Главная » Разработки уроков » Биология

Старение и смерть. Теории старения. Биологические основы активного долголетия

Цель: с помощью тестирования выявить уровень усвоенности темы; познакомить учащихся с основными теориями старения и перспективами геронтологии.

І. Зачетная часть.

   Для оценки учебных достижений учащихся по теме «размножение и индивидуальное развитие» проводится компьютерное тестирование. Учащиеся выполняют тестовые задания с одиночным выбором, с множественным выбором и на сопоставление (тестовые задания приведены в приложении 1). Продолжительность тестирования 7-10 минут. Учащийся узнает предварительные результаты сразу по окончании тестирования. Для тестирования можно использовать программу My Test, автор Басилаков А.С. (программа размещена на сайте www. klyaksa.net).

Пока одна часть учащихся тестируется, другая принимает участие в обсуждении вопросов усложненного типа.

Перечень вопросов для обсуждения.

Яичники, в которых образуются яйцеклетки, находятся в полости тела. Половые железы, в которых образуются сперматозоиды, также закладываются в полости тела, но потом оказываются вне ее, в специальном кожно-мышечном мешке (мошонке). В случае изменений в нормальном ходе развития эмбриона семенники (мужские половые железы) могут остаться в полости тела. В этом случае нарушается процесс образования сперматозоидов. Почему?
В женском организме с удивительной ритмичностью (раз в месяц) происходит созревание очередной яйцеклетки и выход ее из яичника. С началом беременности прекращается созревание новых яйцеклеток. Почему?
Желтое тело (остаток фолликула после выхода яйцеклетки) продуцирует гормон, который тормозит созревание очередной яйцеклетки. В каком случае через месяц вновь созревает новая яйцеклетка и почему?
Как правило, у человека рождается один ребенок, но возможно два и больше. Близнецы могут быть как две капли воды похожи друг на друга, или они сходны не более, чем дети, родившиеся от тех же родителей, но в разное время. Почему?
Возможны нарушения в нормальном ходе беременности. В частности это может быть результатом развития эмбриона не в теле матки, а в маточной трубке. Что может явиться этому причиной? Возможно ли в этом случае рождение ребенка?
Наиболее мощный сфинктер (сильное мышечное утолщение с кольцевыми мышцами) находится в шейке матки. Почему?
К началу четвертой недели у зародыша начинают формироваться основные системы органов: нервная, кровеносная, пищеварительная. Наступает период, когда мать особенно должна быть внимательна к своему здоровью. Почему?
Какой процесс изображен на рисунке? Дайте его определение и характеристику.

Развивающийся в матке плод получает питательные вещества, кислород и освобождается от углекислого газа и других конечных продуктов обмена веществ. Каким путем это осуществляется?
Первый крик новорожденного совпадает с первым его вдохом. Ребенок начинает дышать легкими. Что служит причиной возбуждения «дыхательного центра»?
С 14-15 лет у мальчиков происходит разрастание хрящей гортани, ломка голоса и он становится более низким. Растут волосы на лице и в подмышечных впадинах, плечи становятся более широкими. Чем вызваны подобные изменения?
Почему во время выкуривания беременной женщиной сигареты плод             начинает усиленно двигаться и толкать стенки матки?

ІІ. Изучение нового материала.

Старение. Рассказ, обсуждение схемы.

Старение – процесс постепенного замещения нормальных биологических функций патологическими процессами, общебиологическая закономерность всего живого.

← Эколого-генетический процесс вызывается→

↓                                                                     ↓

Негенетические факторы (случайные, часто непредсказуемые).

Внешние факторы вызывают

- структурные изменения клеток и тканей

- изнашивание частей организма

- накопление токсинов

- уменьшение проницаемости     мембран

- уменьшение механической прочности тканей

Генетические (запрограммированные):

Изменение в передаче информации, угнетение ее.

Радиационное повреждение хромосом, их мутации.

Снижение активности ферментов.

Смерть. Криобиология.

Сообщения учащихся готовятся с использованием ресурсов интернет.

Выделяют несколько видов смерти: клиническая смерть, биологическая (истинная) смерть и смерть мозга.

Наступлению смерти всегда предшествуют терминальные состояния, которые могут продолжаться различное время от нескольких минут до часов и даже суток. Вне зависимости от темпа наступления смерти ей всегда предшествует состояние клинической смерти. Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными наступает биологическая или истинная смерть, которая представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

«Долголетие – реальность или чудо?» Сообщения учащихся.
Подведение итогов.

ІІІ. Домашнее задание: подобрать интересные факты о долгожителях, близнецах, искусственном оплодотворении, суррогатном материнстве и т.д.

Приложение 1

Размножение - это: а) способность организмов заселять новые места обитания;           б) увеличение размеров и массы организма; в) воспроизведение себе подобных;          г) процесс слияния мужской и женской половых клеток.
Оплодотворение - это процесс: а) развития оплодотворенного яйца; б) слияния яйцеклетки и сперматозоида; в) передвижения зрелой яйцеклетки в матку;                   г) образования половых клеток.
Женские половые железы называют: а) яйцеклетками; б) яичниками; в) маткой;            г) плацентой.
Мужскими половыми клетками являются: а) семенники; б) мужские половые гормоны; в) сперматозоиды; г) яйцеклетки.
Оплодотворенная яйцеклетка содержит только: а) 23 хромосомы матери; б) 46 хромосом матери; в) только 23 хромосомы отца; г) 46 хромосом, из которых 23 хромосомы матери и 23 хромосомы отца.
Попадая в матку и яйцеводы женщины, сперматозоиды живут: а) 30 минут; б) 30-40 дней; в) 5 - 8 дней; г) год и более.
Человеку свойственно: а) половое влечение неконтролируемое сознанием;                   б) внутреннее оплодотворение; в) питание плода через плаценту; г) развитие зародыша из оплодотворенной яйцеклетки.
Беременность - это процесс: а) оплодотворения; б) внутриутробного вынашивания плода у живородящих животных и человека; в) развития плода и рождения ребенка;     г) родов.
Алкоголь и никотин противопоказаны беременной женщине, так как: а) могут вызвать многоплодную беременность; б) легко проходят через плаценту; в) могут вызвать физические уродства у плода; г) могут вызвать нарушения психики ребенка.
Беременным женщинам необходимы: а) ежедневные прогулки на воздухе;                   б) внимательное и заботливое отношение; в) избыточное питание; г) умеренное, но полноценное питание.
Какую роль играет плацента: а) газообмен; б) питание зародыша; в) выделительный орган; г) связь с материнским организмом; д) амортизация толчков; е) защита от внешних повреждающих факторов.
Найдите правильное окончание фразы.

Индивидуальное развитие организма – это                                                        эмбрион

Зародыш иначе называется                                                                                   роды

На девятой неделе зародыш становится                                                              онтогенез

Состояние женщины во время развития в ее организме            ребенка                      плод

Процесс отторжения зрелого плода от организма матери и                              беременность

выход его в окружающую среду

Какую роль играет плодная жидкость: а) смягчает механические воздействия;               б) газообмен; в) зародыш ее глотает; г) это моча зародыша.
К вторичным мужским половым признакам относят: а) половые органы; б) оволосение по мужскому типу; в) способность продуцировать сперматозоиды; г) способность к тяжелому физическому труду.
Погружение зародыша в слизистую матки – это: а) дробление; б) преобразование;     в) созревание; г) имплантация.
Зрелый сперматозоид имеет: а) головку; б) желток; в) акросому; г) жгутик;                    д) митохондрии.
Вызывают развитие вторичных половых признаков: а) хромосомы; б) гаметы;              в) гормоны; г) гены.
СПИДом можно заразиться: а) при пользовании общей посудой с больным; б) при рукопожатии; в) при укусе зараженного комара; г) при половом контакте; д) при посещении бассейна.
Соедините описание и название половых органов:

Кожно-мышечный мешок, служит для поддержания                                         Маточные трубы

 постоянной температуры - ниже температуры тела.

Непарный полый мышечный орган, в котором различают                               Яичник

тело и шейку.

Парная мужская половая железа смешанной секреции,                                     Матка

 продуцирует сперматозоиды, размещена в мошонке.

Парная женская половая железа, размещенная                                                   Мошонка

 по обе стороны от матки.

Парные органы, в которых происходит оплодотворение.                                 Яичко

Соедините понятие и его объяснение.

Процесс достижения организмом анатомического и                                         Пол человека

физиологического развития, которые делают его способным

 к продолжению рода.

Совокупность биологических и психосоциальных признаков,                                    Менструация

которые отличают мужчину и женщину.

Выход яйцеклетки из созревшего фолликула.                                                      Поллюция

Непроизвольное выделение спермы во время сна.                                            Овуляция

Временное маточное кровотечение.                                                         Половое созревание

Старение и смерть. Теории старения. Биологические основы активного долголетия

Скачать конспект (42.9 Kb)



Автор разработки: Мамонтова В.В.

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1026 | Загрузок: 228 | Комментариев: 0

Ключевые слова: смерть, старение, долголетие

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»