Главная » Разработки уроков » Биология

Разнообразие цветковых растений и их классификация

Цели урока: закрепление, углубление и систематизация знаний о  разнообразии цветковых растений, их разделение на классы и семейства, отличительные признаки классов и семейств цветковых растений, значение в жизни человека этих растений; развивать познавательный интерес и экологическое мышление у учащихся; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы «Основные семейства цветковых растений», слайды цветковых растений.

Виды работы: рассказ-беседа  в форме сказки, сообщения учеников, работа в группах, тестовый контроль знаний.

   Ход урока

l  Организационный момент.

ll  Закрепление, углубление и систематизация знаний темы урока.

Объявления целей урока
Вступительная часть

(Начинает сказку учитель)

 Учитель. Однажды произошло необычное приключение – собрал человек урожай с поля и сложил всё вместе в большом амбаре. Да так сложил, что лук оказался рядом с кукурузой, и начали они между собой спорить, кто из них больше человеку нужен и родственники ли они?

Много своих заслуг вспомнил лук (беседа сопровождается демонстрацией луковичного растения):

а) порезанная с медом луковица, очень хорошо лечит раны;

б) что…(ученики дополняют с места в форме фронтального опроса) …лук улучшает пищеварение;

в) сок лука с охлажденной кипяченой водой в отношении 1:1 – очень хорошее средство от насморка;

г) лук с медом – компрессы против простуды;

д) порезанный лук со сливочным маслом – очень хорошее средство для лечения серьезных ожогов;

е) лук – источник витаминов, жизненно необходимых веществ;

ж) печеный лук, приложенный срезом к нарыву, смягчает кожу, ускоряет созревание фурункулов и прорыв гноя;

з) кашица из лука используется для лечения грибковых заболеваний ногтей.

Учитель. А еще лук вспомнил о том, что на древней пирамиде Хеопса есть надпись: «Строителям сих пирамид лук добавляли в пищу для увеличения сил». «Вот так», - гордо заявил лук.

«Да хватит себя хвалить, горькая луковица, древняя пирамида Хеопса, - сердито сказала кукуруза. – Все равно я больше нужна людям. А история моего происхождения связана с множеством мифов и легенд».  (демонстрация слайда кукурузы + сообщение учащегося)

       Кукуруза (Маис)

Сейчас просто трудно представить наши южные поля без кукурузы, переселившейся к нам из Центральной Америки около 500 лет назад. Матросы Христофора Колумба были первыми европейцами,увидевшими это растение. Индейцы называли его маисом и возделывали с незапамятных времен. Многие индейские племена обожествляли маис от которого зависело их благополучие. Много мифов и легенд связано с этим растением. Рассказывают,будто бог Маиса был сыном бога Солнца и богини Луны. Но нашлись другие божества,которые позавидовали его красоте и силе. Они убили прекрасного юношу,а тело разрубили на мелкие кусочки,которые затем превратились в зерна маиса. Может быть,поэтому мексиканцы называют кукурузу «тлаолли»,что значит- тело.

От индейцев европейцы узнали,как нужно обрабатывать кукурузное поле. Маис прижился в Европе легко и распространился прямо-таки с рекордной быстротой. Позже кукуруза покорила пять континентов,став наряду с пшеницей и рисом кормилицей миллионов людей. На территории нашей страны раньше других народов,еще в 17веке,оценили кукурузу молдаване и грузины.

Что только не делают из этого удивительного растения:муку и крупу,консервированные зерна и хлопья,крахмал и растительное масло-всего не перечтешь!Кукурузу используют повсеместно и как кормовую культуру. Она служит первоклассным сырьем и для технических отраслей промышленности,идет на изготовление бумаги,линолеума,вискозы, изоляционных материалов, смол, уксусной кислоты и других продуктов.

После прослушивания ученики делают выводы: Кукуруза – очень важная кормовая, продовольственная и техническая культура, а история ее происхождения очень интересная.

За кукурузой о своих достижениях и истории происхождения заговорила самая важная масличная сельскохозяйственная культура – подсолнечник. (демонстрация слайда подсолнечника + сообщение учащегося).

   Подсолнечник однолетний, масличный

Подсолнечник растет во многих районах нашей страны.Его соцветия очень похоже на маленькое солнце,а желтые язычковые цветки – на солнечные лучи. На родине подсолнечника,на юге Северной Америке,это растение считали священным,называли «солнечным цветком»,его соцветие отливали из золота.носили на торжественных процессиях,устанавливали в храмах. В Европу подсолнечник был завезен испанскими моряками в начале 16 веке и посажен в ботаническом саду в Мадриде под названием «цветок солнца».Его разводили как декоративное растение.Мода на «солнечный цветок» перекинулась на другие страны. В Россию он попал при Петре I из Голландии и в течении нескольких десятилетий украшал сады.Лишь в 1829 году в селе Алексеевке Воронежской губернии крестьянин Д. Бокарев открыл людям новое свойство этого растения,обнаружив в нем щедрый источник вкусного масла. Он смастерил пресс, на котором стал выжимать из семян подсолнечника масло. Вскоре «солнечный цветок» стал нашим главным масличным растением.

Отечественный селекционер- академик В. С. Пустовойт вывел новые сорта подсолнечника с очень высоким содержанием масла. Подсолнечное масло употребляется не только в пищу. Оно используется при выработке маргарина, мыла и масляных красок. Кроме масла из подсолнечника  получают мед, лекарства и хороший силос. Россия по праву считается второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал свое новое путешествие по миру.

Учитель продолжает урок в форме сказки.  «Что-то очень вы себя расхвалили, - сердито сказал картофель. – Я- самая важная кормовая, продовольственная и техническая культура. Не случайно меня называют продуктом питания № 2 после хлеба – только в европейской кухне известно более 200 блюд из картофеля. С одной тонны картофеля можно получить: 170 кг крахмала, 112 л чистого спирта, 80 кг глюкозы. Учитывая, все мои заслуги, - сказала картофель, - мне даже памятник поставлен в горной области Гарц в Германии. Надпись на большой гранитной плите гласит: «Здесь в 1748 году впервые в Европе был посажен картофель».

 « Подумаешь – памятник! Ты бы лучше вспомнил про другие памятники, которые вошли в историю России, как картофельные бунты», -  сердито перебила картофель свекла. ( Ученик делает сообщение о картофельных бунтах и переселении картофеля в Европу и Россию, о курьёзном случае с графом Шереметьевым на балу Петра I) – демонстрация слайда картофеля)

Картофель обыкновенный

Несмотря на необыкновенную популярность картофеля, лишь немногие знают, что история переселения его в Европу и в Россию богата разнообразными событиями. Растению этому поклонялись, и его же ненавидели. Цветками картофеля украшали знаменитые королевские дворцы, и это же растение скармливали домашним животным.

Родина картофеля – Южная Америка, где он растет в Андах, от  Чили до Центральной Америки. Там его возделывают с незапамятных времен.

Изображение картофельного растения можно увидеть на глиняных изделиях, обнаруженных при раскопках древних захоронений инков.

В Европе о картофеле впервые узнали около 400 лет назад. Вопрос о том, кто первый привез картофель как пищевую культуру из Нового Света – испанцы или англичане,- все еще дискутируется. Слух о чудесных клубнях, разнесся тогда по Европе, но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались, есть клубни сырыми или еще хуже - пробовали ядовитые зеленые плоды, после чего уже ни за что не хотели сажать растение.

В Россию картофель был завезен при Петре Ι,но «заморского гостя» тоже встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулеза, рахита настолько цепко держалась в народе, что сажать «чертовы яблоки» наотрез отказывались. Начались «картофельные бунты», которые жестко подавлялись.

Словом немало трудностей преодолели скромные, невинные клубни, прежде чем завоевать всеобщее признание. Сейчас картофель у нас по праву называют вторым хлебом.

Учитель: Действительно очень много трудностей преодолели в России скромные невинные клубни картофеля, прежде чем получили всеобщее признание.

4) Сообщение учеников об истории происхождения и сельскохозяйственном значении растений – переселенцев – томатов и свеклы (сопровождается демонстрацией слайдов этих растений)

Помидор, или томат культурный.

Помидор – популярный овощ. Родина предков обыкновенных томатов – Южная Америка. Невысокие длинные кустики с мелкими красными плодами до сих пор встречаются в Перу, Эквадоре, Мексике. Индейцы племени ацтеков называли это растение «тумантла», что означает «крупная ягода». Испанцы стали называть его «томат» Из-за океана это растение было завезено в Италию, где его назвали «помидоро», что означает «золотое яблоко». На первых порах помидоры есть побаивались, считали их ядовитыми. Даже великий натуралист Карл Линней дал растению латинское название «солянум ликоперсикум» - «волчий персик».

В России помидоры появились  в царствовании Екатерины ΙΙ вместе со слухом, что они ядовиты и их нельзя употреблять в пищу. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что плоды этого растения не опасны, а даже полезны и вкусны. Начав свой путь в Крыму, Грузии, томаты стали распространяться в более северные районы России.

В настоящее время известно несколько сот культивируемых оранжево- красных, розовых, желтых, больших и маленьких, круглых и продолговатых сортов помидоров. После картофеля помидоры – самая распространенная культура семейства пасленовых. У нас, их выращивают в открытом и защищенном грунте почти повсеместно. Так «заморский плод» стал излюбленным овощем многих людей.

    Свекла обыкновенная        Свекла- древний овощ,как полагают, родом из Средиземноморья и Передней Азии. У персов это растение считалось символом ссоры и сплетен. Такая нелестная характеристика была у свеклы и в Греции. А вот в Древнем Риме она пользовалась большим почетом.

Это двухлетнее растение семейства маревых с толстым мясистым корнем культивируется сейчас во всех частях света, главным образом в умеренном климате. Корнеплодная свекла распространилась в Европе в 14-15 веках и стала уже широко распространенным овощем. Из свекл родоначальниц произошли наши теперешние свеклы: красно-фиолетовая, из которой варят борщ и делают винегрет: сладкие белые корнеплоды, названные сахарной свеклой и кормовая свекла. То, что в корнях растений содержится сахар, никому раньше и в голову не приходило. В России знали только заморский тростниковый сахар,  но продавали его в аптеках, и стоил он очень дорого. И вот в 1747 году немецкий химик Маркграф нашел в белой свекле сахар не хуже тростникового. В 1799году Франц Ахард впервые получил несколько килограммов свекловичного сахара. Про удачные опыты узнали и в России, и по  указу Павла 1 русским помещикам стали отводить земли под сахарную свеклу. В скором времени в селе Алябьеве Тульской губернии был построен сахарный завод. Теперь наша страна стоит на первом месте в мире по производству свекловичного сахара, а столовая свекла по значимости в овощеводстве занимает третье место﴾после капусты и моркови﴿.

 5) Заключительное слово учителя: Много интересного услышали растения во время спора между собой и пришли к единому выводу, что все они без исключения нужны людям, а чтобы вырастить богатый урожай, человек тратит много времени и сил.

6) Но вопрос о том, есть среди них родственники – они так и не решили. Например, Вишня думала, что родственники её должны иметь съедобные органы красного цвета и звала к себе в гости Помидор и Редис. Помидор думал,  что главное в семье не цвет, а то где вызревают эти съедобные органы, он был не против родственных отношений с Редисом, но Вишню не хотел считать своей родственницей, так как плоды её вызревают очень высоко над землёй.

Картофель считал своим родственником того, чьи органы вызревают под землёй, отсюда его родственники: Лук, Чеснок, Редис. Лук и Чеснок считали своим родственником Редис, а вот Картофель – нет, потому что, чтобы съесть его клубни, их нужно сварить, а Лук, Чеснок и Редис употребляют в сыром виде. Все снова стали спорить. Дело дошло даже до драки. Больше всего досталось нашему раннему овощу – Редису. У него оказалось очень много родственников. Посудите сами. За одну руку его тянула Вишня, приглашая его на чашку чая: посидеть, поговорить и посплетничать. За другую – Помидор, за рубашку Картофель. Бедный Редис уже был не рад такому количеству родственников, потому что у него трещала по швам одежда… «Помогите, помогите!» - кричал Редис. А всё это происходило ночью, от крика проснулся Человек,  прислушался откуда шум, подошел к амбару, решительно открыл дверь, что-то сказал растениям, и вдруг произошло непредвиденное! Шум и драка прекратились мгновенно, поскольку все нашли своих родственников: Лук оказался родственником Чеснока, Картофель – Помидору…  

Вопрос к классу: « Что сказал человек растениям, почему они так быстро нашли своих родственников?» (Он разделил растения на группы, которые назвал семействами, а за основу классификации взял строение цветков, виды соцветий и плодов)

7) Работа в группах.

   Задание: найдите в предложенном списке растения одного семейства и  укажите характерные признаки данного семейства.

   Список растений: подсолнечник, капуста, вишня, нарциссы, фасоль, картофель, редис, пшеница, редька, кукуруза, малина, горох, помидор, рис, перец, слива, ромашки, соя, тюльпаны.

   Капустные: капуста, редька, редис.

   Розовые: вишня, малина, слива.

   Пасленовые: помидор, картофель, перец.

   Астровые: подсолнечник, ромашки.

   Бобовые: горох, фасоль, соя.
   Злаковые: кукуруза, пшеница, рис.

   Лилейные: тюльпаны, нарциссы.

   Спикеры-ученики отвечают возле доски, используя таблицы, и объясняют, почему капуста, редька, редис принадлежат к одному семейству капустные (один ученик). Горох, соя, фасоль – к бобовым (второй ученик) и т.д.

8) Продолжение сказки

   Учитель: «Вскоре, когда, первые порывы радости у родственников прошли, они очень внимательно посмотрели друг на друга и образовали два хоровода.

Первый хоровод – капуста, редька, редис, вишня, малина, помидор, картофель, перец, подсолнечник, фасоль, горох, соя, ромашка, слива.

Второй хоровод – пшеница, кукуруза, рис, тюльпаны, нарциссы.

Вопросы:  Почему растения образовали два хоровода? (Ученики отмечают отличительные признаки классов Однодольные и Двудольные)

…А потом растения еще лучше присмотрелись друг к другу и образовали один общий хоровод. Почему?»

(Все они принадлежат к отделу цветковых растений. Ученики называют признаки, на основании которых Однодольные и Двудольные объединяются в отдел цветковые или  покрытосеменные растения)

… Вот и живут сегодня в мире и согласии все цветковые растения.

lll Заочное путешествие в «Клуб цветковых растений», где пропуском являются индивидуальные знания учащихся по изученной теме:

Тестовый контроль знаний по вариантам1-4;
Самоконтроль знаний.

l√ Подведение итогов урока и выставление оценок с учетом активности учащихся и правильности ответов.

√ Домашнее задание: повторить признаки семейств классов однодольных и двудольных цветковых растений и методику определения растений.

Тест

Разнообразие  покрытосеменных растений и их классификация

     Вариант 1

Задания с выбором одного правильного ответа

1.Покрытосеменные растения отличаются от голосеменных тем, что образуют:

   А) семена; Б) листья; В) цветки; Г) корни.

   2. К классу двудольных относится семейство:

    А) хвойные; Б) астровые; В) лилейные;  Г) злаковые.

   3.Самый главный признак, с помощью которого можно точно установить принадлежность  

   любого цветкового растения к определённому классу- это:

   А) тип корневой системы; Б) количество семядолей зародыша; В) жилкование листьев.

   4. Вставочный рост у стеблей характерен для представителей семейства:

   А) розовые; Б) злаковые; В) пасленовые; Г) лилейные.

   5. К семейству розовых относится:

   А) бамбук; Б) груша; В) редис; Г) дыня.

   6. Соцветия- головка и кисть, характерны для растений семейства:

   А) злаковые; Б) лилейные; В) бобовые; Г) астровые.

 Задания на установление соответствия

   7. Установите соответствие:

   Семейство     Строение цветка

   А) бобовые (мотыльковые)   1) Ч (5) Л (5) Т (5) П 1

   Б) пасленовые     2) Ч (5) Л 1+2+ (2) Т (9)+1 П 1

   В) розовые     3) О 2 цветковые чешуи и 2 пленки Т3 П1

   Г) злаковые       4) Ч (5) Л 5 Т∞П1

   8. Установите  соответствие:

   Семейство     Вид плода

   А) злаковые     1) семянки

   Б) сложноцветные (астровые)   2) ягода, коробочка

   В) лилейные     3) стручки, стручочки

   Г) крестоцветные (капустные)   4) зерновки

   9. Установите соответствие, образовав логические пары:

   А) класс двудольные (признаки)   1) мочковатая корневая система

   Б) класс однодольные (признаки)     2) пролески, ландыш, гиацинты

   В) лилейные     3) яблоня, малина, айва

   Г) розовые     4) цветки преимущественно 5 или 4-членные

     Задание на установление логической последовательности

   10. Расположите в логической последовательности систематические единицы царства 

   растения и укажите систематическое положение тюльпана лесного:

   А) семейство   

   Б) род

   В) вид

   Г) отдел

   Д) класс

Тест

Разнообразие  покрытосеменных растений и их классификация

       2 вариант

     Задания с выбором одного правильного ответа

   1.  Покрытосеменные растения распространены:

   А) в тропических странах; Б) в зоне тайги; В) в Европе; Г) повсеместно.

   2. «Однодольные» - это название:

   А) отдела; Б) семейства; В) класса; Г) рода.

   3. Большинство двудольных растений имеют жилкование:

   А) сетчатое; Б) дуговое; В) параллельное.

   4. Бактерии вступают во взаимовыгодные отношения с корневой системой растений из  

   семейства:

   А) злаковые; Б) капустные; В) бобовые; Г) астровые.

   5. Самые разнообразные плоды имеют представители семейства:

   А) лилейные; Б) бобовые; В) капустные; Г) розовые.

   6. Лепестки срастаются вместе у представителей семейства:

   А) бобовые; Б) капустные; В) злаковые; Г) пасленовые.

     Задания на установление соответствия

   7. Установите соответствие, образовав логические пары:

   А) класс двудольные (признаки);   1) дуговое или параллельное жилкование листьев

   Б) класс однодольные (признаки);      2) сложный колос, метелка, початок;

   В) злаковые;       3) зародыш с двумя семядолями;

   Г) крестоцветные;       4) редис, капуста, пастушья сумка;

   8. Установите соответствие:

   Семейство        Строение цветка

   А) астровые (сложноцветные);      1) Ч 0 Л (5) Т(5) П1

   Б) злаковые;       2) Ч 4 Л 4 Т4+2П1

   В) бобовые (мотыльковые);      3) О2 цветковые чешуи и 2 пленки Т3 П1

   Г) крестоцветные (капустные);      4) Ч (5) Л 1+2+(2) Т10 П1

   9. Установите соответствие:

   Семейство        Вид плода

   А) астровые (сложноцветные);      1) ягода, коробочка;

   Б) пасленовые;       2) боб;

   В) бобовые (мотыльковые);    3) сборная костянка, яблоко;

   Г) розовые;         4) семянка;

      Задание на установление логической последовательности

   10. Расположите в логической последовательности систематические единицы царства

   Растения и укажите систематическое положение вишни садовой:

   А) класс

   Б) вид

   В) отдел

   Г) семейство 

   Д) род

Тест

Разнообразие  покрытосеменных растений и их классификация

3 вариант

Задания с выбором одного правильного ответа

     1. Покрытосеменные опыляются:

   А) ветром; Б) насекомыми; В) самоопылением; Г) всеми способами.

     2. «Двудольные» - это название:

   А) отдела; Б) семейства; В) класса; Г) рода.

     3. Двойное оплодотворение присуще:

   А) покрытосеменным; Б) голосеменным; В) моховидным; Г) папоротниковидным.

   4. Видоизмененные побеги – луковицы и корневища – развиваются у растений из семейства:

   А) злаковые; Б) капустные; В) бобовые; Г) лилейные.

   5. Самые разнообразные соцветия имеют представители семейства:

   А) лилейные; Б) бобовые; В капустные; Г) розовые.

   6. Стебель – соломина имеют представители семейства:

   А) бобовые; Б) капустные; В) злаковые; Г) пасленовые.

Задания на установление соответствия

   7. Установите соответствие

    Семейство       Строение цветка

   А) лилейные;        1) Ч0 Л(5) Т(5) П1

   Б) розовые;       2) Ч0 Л(6) Т6 П1

   В) астровые (сложноцветные);     3) «лодочка», «парус» и «весла» – компоненты  

             цветка

   Г) бобовые (мотыльковые);     4) Ч(5) Л5 Т∞ П∞

     8. Установите соответствие:

    Семейство      Вид плода

   А) пасленовые;      1) Яблоко, костянка;

     Б) крестоцветные;      2) Зерновка;

   В) розовые;       3) Стручок, стручочки;

   Г) злаковые;       4) Ягода, коробочка;

   9. Установите соответствие, образовав логические пары

    А) класс однодольные (признаки);      1) стержневая корневая система;

    Б) класс двудольные (признаки);      2) кукуруза, рис, ячмень;

    В) бобовые;       3) зародыш с 1 семядолей;

    Г) злаковые;       4) кисть, головка;

Задание на установление логической последовательности

   10. Расположите в логической последовательности систематические единицы царства 

   Растения и укажите систематическое положение пырея ползучего:

    А) вид

     Б) класс

    В) род

    Г) отдел

     Д) семейств

Тест

Разнообразие  покрытосеменных растений и их классификация

4 вариант

Задания с выбором одного правильного ответа

   1. Покрытосеменные растения отличаются от голосеменных тем, что образуют:

   А) семена; Б) листья; В) плоды; Г) корни.

   2. К классу однодольных относится семейство:

     А) хвойные; Б) астровые; В) пасленовые; Г) злаковые.

   3. Однодольные и Двудольные растения относятся к отделу:

   А) папоротниковидные; Б) цветковые; В) моховидные; Г) голосеменные.

     4. Вставочный рост у злаков обеспечивает ткань

   А) основная; Б) образовательная; В) покровная; Г) механическая.

   5. Цветки язычковые, ложноязычковые, трубчатые и воронковидные могут быть в сложном 

    соцветии растений из семейства:

   А) злаковые; Б) лилейные; В) бобовые; Г) астровые.

   6. Растения, в цветке которых всегда много тычинок, их количество превышает 11,

     относятся к семейству:

   А) лилейные; Б) розовые; В) пасленовые; Г) капустные.

Задания на установление соответствия

   7. Установите соответствие:

    Семейство         Вид плода

   А) розовые;       1) семянка;

   Б) злаковые;       2) стручок;

   В) крестоцветные (капустные);      3) зерновка;

   Г) астровые (сложноцветные).    4) яблоко, сборная костянка;

   8. Установите соответствие:

    Семейство        Строение цветка

    А) бобовые (мотыльковые)   ;    1) Ч4 Л4 Т4+2 П1

    Б) крестоцветные (капустные);        2) Ч0 Л6 Т6 П1

    В) лилейные;       3) Ч(5) Л(5) Т(5) П1

    Г) пасленовые;       4) Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1

     9. Установите соответствие, образовав логические пары:

    А) класс однодольные (признаки)      1) сетчатое жилкования листьев

    Б) класс двудольные (признаки)      2) кисть, щиток, одиночные цветки, зонтик

    В) розовые      3) картофель, томат, белена

    Г) пасленовые      4) цветки преимущественно 3-членные

Задание на установление логической последовательности

   10. Расположите в логической последовательности систематические единицы царства 

   Растения и укажите систематическое положение одуванчика лекарственного:

     А) класс

    Б) отдел

    В) семейство

    Г) вид

    Д) род

Разнообразие цветковых растений и их классификация

Скачать конспект (28.5 Kb)



Автор разработки: Сидоренко Людмила Николаевна

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 746 | Загрузок: 286 | Комментариев: 0

Ключевые слова: цветковые растения

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»