8. Применение диффузии. 1. Диффузия в жизнедеятельности человека. Диффузия имеет большое значение в процессах жизнедеятельности человека, животных и растений. Благодаря диффузии кислород из легких пpoникaeт в кровь человека, а из крови – в ткани. 2. Диффузии в технике: На явлении диффузии основана диффузионная сварка металлов (в основном в электронной и полупроводниковой промышленности, точном машиностроении). 3. Диффузии в повседневной жизни (солка и засахаривание, смешивание различных ингредиентов при приготовлении пищи, склеивание поверхностей). 3.9. Отрицательное проявление диффузии. Необходимо отметить вредные проявления явления диффузия. Дымовые трубы предприятий выбрасывают в атмосферу углекислый газ, оксиды азота и серы. В настоящее время общее количество эмиссии газов в атмосферу превышает 40 миллиардов тонн в год. Избыток углекислого газа в атмосфере опасен для живого мира Земли, нарушает круговорот углерода в природе, приводит к образованию кислотных дождей. Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении рек, морей и океанов. Годовой сброс производственных и бытовых стоков в мире равен примерно 10 триллионов тонн. Вывод: значение диффузии в неживой природе велико, а существование живых организмов было бы невозможно, если бы не было этого явления. К сожалению, приходится бороться с отрицательным проявлением этого явления, но положительных факторов намного больше и поэтому, мы говорим об огромном значении диффузии в природе. IV. Физкультминутка. Несколько учащихся играет роль молекул одного вещества, а другая часть учащихся – молекул другого вещества. Задается модель (газ, жидкость, твёрдое тело) и учащиеся моделируют своим движением проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества. . Закрепление нового материала. Работа в группах. Задачи: закрепить полученные на уроке знания; 1. Агрегатное состояние вещества – … (это состояние вещества, которое можно охарактеризовать набором определенных свойств (например, сохранение или неспособность к сохранению объема, формы и т.д.) при определенных условиях. Не только вода может находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Это присуще всем веществам). * Агрегатное состояние вещества (лат. aggrego «присоединяю») – состояние одного и того же вещества в определённом интервале температур и давлений, характеризующееся определёнными, неизменными в пределах указанных интервалов, качественными свойствами: способностью (твёрдое тело) или неспособностью (жидкость, газ, плазма) сохранять объём и форму, Изменение агрегатного состояния может сопровождаться скачкообразным изменением свободной энергии, энтропии, плотности и других физических величин.[1]. 2. Диффузия – это … (процесс, заключающийся во взаимном проникновении молекул веществ в промежутки между молекулами в других веществах). 3. От чего зависит скорость диффузии? Скорость диффузии зависит от температуры, концентрации, внешних воздействий, агрегатного состояния вещества. VI. Итоги урока. Домашнее задание. Задачи: подвести итоги урока и выставление оценок; VII. Заключительный этап урока – рефлексия. Прием “Синквейн”. Учащиеся пересматривают то, что они знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (существительным). Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Пример синквейна по теме «Диффузия» Диффузия Домашнее задание: Физика. Учебник для 7 класса. Автор: Генденштейн Л.Е., 2007, параграф 9 (с. 70-74). Тема «Роберт Броун – британский (шотландский) ботаник, морфолог и систематик растений, первооткрыватель «броуновского движения». ДОМАШНЯЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА (ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДОМА УЧАЩИМСЯ ВЫПОЛНИТЬ ОПЫТ) Тема: Изучение явления диффузии. Цель: Наблюдение за явлением диффузии при различных температурах. Оборудование: два стеклянных стакана, вода, марганец. Ход работы: В два стеклянных стакана наливает одинаковое количество воды. Добавляем равное количество марганца. Ставим первый стакан в холодильник, второй – вблизи источника тепла. Вывод. В ходе изучения явления диффузии наблюдали ее при различных температурах. Установили, что в теплых условиях марганец распределяется равномерно по всему объему, а находясь в холоде – образуется два слоя: нижний – насыщенный, верхний – более прозрачный. Исходя из опыта, с течением времени ситуация почти не меняется. Использованная литература: Агрегатные состояния // Физическая энциклопедия / Д.М. Алексеев, А.М. Балдин, А.М. Бонч-Бруевич, А.С. Боровик-Романов, Б.К. Вайнштейн, С.В. Вонсовский, А.В. Гапонов-Грехов, С.С. Герштейн, И.И. Гуревич, А.А. Гусев, М.А. Ельяшевич, М.Е. Жаботинский, Д.Н. Зубарев, Б.Б. Кадомцев, И.С. Шапиро, Д.В. Ширков; под общ. ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1988 – 1999. 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДАННОГО УРОКА: 1. Тип урока: комбинированный. 2. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая. 3. Девиз урока: «Не учить физику, а исследовать, открывать и познавать мир». 4. Педагогические технологии, используемые на уроке: 4.1. здоровьесберегающие технологии; 4.2. элементы истории развития физики; 4.3. элементы УДЕ (Укрупненная дидактическая единица – это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации, П.М. Эрдниев). |
Автор разработки: Плужник Алена Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 3101 | Загрузок: 305 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |