Главная » Разработки уроков » Биология |
Цели урока: Раскрыть особенности строения систем внутренних органов птиц, показать черты их приспособленности к полету. Оборудование: таблицы: «Основные классы позвоночных животных», «Класс птицы. Голубь»; чучело скворца, скелет птицы; модели мозга позвоночных животных (рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц); влажный препарат «Внутреннее строение птиц»; рисунки с учебника. Понятия и термины урока: зоб, железистый и мускульный отделы желудка, воздушные мешки, двойное дыхание, четырехкамерное сердце, половой диморфизм, безусловные и условные рефлексы. Девиз урока: «Природа не прощает равнодушия, но щедро вознаграждает любознательность и труд» ХОД УРОКА: Организационный момент. Актуализация опорных знаний вопросы: перечислите особенности внешнего строения птиц, связанных с полетом; (фронтальная беседа с классом) проверочный диктант: тело птиц покрыто… (перьями); самопроверка биологического диктанта (в парах). Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся. Вопрос урока: Почему летают птицы? Этот вопрос всегда интересовал исследователей. В начале ХІХ столетия считали, что птицы летают потому, что нагревают воздух, который вдохнули, и превращаются в своеобразные монгольфьеры (воздушные шары. Монгольфье – Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн – братья, французские изобретатели воздушного шара в 1783г.). Затем абсурдность этой теории была доказана и стали предполагать, что причина в неоычной легкости скелета, в также в наличии в костях полостей, наполненных воздухом. И никак не связано с весом птиц, многие еще думают, что облегченный скелет способствует этому. Но если взвесить скелеты птиц и других животных, то результаты окажутся неожиданными. Таблица
У птиц относительно тяжелый скелет в животном мире. Наша задача определить не только приспособления к полету в скелете птиц, но и во всех системах внутренних органов. Изучение нового материала. Учитель: Птицы имеют такие системы органов как ранее изученные позвоночные. Вопрос к классу: «Перечислите основные системы органов» (Предполагаемый ответ: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, половая, нервная). Изучение пищеварительной системы Учитель: Рассмотрите рисунок 43.3. учебника. Назовите последовательно отделы пищеварительной системы. По итогам работы с рисунком, таблицей учащиеся составляют опорный конспект с поясняющим текстом. Схема опорного конспекта Ротовая полость Глотка
нет зубов челюсти в роговом чехле пищу не жует у большинства есть зоб поджелудочная железа
печень Желудок железистый (химическая обработка пищи) мускульный (роговая кутикула, камешки – механическая обработка пищи) переваривание пищи и всасывание питательных веществ Толстый кишечник Открывается в клоаку длина невелика Дополнительный материал: «Особенности пищеварительной системы» Зубы отсутствуют, язык имеет ороговевшую поверхность, вкусовых почек нет – они расположены на нёбе, под языком и в глотке. Птицы имеют чувство вкуса: различают сладкое, соленое, кислое, а некоторые и горькое. резервуар для пищи; Желудок подразделяется на 2 отдела: железистый и мускульный. Мускульный желудок имеет гастролиты – камешки, очень тяжел. Однако он расположен снизу птицы, таким образом центр тяжести птицы находится ниже геометрического центра, что придает ей устойчивость в полете и при плавании. Пищеварительная система компактна, но может переваривать много пищи за счет скорости пищеварения. Например: у насекомоядной пеночки пища проходит через пищеварительный тракт за 40 минут. У утки, вскрытой через 30 минут после того как она проглотила карася длиной 6 см, в кишечнике ничего не осталось. «Минутка отдыха» (отдыхаем в познании гениального конструктора природы). Вопрос-загадка Какова окраска рта птенцов? (Предполагаемый ответ: красная, желтая, оранжевая). Почему именно такая? (Предполагаемый ответ: яркая окраска является возбудителем безусловного рефлекса – кормления. Яркий, широко открытый рот побуждает родителей к кормлению. Птенцов с закрытым ртом родители не кормят). Вопрос-загадка Есть ли птичье молоко? (Предполагаемый ответ: у голубей стенки зоба в период выкармливания птенцов выделяют жирное творожистое вещество – «молочко» – им они кормят птенцов). Изучение органов дыхания птиц Учитель: Рассмотрим рисунок учебника 43.4. и таблицу: «Внутреннее строение птиц» Ноздри Составить опорный конспект «Дыхательная система птиц» губчатые, малоэластичные Воздушные мешки (объем в 10 раз превышает объем легких). Выросты бронхов Механизм дыхания: сидящая, бродит по земле, перепрыгивает с ветки на ветку – птица дышит за счет расширения и сокращения объема грудной клетки; Работа с учебником: «Двойное дыхание птиц» Выводы: Газообмен осуществляется и при вдохе, и при выдохе, что повышает уровень обмена веществ. Интенсивность дыхания у птиц изменяется в зависимости от потребности в кислороде. Например: у голубя в состоянии покоя наблюдается 26 дыхательных движений в минуту, а во время полета до 400. «Минутка отдыха» Вопрос-загадка Встречный ветер, который бьет в «лицо» - помогает или мешает в полете птицам? (Предполагаемый ответ: помогает, так как при этом птице не приходится затрачивать каких-либо мышечных усилий для вдоха, он свободно проникает в ее дыхательные пути. Чем быстрее летит птица, тем лучше снабжается свежим воздухом ее дыхательный аппарат.) Изучение кровеносной системы Работа с рисунком 43.5. учебника, таблицей. Вопросы к учащимся: Какое строение сердца у птиц? (Четырехкамерное) Сравнить с пресмыкающимися. Сколько кругов кровообращения? (Два: легочный – малый, большой круг кровообращения) Выводы: Огромная работа, совершаемая птицей в полете, требует мощного потока крови, несущей кислород и питание мышцам. Поэтому, относительное количество крови, объем кровеносных сосудов и сердце птиц больше, чем у других позвоночных. Учитель: Сердце четырехкамерное – в чем преимущество такого строения? (Предполагаемый ответ: 1) не смешивается кровь артериальная и венозная, органы получают чистую, богатую О2 артериальную кровь; 2) интенсивный обмен веществ, что позволяет птицам иметь высокую температуру (t + 40 С° - + 45 С°). Птицы теплокровны.) Дополнительный материал: рубрика «Интересно о птицах» Четырехкамерное сердце птиц довольно большое у голубей и соколов – оно составляет 1,7% веса тела, тогда как самое большое сердце у самых маленьких птиц – колибри. Вес его может достигать 2,5% веса. У самого обычного воробья и синицы «пульс» при полете – 1000 ударов в минуту. Выделительная система птиц Задание: Повторить «Выделительная система рептилий». в чем сходство и отличие выделительной системы птиц и рептилий? Составить опорный конспект Выделительная система Особенности: нет мочевого пузыря, моча у птиц кашицеобразная, белого цвета, так как вода всасывается стенками клоаки. Изучение органов размножения птиц Составление опорного конспекта, с помощью объяснения учителя [Овал: Самка] [Овал: Самец] Оплодотворение внутреннее. Работа с рисунком, таблицей. Чем внешне отличаются курица и петух? (Предположительный ответ: оперение, цвет, размеры) Это пример «полового диморфизма» Записать понятие в тетрадь Нервная система птиц Рассмотреть рисунки 43.6.; 43.7. Обсудить вопросы: Назовите основные отделы нервной системы птиц Выводы урока Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом: Переваривание пищи происходит с большой скоростью. Проведение итогов урока §43, вопросы. Сообщения: Миграция птиц Литература: Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М. «Аванта». – 1998. |
Автор разработки: Ламтюгова Валентина Ивановна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1407 | Загрузок: 262 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |