Главная » Разработки уроков » Биология |
Школа: КУ «ЛУВК средняя общеобразовательная школа I-II ст. – лицей №24» Учитель: Серикова Елена Викторовна Предмет: биология Раздел I: Царство растения. Класс: 7а (25 учащихся), урок 45 минут Тип урока: комбинированный. Технология обучения: проблемное обучение, ИКТ Формы работы: индивидуальная, работа в группах (коллективная) Цель урока: сформировать у учащихся знания о листе, как о боковом органе растения. Задачи урока: образовательная или обучающая: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения листа растений, научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края листовой пластинки, различать простые и сложные листья; ТСО, оборудование: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовой пластинки, с простыми и сложными листьями, рабочие тетради, лабораторные печатные тетради, таблицы, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, ММУ, ПК, экран. Оформление доски: На доске записана тема урока, записаны проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке и эпиграф: «Лист – зеленая химическая лаборатория растения» К.А.Тимирязев. Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы и демонстрацией таблиц, гербариев, натуральных объектов), практический, логический (составление схем, выводов), организационный. Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения и разнообразия листьев, понимают функции листа, знают суть и примеры видоизменения листьев, почему происходит листопад. СТРУКТУРА УРОКА И ХОД УРОКА №6 I.Вводная часть. Организационный этап: приветствие, сообщение темы и цели урока (1 мин). II. Проверка знаний (5 мин). Учитель: Повторим пройденный домашний материал с помощью вопросов викторины (согласны с высказыванием – хлопок в ладоши, неправильно – тишина). ВИКТОРИНА: Самую верхнюю часть зачаточного побега называют конус нарастания. Неправильные ответы сразу аргументируются. III. Актуализация и мотивация опорных знаний (4 мин). Учитель: Итак, какова же связь листа и побега? Предполагаемые ответы: – Лист растет на побеге. – Лист существовать без побега не может. – Побег имеет листостебельное строение. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Пока листья растут на дереве, они свежие и сочные, но сорванный с дерева лист быстро засыхает. Почему так происходит? Как о листьях писал великий немецкий поэт И.В.Гете? И.В.Гете писал: «НО НЕ ВСЕ ОДИНАКОВЫЕ ЛИСТЬЯ, РАЗЛИЧИЙ МНОГО МОЖЕШЬ ТЫ В НИХ ОТЫСКАТЬ, ЕСЛИ РАССМОТРИШЬ ТЫ ИХ. ВЕРХНИЕ ЛИСТЬЯ ДЛИННЕЕ, ЯСНЕЕ В НИХ РАЗНЫЕ ЧАСТИ: Учитель: – В чем заключаются различия листьев? – Как стебель рождает лист? – Что такое лист? Для вас подсказка – схема на листе бумаги у каждого на парте. Итак, тема урока «Строение и разнообразие листьев. Видоизменение листьев. Листопад». IV. Изучение нового материала (19 мин). Учитель: Лист – боковой вегетативный орган растения, нарастающий основанием. Как вы считаете, из каких частей состоит лист? Давайте посмотрим на рисунок на экране ММУ и ответим на этот вопрос. Учитель: Каковы же функции листа? Учащиеся самостоятельно с помощью схемы делают вывод о функциях листа, о важности листа для растения. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА: Лист – важный орган для растения, так как: - путем фотосинтеза производит органическое вещество из неорганического; - поглощает CO2, производит О2; - накапливает в себе вредные вещества, находящиеся в воздухе, очищая его; - лист для растения выполняет функцию транспирации; - лист связан со стеблем благодаря выполняемым функциям, соответственно, жить самостоятельно вне растения не могут. Учитель: Ребята, обратите внимание на раздаточный материал и ответьте на вопрос: « В чем отличие между листьями?» Предполагаемый ответ: - листья есть с черешком; - листья без черешка. Учитель: Правильно. Листья бывают черешковые – с черешком и не имеющие черешка – сидячие. Но обратите внимание на гербарный материал, листья отличаются и по форме, и по краю листовых пластин. В лист поступают вода и минеральные вещества из корня через стебель. Каким образом они поступают в лист? Ученики: По жилкам. Учитель: Правильно. Жилка – проводящий пучок, обеспечивающий проведение веществ и упругость листа. - Одинаковы ли жилки? - Какие существуют типы жилкования? Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника на с.61, рис.35 и дайте ответ в виде схемы. Предполагаемый ответ: ЖИЛКОВАНИЕ Сетчатое Дуговое Параллельное Учитель: Листья бывают простые и сложные. Дети, перед вами гербарный материал, найдите отличия простого листа от сложного. Учащиеся путем сравнения делают вывод, что листья бывают с одной листовой пластинкой и с несколькими листовыми пластинками – сложный лист. Приводят примеры растений из гербарного материала. Учитель: В природе у некоторых растений формируются видоизмененные листья. Это те же листья, но в связи со своеобразными условиями существования изменили свой привычный облик. - Кактус видели? А что это у него за колючки? - А у фиалки, чем покрыты листья? - А что за интересные усы у гороха? - Колючки у кипариса – это что? - А почему у алоэ листья такие толстые? - И все это «листья»? Но почему они такие? - А есть еще интересное растение росянка. Чем она интересна? Почему она хищник? Учитель: Но, к сожалению, жизнь листа коротка. Прослушайте стихотворение Ф.И.Тютчева и ответьте на вопрос: «О каком явлении идет речь?» Мы легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим, Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами Купались в росе! Но птички отпели, Цветы отцвели, Луга побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь. Учитель: - Почему листья желтеют? - Почему опадают? Учащиеся вспоминают о пластидах, их видах и делают вывод, что хлорофилл в период листопада у растений разрушается и листья становятся желтыми, красными, что говорит о наличие в листе других пигментов. У основания листа образуется отделительный слой, и лист даже под силой собственной тяжести опадает. Учитель задает проблемные задачи: 1). Жители крупнейших европейских городов в 19 веке часто замечали, что осенью рядом с неисправными фонарями листья на деревьях быстро желтеют, и у них раньше начинается листопад. Объясните, почему около уличных фонарей листопад задерживается? Предполагаемый ответ: - изменяется длительность светового дня; - фонарь – искусственно увеличивает длительность дня и листопад задерживается. 2) Известно, что колючки барбариса опадают вместе с листьями на зиму, а колючки терна не опадают, с них снимается только кора. Какой вывод вы можете сделать? Колючки какого растения можно назвать видоизмененными листьями? Предполагаемый ответ: - так как терн – листопадное дерево, а колючки его не опадают, то это не видоизмененные листья; - видоизмененные листья – колючки барбариса. Учитель: Давайте вместе сделаем выводы о значении листопада. Предполагаемый ответ: - уменьшение испарения воды; - защита от обламывания под тяжестью снега; - удаление вредных веществ, накопившихся в процессе жизнедеятельности. V. Закрепление изученного материала (13 мин). Выполнение лабораторной работы №7 в тетрадях с печатной основой, используя раздаточные схемы и гербарный материал. Учитель: Хочется закончить урок словами К.А.Тимирязева: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений ». [1109] [1109] VI. Итог урока. Выставление оценок (1 мин). Учитель спрашивает у учащихся, что им запомнилось, что узнали нового? Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. [1109] [1109] VII. Домашнее задание (1 мин). Прочитать с.60-62, написать «Оду Листу» в прозе, стихах, рисунках. Используемая литература: 1. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія. 7-11 класи. Київ. Ірпінь. 2005. 2. Биология. Учебн. для 7 кл. общеобразоват. учеб. завед. / В.Р.Ильченко, Л.Н. Рыбалко, Т.А. Пивень – Полтава: Довкілля – К, 2007. – 240с.: ил. 3. Усі уроки біології. 7 клас / Ю. Г. Гамуля, О. В. Гамуля. – Х.: Вид. група «Основа», 2007. – 176 с. 4. Биология. 7 класс: Разработки уроков. – Х.: Изд-во «Ранок»,2011. – 304 с. – (Новый мастер-класс). |
Автор разработки: Серикова Елена Викторовна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 940 | Загрузок: 207 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |