Главная » Разработки уроков » Биология

Строение и разнообразие листьев. Видоизменения листьев. Листопад

Школа: КУ «ЛУВК средняя общеобразовательная школа I-II ст. – лицей №24»

Учитель: Серикова Елена Викторовна

Предмет: биология

Раздел I: Царство растения.

Класс: 7а (25 учащихся), урок 45 минут

Тип урока: комбинированный.

Технология обучения: проблемное обучение, ИКТ

Формы работы: индивидуальная, работа в группах (коллективная)

Цель урока: сформировать у учащихся знания о листе, как о боковом органе растения.

Задачи урока:

образовательная или обучающая: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения листа растений, научить распознавать листья  по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края листовой пластинки, различать простые и сложные листья;
развивающая: развивать умение работать в парах, формировать умение выделять главное, найти отличительное, развивать мышление, память, творческие способности, закрепить умение выполнять лабораторные работы с гербариями;
воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, формировать бережное отношение к природе.

ТСО, оборудование: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовой пластинки, с простыми и сложными листьями, рабочие тетради, лабораторные печатные тетради, таблицы, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, ММУ, ПК, экран.

Оформление доски: На доске записана тема урока, записаны проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке и эпиграф:

«Лист – зеленая химическая лаборатория растения»

К.А.Тимирязев.

Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы и демонстрацией таблиц, гербариев, натуральных объектов), практический, логический (составление схем, выводов), организационный.

Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения и разнообразия листьев, понимают функции листа, знают суть и примеры видоизменения листьев,  почему происходит листопад.

СТРУКТУРА УРОКА И ХОД УРОКА №6

I.Вводная часть. Организационный этап: приветствие, сообщение темы и цели урока (1 мин).

II. Проверка знаний (5 мин).

Учитель: Повторим пройденный домашний материал с помощью вопросов викторины (согласны с высказыванием – хлопок в ладоши, неправильно – тишина).

ВИКТОРИНА:

Самую верхнюю часть зачаточного побега называют конус нарастания.
Почка – это зачаточный побег.
Почки, развивающиеся в пазухе листа, называют верхушечными.
Междоузлие – это расстояние между любыми узлами стебля.
Из генеративной почки развивается побег с цветком.
Побег – это стебель.
Почечная чешуя – это лист растения.
Из всех почек вырастают боковые побеги.
У цветковых растений могут быть вегетативные и генеративные почки.
Стебель – это осевая часть цветка.

Неправильные ответы сразу аргументируются.

III. Актуализация и мотивация опорных знаний (4 мин).

Учитель: Итак, какова же связь листа и побега?

Предполагаемые ответы:

– Лист растет на побеге.

– Лист существовать без побега не может.

– Побег имеет листостебельное строение.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Пока листья растут на дереве, они свежие и сочные, но сорванный с дерева лист быстро засыхает. Почему так происходит? Как о листьях писал великий немецкий поэт И.В.Гете?

И.В.Гете писал: «НО НЕ ВСЕ ОДИНАКОВЫЕ ЛИСТЬЯ, РАЗЛИЧИЙ МНОГО МОЖЕШЬ ТЫ В НИХ ОТЫСКАТЬ, ЕСЛИ РАССМОТРИШЬ ТЫ ИХ. ВЕРХНИЕ ЛИСТЬЯ ДЛИННЕЕ, ЯСНЕЕ В НИХ РАЗНЫЕ ЧАСТИ:
В НИЖНИХ ОНИ СРАЩЕНЫ, В ВЕРХНИХ РАЗДЕЛЕНЫ ОНИ:
ЛИСТЬЯ ЗУБЧАТЫЕ, С КРЕПКИМИ ЖИЛКАМИ, ПОЛНЫМИ СОКОМ – КАЖЕТСЯ, СТЕБЕЛЬ ГОТОВ ВЕЧНО РОЖДАТЬ И РОЖДАТЬ …».

Учитель:

– В чем заключаются различия листьев?

– Как стебель рождает лист?

– Что такое лист?

Для вас подсказка – схема на листе бумаги у каждого на парте.

Итак, тема урока «Строение и разнообразие листьев. Видоизменение листьев. Листопад».

IV. Изучение нового материала (19 мин).

Учитель: Лист – боковой вегетативный орган растения, нарастающий основанием. Как вы считаете, из каких частей состоит лист? Давайте посмотрим на рисунок на экране ММУ и ответим на этот вопрос.

Учитель: Каковы же функции листа?

Учащиеся самостоятельно с помощью схемы делают вывод о функциях листа, о важности листа для растения.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА:

Лист – важный орган для растения, так как:

- путем фотосинтеза производит органическое вещество из неорганического;

- поглощает CO2, производит О2;

- накапливает в себе вредные вещества, находящиеся в воздухе, очищая его;

- лист для растения выполняет функцию транспирации;

- лист связан со стеблем благодаря выполняемым функциям, соответственно, жить самостоятельно вне растения не могут.

Учитель: Ребята, обратите внимание на раздаточный материал и ответьте на вопрос: « В чем отличие между листьями?»

Предполагаемый ответ:

- листья есть с черешком;

- листья без черешка.

Учитель: Правильно. Листья бывают черешковые – с черешком и не имеющие черешка – сидячие. Но обратите внимание на гербарный материал, листья отличаются и по форме, и по краю листовых пластин. В лист поступают вода и минеральные вещества из корня через стебель. Каким образом они поступают в лист?

Ученики: По жилкам.

Учитель: Правильно. Жилка – проводящий пучок, обеспечивающий проведение веществ и упругость листа.

- Одинаковы ли жилки?

- Какие существуют типы жилкования?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника на с.61, рис.35 и дайте ответ в виде схемы.

Предполагаемый ответ:

ЖИЛКОВАНИЕ

Сетчатое

Дуговое

Параллельное

Учитель: Листья бывают простые и сложные. Дети, перед вами гербарный материал, найдите отличия простого листа от сложного.

Учащиеся путем сравнения делают вывод, что листья бывают с одной листовой пластинкой и с несколькими листовыми пластинками – сложный лист. Приводят примеры растений из гербарного материала.

Учитель: В природе у некоторых растений формируются видоизмененные листья. Это те же листья, но в связи со своеобразными условиями существования изменили свой привычный облик.

- Кактус видели? А что это у него за колючки?

- А у фиалки, чем покрыты листья?

- А что за интересные усы у гороха?

- Колючки у кипариса – это что?

- А почему у алоэ листья такие толстые?

- И все это «листья»? Но почему они такие?

- А есть еще интересное растение росянка. Чем она интересна? Почему она хищник?

Учитель: Но, к сожалению, жизнь листа коротка. Прослушайте стихотворение Ф.И.Тютчева и ответьте на вопрос:  «О каком явлении идет речь?»

Мы легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим,

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами

Купались в росе!

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Луга побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь.

Учитель:

- Почему листья желтеют?

- Почему опадают?

Учащиеся вспоминают о пластидах, их видах и делают вывод, что хлорофилл в период листопада у растений разрушается и листья становятся желтыми, красными, что говорит о наличие в листе других пигментов. У основания листа образуется отделительный слой, и лист даже под силой собственной тяжести опадает.

Учитель задает проблемные задачи:

1). Жители крупнейших европейских городов в 19 веке часто замечали, что осенью рядом с неисправными фонарями листья на деревьях быстро желтеют, и у них раньше начинается листопад. Объясните, почему около уличных фонарей листопад задерживается?

Предполагаемый ответ:

- изменяется длительность светового дня;

- фонарь – искусственно увеличивает длительность дня и листопад задерживается.

2) Известно, что колючки барбариса опадают вместе с листьями на зиму, а колючки терна не опадают, с них снимается только кора. Какой вывод вы можете сделать? Колючки какого растения можно назвать видоизмененными листьями?

Предполагаемый ответ:

- так как терн – листопадное дерево, а колючки его не опадают, то это не видоизмененные листья;

- видоизмененные листья – колючки барбариса.

Учитель: Давайте вместе сделаем выводы о значении листопада.

Предполагаемый ответ:

- уменьшение испарения воды;

- защита от обламывания под тяжестью снега;

- удаление вредных веществ, накопившихся в процессе жизнедеятельности.

V. Закрепление изученного материала (13 мин).

Выполнение лабораторной работы №7 в тетрадях с печатной основой, используя раздаточные схемы и гербарный материал.

Учитель: Хочется закончить урок словами К.А.Тимирязева: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений ».

[1109] [1109]

VI. Итог урока. Выставление оценок (1 мин). Учитель спрашивает у учащихся, что им запомнилось, что узнали нового? Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

[1109] [1109] VII. Домашнее задание (1 мин). Прочитать с.60-62, написать «Оду Листу» в прозе, стихах, рисунках.

Используемая литература:

1. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія. 7-11 класи. Київ. Ірпінь. 2005.

2. Биология. Учебн. для 7 кл. общеобразоват. учеб. завед. / В.Р.Ильченко, Л.Н. Рыбалко, Т.А. Пивень – Полтава: Довкілля – К, 2007. – 240с.: ил.

3. Усі уроки біології. 7 клас / Ю. Г. Гамуля, О. В. Гамуля. – Х.: Вид. група «Основа», 2007. – 176 с.

4. Биология. 7 класс: Разработки уроков. – Х.: Изд-во «Ранок»,2011. – 304 с. – (Новый мастер-класс).

Строение и разнообразие листьев. Видоизменения листьев. Листопад

Скачать конспект (819.2 Kb)



Автор разработки: Серикова Елена Викторовна

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 940 | Загрузок: 207 | Комментариев: 0

Ключевые слова: листья

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»