Главная » Разработки уроков » Биология

Условия прорастания семян

Цели урока:

1.Образовательные.

 Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян. Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды.

2.Развивающие.

Развивать знания об условиях проращивания семян,общие биологические понятия,убеждения в естественном  характере биологических  явлений и материальной обусловленности их.

Развивать знания техники эксперимента,умение наблюдать за процессом  проращивания семян, фиксировать результаты,формулировать выводы.

Развивать умения пользоваться терминологией,работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

Развивать интеллектуальные умения: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные  связи, делать выводы.

3.Воспитательные.

Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность,заинтересованное отношение  к учебе, познавательный интерес  к предмету.

Оборудование:

Семена тыквы,овса,чашки Петри,химические стаканы, компьютер с мультимедийным проектором, презентация по теме “ Условия прорастания семян “  ( 32 слайда ), коллекции семян.

  Подготовительная экспериментальная часть урока:

Создаются экспериментальные группы учащихся, перед  которыми учитель ставит цели,знакомит с теоретическим материалом,методикой  постановки и проведения эксперимента.

За 10 суток до урока  экспертные  группы учащихся под  руководством  учителя закладывают опыты,демонстрирующие условия,необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента  учащиеся наблюдают за прорастанием,ухаживают за прорастающими семенами и проростками, готовят выступления в соответствии с заданиями.

Группы изучают:

 необходимость воды и воздуха для прорастания семян
 влияние температурных условий на прорастание семян
влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян
влияние глубины заделки семян в почву на прорастание
влияние света на прорастание семян.

                                        

                                                 Ход урока

1.Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности.

Во мне есть все. Я должен стать красивым, большим,зеленым как родитель мой.Пока – покой. И я пока счастливый, а мир вокруг  хоть тесный,но живой. ( слайд 1, 2 ) Беседа.

3.Актуализация опорных знаний.

Чтобы уточнить, как усвоена предыдущая тема, учащимся предлагается написать диктант с элементами открытого текста. ( слайд 3)

Орган семенного размножения (1)_______________
Семя  развивается из  (2)______________________
Зародыш семени состоит из (3)_______________(4)_______________(5)________________
Плод развивается из (6)_______________________
Стенка плода – это (7)________________________
Защищает семя от повреждения (8)______________________________
Запас питательных веществ находится в (9)___________________или (10)___________________
Растения, которые  имеют в семени  две семядоли,  объединены  в класс (11)_______________
Растения, которые  имеют в семени одну семядолю,объединены в класс (12) _______________
 
Ключевые слова: Корешок, семя, семязачаток, стебелек, семенная кожура, почка, семядоли, эндосперм, завязь, околоплодник, однодольные растения, двудольные растения.

Учащиеся проверяют правильность ответов,выставляют себе оценку, в зависимости от количества правильных ответов. ( слайд 4 )

4.Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

В 7-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.(слайд 5).

Знаем, что растения начинают свою жизнь с семени. А как дать жизнь семени,какие условия необходимы для прорастания семян  мы узнаем на  уроке.

 Мы поговорим о том, что же нужно, чтобы из маленького твердого семени начало развиваться растение.Нужен ли для этого воздух? Нужна ли вода и в каком количестве? А какой должна быть температура почвы воздуха? На все эти вопросы мы постараемся ответить.

На прошлом  уроке вы получили дифференцированное задание выяснить, что такое  всхожесть и что такое прорастание. Ответы учащихся. ( слайд 6,слайд 7, слайд 8 ).

Известен следующий исторический факт: (слайд 9 ) при вскрытии гробницы Тутанхомона, было обнаружено не только много ценностей, богатой утвари, но и мешки с пшеницей, пролежавшей не одну тысячу лет. Каково же было удивление, когда семена  дали всходы.

Выступления учащихся. ( слайд 10, слайд 11 ).Пояснения,сколько зародыш может сохранять свою жизнедеятельность. ( дополнительное  задание ).

Прорастание семян – это настоящее волшебство и вы сейчас в этом убедитесь. Демонстрация видео-фильма. Видео-сюжет сопровождается пояснением: При прорастании семени первым появляется маленький корешок.Чтобы выглянуть наружу, ему приходится разорвать семенную кожуру.Вслед за этим в зародыше семени начинается активный рост стебелька. Сначала, вылезая из-под земли на свет, он образует петлю, которая постепенно распрямляется и выносит на поверхность  тонкий зеленый стебелек. Появился проросток, из которого вырастет взрослое растение,способное к размножению, и все повторится вновь и вновь.

Учащийся поясняет явление геотропизма  ( дополнительное  задание )

А как же нам получить здоровый проросток, полноценный  и крепкий? ( слайд 12 ) Ответ на этот  вопрос  искали эксперты – практики. ( слайд 13 ) Эта группа учащихся получила проектное задание 10 дней назад  прорастить семена, провести наблюдения в соответствии с заданиями, сделать выводы.

 Выступление первой группы экспертов  ( слайд 14, слайд 15 ).

Мы изучали необходимость воды и воздуха для прорастания семян. Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, подсолнечника, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили и вода издавала неприятный запах. Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Учащийся поясняет потребность в воде  у растений (слайд 16 ).Дополнительное задание.

Прорастание семян – это удивительный процесс,всегда вызывает восхищение,более красочно об этом  говорят писатели.

В рассказе К. Паустовского “Черное море  ’’можно прочитать следующее:  “ Пароход  был разломан. нос отделялся от кормы и обе части качались на якорях. Трюмы были заполнены горохом. Ты посмотри, какую силу имеет! Океанский пароход  рвет пополам!  ’’ (слайд 17 )

Возможно ли такое? Если да, то по какой причине?

Пояснение учащихся ( дополнительный материал ) Сила разбухшего семени очень велика.Она может достигать до 30 кг на 1 см3.

Если еще у кого есть сомнения по поводу силы разбухшего семени посмотрим слайд 18.

Выступление  второй группы экспертов

. Влияние температуры на прорастание семян.( слайд 19 )

Мы проводили эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Учащийся приводит  дополнительные сведения  о влиянии температуры на растения.

Диапазон колебаний температуры, при которой могут прорастать семена зависит  от места происхождения. Южные растения  более требовательны к теплу, северные - способны выдерживать более низкую температуру ( слайд 20, слайд 21 )

Какие растения выращивают из семян на Украине?

Без воды – не прорастет, без  воздуха – сгниет. Без  тепла прорастет,но медленно.( слайд 22)

Что же еще нужно растению для прорастания?

Выступление учащихся ( дополнительный материал) Самые крупные семена веерной пальмы (слайд  24),самые мелкие – архидеи  (слайд 25) Характеристика данных растений.

Размер семени не влияет на размеры растений. Огромное красное дерево начнет свою жизнь с крохотного семени, размером 1,5 мм.Вот такая интересная жизнь семени.

Эксперты третьей группы пояснят значение пословицы: “ От худого семени – не жди доброго племени ” ( слайд 27 ).

Мы исследовали влияние количества питательных веществ, для прорастания семени.В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ  для прорастания.

Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан – проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена

   Выступление четвертой  группы.

Влияние глубины заделки семян в почву.

Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Мы знаем, что свет растениям нужен для процесса фотосинтеза. ( слайд 28 ),а нужен ли свет для проращивания семян?

 Послушаем экспертов  пятой группы. ( слайд 29 ).

Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету так и в темноте. Таким образом, из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, т. к. она не пропускает свет.

Некоторые семена прорастаю только на свету. Это семена череды, табака, семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах.Но для большей части семян присутствие света необязательно.

Выводы по экспериментальной работе делает учитель. Учащиеся фиксируют их в тетрадях.

Теперь мы знаем,какие нужны условия,чтобы получить здоровый и крепкий проросток.

Какие причины могут быть препятствием  для прорастания семян,прочитаем в учебнике стр.95.

5. Обобщение изученного материала.

Задание.Представим, что вашим родителям нужна консультация относительно семян.Их интересует, что важно  растению для прорастания и что для роста.

Необходимо установить соответствие между процессами жизнедеятельности растений и необходимых для них условий:

Прорастание семени                                                                        рост растений

а)тепло  б)влага  в) холод  г)воздух  д)углекислый газ  е)кислород  ж)органические вещества з)почва  и) освещенность.

Прорастание семени:_____________________________________________

Рост растений: ___________________________________________________

6. ПОДВОДИМ ИТОГ.

* Какую цель мы ставили на уроке?

* Как мы достигли цели?

* Пригодятся ли в жизни знания, полученные на уроке?

Оцените свою работу на уроке,поставьте себе оценку. Учитель называет  активных  учеников, отмечает их заслуги ( аргументированность высказываний,глубину научных знаний,активный поиск, грамотную, красивую речь ).

                                          Рефлексия

Оцените  урок подчеркнув на листе одно из слов в каждой паре:

Трудный – легкий

скучный – интересный

непонятный – понятный

обычный – необычный

ненужный – нужный

нелюбимый – любимый.

Домашнее задание. ( слайд 32)

Наши поступки – «семена добра». Для того,чтобы «семена добра» взошли,нужны условия. Сегодня они подходящие. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем здоровья.

Всем спасибо за работу и внимание.

Условия прорастания семян

Скачать конспект (12.5 Kb)



Автор разработки: Скляр Надежда Александровна

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2471 | Загрузок: 322 | Комментариев: 1

Ключевые слова: семена

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»