Главная » Разработки уроков » Биология |
Цель: а) развивающая: формировать умение объяснять природоохранную деятельность человека, целью которой является сохранение биоразнообразия; б) обучающая: формировать умение называть основные типы растительных сообществ, приводить примеры взаимосвязей растений между собой, с другими организмами, с неживой природой; в) воспитательная: воспитывать экологическое мышление как понимание необходимости использовать знания о жизнедеятельности растений, влиянии факторов окружающей среды на организм для обоснования мер по охране видов растений и растительных сообшеств. Задачи: а) отработка навыков анализа и синтеза; б) выполнение операций оценки фактов, практического применения знаний. Средства обучения: Мультимедийная презентация, проектор экран, ноутбук,;таблиці «Вплив людини на екосистеми». Ход урока: 1. Актуализация опорных знаний: установи с помощью стрелок соответствие между терминами и их определениями (слайд №1): 2. Мотивация учебной деятельности: А) Проблемный вопрос: «Почему необходимо изучать влияние факторов среды на организмы?» Анализ схемы «Антропогенные нагрузки на экосистемы»(слайд № 2 ). Б) Литературная разминка Учитель зачитывает фрагмент художественного произведения, подобранного к теме урока. Предлагает высказать свои мысли. На этапе итогов можно вернуться к обсуждению, если исчерпывающего ответа не было найдено в начале урока. 1). Чому дерево плаче ? «Чому дерево плаче? Я зірвав квітку- і вона загинула, я спіймав метелика – він умер у мене на долоні. І тоді я зрозумів, що торкнутися краси можна тільки серцем». П. Гвездослав Ученики высказывают свои мысли, продолжают слова болгарского поэта. 2) « Шипшина віддає плоди» « Шипшина важко віддає плоди. Вона людей хапає за рукава. Вона кричить: - Людино, підожди! О, підожди, людино, будь ласкава. Не всі, не всі, хоч ягідку облиш! Одна пташина так мене просила! Я ж тут для всіх, а не для тебе лиш. І просто осінь, щоб була красива». Ліна Костенко Учащиеся объясняют биологический смысл стихотворения, находят связи между шиповником (Розой коричной ), птицами и человеком. Вывод: знание влияния факторов среды на организм дает возможность обосновать меры по охране видов растений и растительных сообществ. 3.Изучение нового материала: анализ форм симбиоза растений, грибов, бактерий в экосистемах ( слайды №№3-8 ). 4.Закрепление знаний: а) Игра «Найди лишнее»: 1- « Из предложенного перечня форм симбиоза найдите лишнюю и объясните свой выбор «: паразитизм, конкуренция, хищничество, мутуализм. ( Ответ: лишним является « мутуализм», т. к. это форма взвимовыгодных отношений в отличие от других перечисленных форм); 2- « Из предложенного перечня пар сосуществующих организмов выберите лишнюю пару и объясните свой выбор «):) клубеньковые бактерии и бобовые растения, шмель и клевер, трутовик и береза, одуванчик и пчела. ( Ответ: лишней парой является « трутовик береза «т. к. форма их взаимоотношений- паразитизм, во всех других случаях – мутуализм). 3-« Из предложенных терминов выбери лишний, объясни свой выбор «): растительность, флора, экосистема, фитоценоз. (Ответ: лишним термином является «экосистема», т. к. это понятие включает как живую, так и неживую природу, остальные – только живую. 4- «Из предложенных терминов выберите лишний, объясните свой выбор»): флора, биоценоз, растительность, фитоценоз. (Ответ: лишним является термин «биоценоз», т. к. это понятие включает как растения, так и животных, а все остальные- только растения. Б )Упражнения на развитие логического мышления: создай пару и объясни: подснежник, картофель, подосиновик, пчела, заяц, колорадский жук, осина, подсолнечник, капуста, картофель, человек. (Ответ: картофель- колорадский жук-фитофагия; подосиновик- осина- мутуализм; подсолнечник- пчела- мутуализм; капуста - заяц- фитофагия; подснежник - человек- антропогенный фактор: может быть положительным-выращивание подснежников из семян и посадка их в природе с целью увеличения численности занесенного в Красную книгу вида, а может быть и отрицательным- срывание в природе на продажу. В) Из данного перечня выберите примеры взаимовыгодных отношений: 1) трутовик – ива; 2) корни бобовых растений и клубеньковые бактерии; 3) пчелы и одуванчики;; 4) спорынья и злаки; 5) личинки майского жука и корни сосны; 6) колибри и орхидеи; 7) береза и подберезовик. (Ответ: 2, 3, 6, 7; 1, 4 - паразитизм; 5- фитофагия ). Г) Объясните, какое значение имеют: 1-колючки для кактуса (Ответ: защита от фитофаги и транспирации ); 2- аромат цветков для шиповника, вишни (Ответ: привлечение насекомых- опылителей); 3- соцветие корзинка для подсолнечника ( Ответ: мелкие цветки собраны в крупное, хорошо заметное для насекомых- опылителей соцветие ). Г)Игра «Молчанка» Учащимся предлагаются утверждения. После озвучивания каждого дается несколько секунд на обдумывание. Если утверждение правильное, нужно поднять руку с большим пальцем вверх, если нет – поднять руку с большим пальцем вниз: а) Животные являются важным звеном в цепях питания; б)клубеньковые бактерии паразитируют на корнях бобовых растений; в)трутовики находятся в мутуалистических взаимоотношениях с различными деревьями; г) пчелы опылители клевера; д) флора – совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. ( Ответ: а- правильный, остальные – неправильные ). 5.Итоги. Рефлексия. 6. Домашнее задание: (прокомментировать приведенные в параграфе рисунки); творческое задание: дайте ответ на вопрос:» Какая связь может быть установлена между количеством кошек в деревне и урожаем семян клевера в поле около деревни». За помощью в ответе на данный вопрос вы можете обратиться к труду Ч. Дарвина «Происхождение видов или выживание благоприятствующих пород в борьбе за жизнь» ). ( Ответ: кошки, как известно, ловят мышей, которые, в свою очередь, питаются клевером, будучи фитофагами, тем самым снижая урожай его семян, что может иметь негативные последствия для жителей деревни, т. к. клевер – ценная кормовая культура ЛІТЕРАТУРА: 1. Бобривський В. І Нетрадиційні уроки.-Козятин, 1996. 2. Учение с увлечением.Викторины. Игры. Ребусы/ Авт. Сост.В.І. Цыбульник.- Донецк: Сталкер, 2001. 3. М. М. Мусієнко,П. С. Славний, П. Г. Балан Біологія Підручник для загальноосвітніх навчальних закладів, 7 клас,Київ,»Генеза»,2007. 4. Пометун О. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання.-К:Шкільний світ, 2007. |
Автор разработки: Убейконь Светлана Николаевна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 832 | Загрузок: 226 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |