Главная » Разработки уроков » Биология

Внутреннее строение птиц

Цели урока:

Раскрыть особенности строения систем внутренних органов птиц, показать черты их приспособленности к полету.
Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
Воспитывать бережное отношение к птицам как полезным животным.
Продолжить формирование умений работать с рисунками и текстом учебника, таблицами.
Продолжать развивать логическое мышление и познавательный интерес у школьников.

Оборудование:

таблицы: «Основные классы позвоночных животных», «Класс птицы. Голубь»; чучело скворца, скелет птицы; модели мозга позвоночных животных (рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц); влажный препарат «Внутреннее строение птиц»; рисунки с учебника.

Понятия и термины урока: зоб, железистый и мускульный отделы желудка, воздушные мешки, двойное дыхание, четырехкамерное сердце, половой диморфизм, безусловные и условные рефлексы.

Девиз урока: «Природа не прощает равнодушия, но щедро вознаграждает любознательность и труд»

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний

вопросы:

перечислите особенности внешнего строения птиц, связанных с полетом;
перечислите особенности скелета птиц, связанных с полетом

(фронтальная беседа с классом)

проверочный диктант:

тело птиц покрыто… (перьями);
форма тела… (обтекаемая);
отделы тела… (голова, шея, туловище, крылья, ноги);
шея птиц… (подвижна);
передние конечности видоизменены… (в крылья);
нижние конечности покрыты… (роговыми чешуями);
перья птиц подразделяют… (контурные, пуховые);
кожа птиц почти не имеет… (желез);
единственная железа… (копчиковая);
восковица является… (органом осязания);
клюв образован… (надклювьем и подклювьем);
пуховые перья сохраняют… (тепло тела)

самопроверка биологического диктанта (в парах).

Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся.

Вопрос урока: Почему летают птицы?

         Этот вопрос всегда интересовал исследователей.

         В начале ХІХ столетия считали, что птицы летают потому, что нагревают воздух, который вдохнули, и превращаются в своеобразные монгольфьеры (воздушные шары. Монгольфье – Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн – братья, французские изобретатели воздушного шара в 1783г.). Затем абсурдность этой теории была доказана и стали предполагать, что причина в неоычной легкости скелета, в также в наличии в костях полостей, наполненных воздухом. И никак не связано с весом птиц, многие еще думают, что облегченный скелет способствует этому. Но если взвесить скелеты птиц и других животных, то результаты окажутся неожиданными.

Таблица

п/п

Животные

Вес скелета в процентах, от веса тела

1.

Рыбы

7%

2.

Земноводные

11,4%

3.

Пресмыкающиеся

14%

4.

Млекопитающие

14,2%

5.

Птицы

14,3%

         У птиц относительно тяжелый скелет в животном мире.

         Наша задача определить не только приспособления к полету в скелете птиц, но и во всех системах внутренних органов.

Изучение нового материала.

Учитель:

Птицы имеют такие системы органов как ранее изученные позвоночные.

Вопрос к классу: «Перечислите основные системы органов»

(Предполагаемый ответ: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, половая, нервная).

Изучение пищеварительной системы

Учитель:

Рассмотрите рисунок 43.3. учебника. Назовите последовательно отделы пищеварительной системы.

По итогам работы с рисунком, таблицей учащиеся составляют опорный конспект с поясняющим текстом.

Схема опорного конспекта

Ротовая полость

Глотка

                                                       

нет зубов

челюсти в роговом чехле

пищу не жует

у большинства есть зоб

поджелудочная железа

        

печень

Желудок

железистый (химическая обработка пищи)

мускульный (роговая кутикула, камешки – механическая обработка пищи)

переваривание пищи и всасывание питательных веществ

Толстый кишечник

Открывается в клоаку

длина невелика

Дополнительный материал: «Особенности пищеварительной системы»

Зубы отсутствуют, язык имеет ороговевшую поверхность, вкусовых почек нет – они расположены на нёбе, под языком и в глотке. Птицы имеют чувство вкуса: различают сладкое, соленое, кислое, а некоторые и горькое.
У большинства обособляется зоб, богатое железами расширение пищевода. Может иметь роль:

резервуар для пищи;
например, у курообразных попугаев – предварительная обработка пищи;
у хищных птиц в зобе накапливаются непереваренные части пищи – кости, шерсть, перья.

 Желудок подразделяется на 2 отдела: железистый и мускульный. Мускульный желудок имеет гастролиты – камешки, очень тяжел. Однако он расположен снизу птицы, таким образом центр тяжести птицы находится ниже геометрического центра, что придает ей устойчивость в полете и при плавании.
Задняя кишка укорачивается и уже не дифференцирована на толстую и прямую.

Пищеварительная система компактна, но может переваривать много пищи за счет скорости пищеварения.

Например: у насекомоядной пеночки пища проходит через пищеварительный тракт за 40 минут. У утки, вскрытой через 30 минут после того как она проглотила карася длиной 6 см, в кишечнике ничего не осталось.

«Минутка отдыха» (отдыхаем в познании гениального конструктора природы).

Вопрос-загадка

Какова окраска рта птенцов?

(Предполагаемый ответ: красная, желтая, оранжевая).

Почему именно такая?

(Предполагаемый ответ: яркая окраска является возбудителем безусловного рефлекса – кормления. Яркий, широко открытый рот побуждает родителей к кормлению. Птенцов с закрытым ртом родители не кормят).

Вопрос-загадка

Есть ли птичье молоко?

(Предполагаемый ответ: у голубей стенки зоба в период выкармливания птенцов выделяют жирное творожистое вещество – «молочко» – им они кормят птенцов).

Изучение органов дыхания птиц

Учитель:

Рассмотрим рисунок учебника 43.4. и таблицу: «Внутреннее строение птиц»
Зачитать раздел «Дыхательная система»

Ноздри

Составить опорный конспект «Дыхательная система птиц»

    губчатые, малоэластичные

Воздушные мешки

(объем в 10 раз превышает объем легких).

Выросты бронхов

Механизм дыхания:

сидящая, бродит по земле, перепрыгивает с ветки на ветку – птица дышит за счет расширения и сокращения объема грудной клетки;
при полете: грудина с помощью мышц фиксируется неподвижно и роль насоса выполняют воздушные мешки

Работа с учебником: «Двойное дыхание птиц»

Выводы:

Газообмен осуществляется и при вдохе, и при выдохе, что повышает уровень обмена веществ. Интенсивность дыхания у птиц изменяется в зависимости от потребности в кислороде.

Например: у голубя в состоянии покоя наблюдается 26 дыхательных движений в минуту, а во время полета до 400.

«Минутка отдыха»

Вопрос-загадка

Встречный ветер, который бьет в «лицо» - помогает или мешает в полете птицам?

(Предполагаемый ответ: помогает, так как при этом птице не приходится затрачивать каких-либо мышечных усилий для вдоха, он свободно проникает в ее дыхательные пути. Чем быстрее летит птица, тем лучше снабжается свежим воздухом ее дыхательный аппарат.)

Изучение кровеносной системы

Работа с рисунком 43.5. учебника, таблицей.

Вопросы к учащимся:

Какое строение сердца у птиц? (Четырехкамерное)

Сравнить с пресмыкающимися.

Сколько кругов кровообращения? (Два: легочный – малый, большой круг кровообращения)

Выводы:

Огромная работа, совершаемая птицей в полете, требует мощного потока крови, несущей кислород и питание мышцам. Поэтому, относительное количество крови, объем кровеносных сосудов и сердце птиц больше, чем у других позвоночных.

Учитель:

Сердце четырехкамерное – в чем преимущество такого строения?

(Предполагаемый ответ: 1) не смешивается кровь артериальная и венозная, органы получают чистую, богатую О2 артериальную кровь; 2) интенсивный обмен веществ, что позволяет птицам иметь высокую температуру                 (t + 40 С° - + 45 С°). Птицы теплокровны.)

Дополнительный материал: рубрика «Интересно о птицах»

Четырехкамерное сердце птиц довольно большое у голубей и соколов – оно составляет 1,7% веса тела, тогда как самое большое сердце у самых маленьких птиц – колибри. Вес его может достигать 2,5% веса. У самого обычного воробья и синицы «пульс» при полете – 1000 ударов в минуту.

Выделительная система птиц

Задание:

Повторить «Выделительная система рептилий».
Прочитать раздел «Выделительная система птиц».
Ответы на вопросы:

в чем сходство и отличие выделительной системы птиц и рептилий?
с чем связаны отличия?

Составить опорный конспект

Выделительная система

Особенности: нет мочевого пузыря, моча у птиц кашицеобразная, белого цвета, так как вода всасывается стенками клоаки.

Изучение органов размножения птиц

Составление опорного конспекта, с помощью объяснения учителя

[Овал: Самка] [Овал: Самец]

Оплодотворение внутреннее.

Работа с рисунком, таблицей.

Чем внешне отличаются курица и петух?
Чем внешне отличаются утка и селезень?

(Предположительный ответ: оперение, цвет, размеры)

Это пример «полового диморфизма»

Записать понятие в тетрадь

Нервная система птиц

Рассмотреть рисунки 43.6.; 43.7.

Обсудить вопросы:

Назовите основные отделы нервной системы птиц
Какая особенность строения головного мозга птиц указывает на более высокий уровень развития по сравнению с пресмыкающимися?

Выводы урока

Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом:

Переваривание пищи происходит с большой скоростью.
Высокая температура тела, в отличие от пресмыкающихся и в сравнении с млекопитающими.
Четырехкамерное сердце и два круга кровообращения обуславливает поступление артериальной крови, богатой О2 ко всем органам.
Дыхательная система кроме легких включает воздушные мешки, обеспечивает поступление О2 в кровь как во время вдоха, так и во время выдоха.
Высокий уровень развития нервной системы обеспечивает быструю реакцию, образование условных рефлексов. Развитый мозжечок координирует движения.

Проведение итогов урока
Домашнее задание

§43, вопросы.

Сообщения:

Миграция птиц
Птицы нашей местности
Птицы, занесенные в Красную книгу Украины
Интересная орнитология. «Народные приметы, связанные с птицами»

Литература:

Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М. «Аванта». – 1998.
Базанова Т.И., Павиченко Ю.В., Шатровский А.Г. Биология.8-класс. Гальченко П.Ф. «Пернаті друзі». Київ «Урожай». 1978.
Дивовижне у світі тварин. Київ.: Павлін. 2005.
Животные. Большая иллюстрированная энциклопедия. Составители: Бойчук Ю.Д., Шаламов Р.В. Харьков. 2008.
Жизнь животных. Т.6. Под редакцией проф. Ильичева В.Д., проф. Михеева А.В.. Москва. «Просвещение». 1986.
Новейшая энциклопедия животных. Перевод с английского. 2008 ЗАО. «Издательство Дом Ридерз Дайджест». Научный редактор Ричард Уолкер.
Секреты природы. Перевод с английского. 1999 ЗАО. «Издательство Дом Ридерз Дайджест». Главный редактор Натела Ярошенко.
Харченко В.И. «Внимание – птицы!». Донецк «Донбасс». 1981.

Внутреннее строение птиц

Скачать конспект (22.8 Kb)



Автор разработки: Ламтюгова Валентина Ивановна

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1407 | Загрузок: 262 | Комментариев: 0

Ключевые слова: птицы

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»