Главная » Разработки уроков » Физика |
Цель: - разъяснить действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы, ввести понятие силы Лоренца, ознакомиться с практическим применением силы Лоренца. - развивать наблюдательность, способность логически мыслить, умение делать выводы, обобщения, развивать познавательные способности. - воспитывать коллективизм, находчивость, формирование научного мировоззрения, воспитание навыков учебного труда. Оборудование: таблицы, учебник, сборники задач. Тип групповой консультации: комбинированная. Знать: буквенное обозначение и единицы измерения силы Лоренца, формулу силы Лоренца, формулу радиуса обращения заряженной частицы в магнитном поле. Уметь: определять направление силы Лоренца, пояснять практическое применение силы Лоренца. Ход груповой консультации: План:
Создание проблемной ситуации: Мы с вами раньше уже нашли силу,которая действует на проводник с током в магнитном поле.Как выяснилось, магнитное поле взаимодействует только с проводниками, по которым течет ток, не оказывает действия на проводник без тока. Проблемный вопрос: Действует ли магнитное поле на заряженные частицы? Магнитное поле действует не на материал проводника, а на заряженные частицы (электроны или ионы) которые в нем перемещаются. Найдем силу, которая действует на заряженную частицу, которая движется в магнитном поле.
Fa=q0NVBsina Fл=Fa/N=|q0|VBsina Определение: Сила, действующая на движущуюся заряженную частицу со стороны магнитного поля, называется силой Лоренца. Если вектор скорости перпендикулярен вектору магнитной индукции, то Fл=qVB-максимальное значение. Если V=0 или вектор скорости параллелен вектору магнитной индукции, то Fл=0.
Рассматриваем примеры решения графических задач (по рисункам на доске)
F=Fэл+Fл или Fл=qE+qVB-это обобщенная сила Лоренца.
Из механики известно: если вектор скорости перпендикулярен вектору силы, то точка движется по окружности. Электрический заряд в магнитном поле будет двигаться по окружности( магнитная сила является центростремительной) Вывод: Хотя магнитное поле и действует на частицу с некоторой силой, но оно изменяет только направление движения частицы и не изменяет ее кинетическую энергию.
Fл=qVB; ац=V2/R- центростремительное ускорение. Тело движется по окружности радиуса R По второму закону Ньютона: Fл=maц: qVB=mV2/R ; R=mV/qB T=L/V=2пR/V=2пm/qB Период обращения заряженной частицы Т по окружности не зависит от скорости, с которой частица попадает в магнитное поле. Физический смысл: более быстрые частицы движутся по окружности большего радиуса.
Аналогия с решением задач: разложение движения тела, брошенного под углом к горизонту, на равноускоренное движение по вертикали и равномерное движение по горизонтали. V||=Vcosa Vперпендик.=Vsina qVBsina=mV2/R отсюда R=mVsina/qB частица участвует в двух движениях( равномерном вдоль поля и по окружности в поперечной области), движется по спирали. R-радиус спирали. Найдем шаг спирали ( расстояние по оси спирали, на которое частица перемещается за один оборот: h=V||T=Vcosa2пm/qB Частные случаи: - если а=п/2, то cosa=0, h=0-окружность -если а=0, то R=0-прямая Решение задач: Сборник задач Рымкевича №№=897-900.
Кратко обобщаем и записываем. Действие магнитного поля на движущийся заряд широко используется в современной технике: А) телевизионные трубки ( кинескопы), летящие к экрану электроны отклоняются магнитным полем; Б) масс- спектрометры- позволяют разделять заряженные частицы по их удельным зарядам; В) циклотроны- ускорители заряженных частиц; Г) определение знака заряда; Д) исследования в ядерной физике( камера Вильсона); Е) М Г Д- генераторы. 4.Подведение итогов (возвращение к проблемному вопросу, что нового узнали, чему научились) 5. Домашнее задание: Прочитать параграф 71,ответить на вопросы после параграфа;из упражнения №23 решить одну задачу на выбор. 6. Контрольный срез по теме в двух вариантах,разноуровневый. Вариант №1 Начальный уровень ( по 0,5 б.):
А) движущийся электрический заряд. Б) проводник с током, Г) свой вариант. 2. Как изменится сила, действующая на заряженную частицу, движущуюся в однородном магнитном поле, если заряд частицы уменьшится в 2 раза? А) уменьшится в 2 раза; Б) увеличится в 2 раза; В) не изменится; Г) свой вариант. 3. Какой буквой обозначается сила Лоренца? А) В; Б) Fл ; В) FА ; Г) А. 4. Направление силы Лоренца определяется с помощью: А) правила буравчика; Б) правила левой руки; В) правила правой руки; Г) свой вариант. Средний уровень: ( по 1.5 б.): 5.Какая сила действует на протон, который движется со скоростью 10Мм/с в магнитном поле с индукцией 2 Тл перпендикулярно к линиям индукции? А) 60 мкН; Б) 0,16нН; В) 3,2 пН Г) 0,2МН 6.Электрон пролетает между полюсами электромагнита. Куда направлена сила Лоренца, которая действует на электрон? ( сделать рисунок) А) от нас перпендикулярно плоскости рисунка; Б) вверх; В) к нам перпендикулярно плоскости рисунка; В) вниз. Достаточный уровень: ( 3 б.): 7.Электрон движется в однородном магнитном поле со скоростью 106м/с перпендикулярно к магнитному полю индукцией 2 Тл. Определить силу, которая действует на электрон, и радиус окружности, по которой он движется. ( me=9.1 10-31кг; qe=-1.6 10-19Кл) Высокий уровень: (4б.): 8.Электрон, ускоренный разностью потенциалов U=1000 В, влетает в однородное магнитное поле с индукцией В=1,19 10-3Тл перпендикулярно к линиям индукции. Определить радиус кривизны траектории электрона и период его обращения по окружности. Вариант №2 Начальный уровень ( по 0,5 б.):
А) Силу Ампера; Б) Силу Лоренца; В) силу Кулона; Г) свой вариант. 2. На движущуюся заряженную частицу в магнитном поле действует: А) Сила Ампера; Б) сила Архимеда; В) сила Лоренца; Г) свой вариант 3. Какое соотношение является математическим выражением модуля силы Лоренца? А) F=mg ; Б) F= |q|B V sina ; F= B I L sina ; F= q L sina 4.Единицей измерения силы Лоренца в СИ является: А) Дж; Б) Ф; В) Н; Г) Тл Средний уровень: ( по 1,5 б.): 5.Чему равна сила Лоренца, действующая на электрон, влетевший в однородное магнитное поле с индукцией В=2,5 м Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции со скоростью 15 105м/с? ( q=-1.6 10-19Кл) А) 50 МН; Б) 25мН; В) 0,6 10-15Н; Г) 3 пН 6.Положительно заряженная частица пролетает между полюсами электромагнита. Куда направлена сила Лоренца, которая действует на эту частицу? (сделать рисунок) А) вверх; Б) от нас перпендикулярно плоскости рисунка; В) вниз; Г) к нам перпендикулярно плоскости рисунка. Достаточный уровень: ( 3 б.): 7.В однородном магнитном поле протон движется со скоростью 108м / с перпендикулярно к магнитному полю индукцией 1 Тл. Определить силу, которая действует на протон и радиус окружности, по которой он движется. (mp=1,67 10-27кг; q=1,6 10-19Кл) Высокий уровень: (4 б.): 8.В камере Вильсона, помещенной в однородное магнитное поле с индукцией В=1,5Тл, а-частица, влетев перпендикулярно к линиям индукции, оставляет след в виде окружности радиуса R=2.7м. Определить импульс и кинетическую энергию частицы. Масса а-частицы 6,7 10-27кг, ее заряд 3,2 10-19Кл. |
Автор разработки: Кучма И. В. Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 3057 | Загрузок: 261 | Комментариев: 1 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |