Главная » Разработки уроков » Биология

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Прекрасное и красивое в человеке

Немыслимо без представления

О гармоническом развитии организма и здоровья.

Н. Чернышнвский

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников в Украине вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Исследования позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

           Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

        

 Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

Частую смену позы
Потягивание
Встряхивание руками
Зевота
Закрывание глаз
Подпирание головы
Остановившийся взгляд
Ненужное перекладывание предметов
Разговор с соседом
Увеличение количества ошибок в ответе
Не восприятие вопроса
Задержка с ответом
Частые поглядывание на часы во время урока

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.

Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Например:

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю, С кем встречаюсь поутру

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Психологический климат на уроке

Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю

1-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова».

2. разнообразие видов и форм уроков

Формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей

3. Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса

4. При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером

5. Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

6. Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 ученика)

7. Подведение итогов урока на последних 4-5 минутах урока и лучше вмете с учениками.

8. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:

Для слуха –различение слов, акцентов, тихой речи
Для кистей пальцев рук –сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах
Для зрения –поисковые движения глаз, различение цвета, размера

НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»

Посмотрите на свое лицо со стороны
Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.
Сгоните муху мышцами лица
Она улетела на другое место – на щеку.
Снова сгоните муху
Муха перелетела на лоб
Сгоните муху со лба

-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?

9. Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:

Мышечного утомления с плечевого пояса
Мышц спины, кистей рук
Зрительного утомления
Минуты релаксации
Массаж активных точек
Чередование поз
Дыхательная гимнатика

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

Уменшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы
Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала
Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.

. 10.Мотивация учащихся:

Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование

Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

элементы соревнования на различных этапах урока

Например: при проверке домашнего задания к доске выходят 5-6 учеников, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время трудного напряженного урока.

( или урок-хоккей)

11. Использование проблемных творческих заданий

12. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены

Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.

Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Скачать конспект (12.2 Kb)



Автор разработки: Гризодуб Наталья Викторовна

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 703 | Загрузок: 222 | Комментариев: 0

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»