Главная » Разработки уроков » Биология |
Прекрасное и красивое в человеке Немыслимо без представления О гармоническом развитии организма и здоровья. Н. Чернышнвский Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников в Украине вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Исследования позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: Стрессовая педагогическая тактика; Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: Частую смену позы Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Здоровьесберегающие технологии на уроках. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Например: Рано утром я встаю, Бога я благодарю, Солнцу, ветру улыбаюсь И при этом, не стесняясь, Слово «здравствуй» говорю, С кем встречаюсь поутру Всем здоровья я желаю, Никого не обижаю. Хватит места на земле Людям всем, животным, мне. Чтоб земля моя цвела, Я желаю всем добра. Психологический климат на уроке Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю 1-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова». 2. разнообразие видов и форм уроков Формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей 3. Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса 4. При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером 5. Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие 6. Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 ученика) 7. Подведение итогов урока на последних 4-5 минутах урока и лучше вмете с учениками. 8. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек: Для слуха –различение слов, акцентов, тихой речи НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА» Посмотрите на свое лицо со стороны -Почувствовали, как расслабилось ваше лицо? 9. Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие: Мышечного утомления с плечевого пояса Проведение физкультминуток решает следующие задачи: Уменшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы . 10.Мотивация учащихся: Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. элементы соревнования на различных этапах урока Например: при проверке домашнего задания к доске выходят 5-6 учеников, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время трудного напряженного урока. ( или урок-хоккей) 11. Использование проблемных творческих заданий 12. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью. Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. |
Автор разработки: Гризодуб Наталья Викторовна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 708 | Загрузок: 225 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |