Главная » Разработки уроков » Физика |
Тип урока: усвоение умений и навыков. Эпиграф к уроку: “Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри” философ Н. Бердяев Цель урока: дидактическая: сформировать умения раскрывать связь микроскопического строения вещества от его макроскопического состояния; 2) планировать и проводить экспериментальные исследования в домашних условиях; воспитательная: формировать представления о физической картине мира; Ожидаемые результаты: Ход урока І. Организационный момент. 1. Отметить отсутствующих. 2. Проверить подготовку к уроку. ІІ. Мотивация учебной деятельности Как известно, физика – это наука о природе. Мы – частичка этой природы, и чем лучше мы будем различать физические понятия, тем лучше будем понимать природу, тем рациональнее будем использовать ее дары, тем увереннее будем чувствовать себя на Земле. Сегодня мы познакомимся с новыми физическими понятиями, явлениями, опытами. Поэтому сосредотачиваемся, включаем внимание, направляем мозг на приобретение новых знаний. ІІІ. Объявление темы, цели, задач и ожидаемых результатов урока. Учащиеся формулируют тему урока после просмотра ППО «Физика -7» (левой кнопкой мыши нажать на раздел «Відомості про будову речовини»). Учитель объявляет цель, задачи, ожидаемые результаты, выдвигает гипотезу. Выдвижение гипотезы. Агрегатное состояние вещества зависит от его молекулярного строения и свойства вещества. ІV. Обновление знаний об особенностях агрегатного состояния вещества 1. Проверка домашнего эксперимента и его объяснение. 1 задание. Приборы и материалы: пластиковая бутылка и вода. Задание. Попробуйте, используя ваше оборудование, ответить на вопросы: - Легко ли сжать газ? Жидкость? - Легко ли изменить форму воздуха? Жидкости? 2 задание. Приборы и материалы: деревянный брусок, проволока. Задание. Попробуйте, используя ваше оборудование, ответить на вопросы: - Всегда ли легко изменить форму твердого тела? А объем? 3 задание. Приборы и материалы: воздушный шарик, вода. - Заполняет ли жидкость весь предоставленный ей объем? А газ? 2. Самооценка домашней работы (таблица1 проецируется мультимедийным проектором на экран) Таблица 1
Критерии оценки: 1 балл за каждый правильно заполненный столбик. Всего: 3 балла. Оценки выставляются в карточку самооценки. 3. Выводы: ГАЗ Не имеет постоянного объема. Не имеет собственной формы. Занимает весь предоставленный ему объем. ЖИДКОСТЬ Сохраняет объем Легко меняет форму Объем изменить трудно ТВЕРДОЕ ТЕЛО Сохраняет объем и форму Трудно меняет объем и форму Частицы расположены в определенном порядке 4. Демонстрация зависимости состояния вещества от физических условий (ППЗ «Фізика -7», «Відомості про будову речовини», «Стани речовини», подивись дослід). * Плавление - переход вещества из твердого состояния в жидкое. Парообразование - переход вещества из жидкого состояния в газообразное. V. Самостоятельное приобретение учащимися дополнительных сведений о причинно-следственных связях свойства вещества, агрегатного состояния вещества и его молекулярного строения (работа учащихся в группах с применением ППО «Физикус», компьютера и технологической карты). ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Откройте в энциклопедии «Физикус»: * раздел «Термодинамика», «Агрегатные состояния»; * страницу «Газ, жидкость, твердое тело». 1. Рассмотрите изображенные тела. 2. Вызовите изображение молекулярного строения газа. 3. Что происходит с молекулами газа? 4. Вызовите изображение молекулярного строения жидкости. 5. Что происходит с молекулами жидкости? 6. Вызовите изображение молекулярного строения твердого тела. 7. Чем различается движение молекул в различных агрегатных состояниях? VІ. Участие в дискуссии: Откройте в энциклопедии «Физикус»: * раздел «Термодинамика», «Агрегатные состояния»; * страницу «Плавление, кипение». 1. Какое вещество изображено на плитке? 2. Рассмотрите строение вещества в твердом состоянии. 3. Что происходит с молекулами? 4. Какова температура тела? 5. Манипулируя кнопкой, измените температуру вещества. 6. Что происходит с молекулами? 7. Еще измените температуру вещества. 8. Что происходит с молекулами? 9. Пронаблюдайте за изменением поведения вещества при изменении температуры? 10. Что происходит с частицами вещества при изменении температуры? VІІ. Формирование умений объяснять тепловые процессы: О каких тепловых процесах говорится в предложениях? Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы. Все алмазы блестят и переливаются на Солнце различными цветами. Физические явления в поэзии и народном творчестве. А.А.Блок. "Ночь на Новый год" Лежат холодные туманы, Горят багровые костры. Душа морозная Светланы В мечтах таинственной игры. Скрипнет снег - сердца займутся - Снова тихая луна. За воротами смеются, Дальше улица темна. : Почему скрипит снег? А.С.Пушкин. Евгений Онегин. В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртина, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре ... Что представляют собой, с точки зрения физики, "на стеклах легкие узоры"? Поговорки: Ветер снег съедает. 3.Интересно знать: Почему при смешивании этилового спирта и воды объем раствора оказывается меньше, чем сумма объемов его компонентов? Тело отдает некоторое количество теплоты окружающим телам, но при этом не охлаждается? 4. Почему мы видим в морозный день выдыхаемый воздух? 5. Где прохладнее в тени дерева или в тени навеса? Вывод. Свойства веществ зависят от их молекулярного строения и состояния. Если известно строение или состояние вещества, то можно предсказать их свойства, и наоборот, если известны свойства, то можно определить их строение или состояние. VІІІ.Физкультминутка 1. Упражнение «Глубокое дыхание» Вдохните воздух через нос, считайте до 8. Выдохните воздух через рот, считайте до 14 или больше. 2. А теперь, ребята, встать, ІХ. Контроль знаний. Посмотрите на цели, которые стояли перед вами в начале урока. Тестирование знаний учащихся. 1. Образовавшаяся на асфальте после летнего дождя лужа вскоре высохла. Выберите правильное утверждение. А. Вода перешла из жидкого состояния в твердое. Х. Самопроверка теста (каждый правильный ответ – 1 балл) 1 Б Выставление результата в карточку самооценки. ХІ.Подведение итогов работы: 1. Оценка работы групп: 1 группа – 2 группа – 3 группа – 4 группа – 5 группа – 2. Самые активные учащиеся: ХІІ.Обсуждение вопросов: Какие модели с вашей точки зрения самые интересные? ХІІІ. Д/з: изучить §§ 8-10 Подготовить выступления о свойствах воды: 1 группа. Жидкое состояние воды. План ответа: Где в природе встречается? 2 группа. Твердое состояние воды. План ответа: Где в природе встречается? 3 группа. Газообразное состояние воды. План ответа: Где в природе встречается? ХІV. Рефлексия. Проведи оценку по 12 балльной системе __________________(Ф. И. ) |
Автор разработки: Сторожук В. Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1274 | Загрузок: 301 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |