Главная » Разработки уроков » Биология |
"Учитель должен обладать всем тем, Эта восточная мудрость как нельзя лучше отражает мое отношение к любимой профессии, мое состояние, мои взаимоотношения с учащимися. Вот уже на протяжении 5 лет Современный мир стремительно меняется, меняются запросы общества, но неизменной остается ценность человеческих знаний. Моя педагогическая концепция – "Использование творческого потенциала учащихся на уроках биологии". Она направлена не на то, чтобы дать готовый материал, "учить мыслям", а на то, чтобы "учить мыслить". Это позволяет накапливать у обучаемых разнообразные навыки и развивать интеллектуальные способности. Извечная проблема общества и образования, "Какой должна быть школа?". Для того чтобы понять какой она должна быть, необходимо определить степень заинтересованности в институте школы. Школа нужна цивилизации и обществу, чтобы сохранить и развивать цивилизацию. Школа нужна государству, чтобы государство процветало и отстаивало своё существование. Школа нужна семье, чтобы помочь вырастить ребёнка и сделать его самым лучшим. Школа нужна ученику. И вот здесь появляется проблема, о которой мы не задумываемся. Главным результатом в работе педагога должно стать развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Чему учить? Ради чего учить? Как учить? — вот вопросы, над которыми мне приходится думать, чтобы решить эту задачу. Если ребенку будет учиться в школе увлекательно, интересно, комфортно, если он будет ощущать себя успешным человеком независимо от отметок, тогда мы получим реальную отдачу. Я считаю, что нет неталантливых детей, необходимо только суметь выявить и развить способности каждого. Необходимо создать такую творческую среду в общеобразовательном учреждении, чтобы каждый из детей мог проявить свои таланты. До тех пор, пока ребенок не захочет учиться сам, все наши усилия будут бесполезны. Еще В. А. Сухомлинский отмечал: "Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться". Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и суметь грамотно представить. Отсюда непонимание, как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, непонимание, для чего это необходимо. В результате этого у учащегося возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету. На мой взгляд, задача школы не передать ученику знания, как в основном предполагает традиционный подход в образовании, а научить его самостоятельно добывать их, искать, сомневаться, анализировать, мыслить, ставить цели, определять задачи и пути их решения Вариантом организации обучения биологии являются поисковые и творческие работы для самостоятельного выполнения. Данная форма работы используется на основе индивидуально-дифференцированного принципа. Увлеченные ребята получают более сложные задания: подготовка доклада, составление реферата, выполнение таблицы, серии иллюстрации и т. д. Менее активные ребята задействуются на работу с конкретным текстом, подготовку сообщения, исследование немых рисунков. Анализ подобных работ позволяет сделать вывод только о положительном эффекте для общего отношения к изучаемому материалу. Подобные виды учебной работы способствуют формированию внутренней мотивации процесса познания. Причем чаще всего дети демонстрируют самые продуктивные виды мотивации: мотивацию по результату, а так же по самому процессу, реже мотивацией служит оценка. В этом случае особое значение приобретает принцип добровольности при распределении такого рода заданий. Кстати, этот принцип помогает определить степень заинтересованности уч-ся к изучаемой теме, обобщение своих наблюдений позволяет сделать более глубокий анализ учебной деятельности. Например, при изучении раздела "Основы цитологии" даю задание – выполнить таблицу для сравнительной или последовательной характеристики, а так же краткого обзора 2-х, 3-х тем из пройденного материала по курсам предыдущих классов. Выполняя таблицу "Строение клетки" ученица не просто рисует картинку, а изучает дополнительную литературу, составляет немую схему разнопланового использования. В работе подчеркнута объемная целостность клетки, сложность ее строения и есть намек на функциональную характеристику клеточных структур. Другая работа характеризует функциональное, анатомическое разнообразие клеток. Выступление по этой таблице помогает вспомнить и обобщить практически все изученные курсы биологии по данному вопросу. Были использованы в основном учебники, но преимущественно те, по которым не изучаем материал. Это так же способствует анализу и обобщению изучаемых вопросов. Еще один аспект в пользу подобных заданий – можно хорошо проработать сложный вопрос, например, "Синтез белков", "Фотосинтез". Стадии фотосинтеза". Кроме того, участие в подготовке наглядного пособия вселяет в ребят особое отношение к своей работе, они рассматривают ее как помощь, руководство к работе своих товарищей. Если учебный процесс представлен традиционной формой урока, состоящей из компонентов повторения, изучения новой темы и закрепления, это вовсе не значит, что его нельзя организовать, используя творческий поиск. Участие детей в изучении новой темы, использование опережающего обучения, наблюдений и дидактических приемов активизации дают больше возможностей для развития навыков самостоятельной работы, для сотрудничества учителя и ученика. Неожиданно для ребят звучит просьба написать мини-сочинение по теме "Сельскохозяйственные растения". Для выбора детям предлагается ряд тем и тема на выбор. Например, "Золотое зернышко", "Маленькое солнышко", "Путешествие горошинки", "Ах, картошка…", "Встреча двух растений" и др. Особенно детям нравится сочинять сказки, а еще больше на следующий урок слушать лучшие сочинения и анализировать их. Важно разбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой. Поэтому работа с одаренными детьми всегда является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Творческий познавательный процесс, опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей. Именно предметы естественнонаучного цикла, в том числе и биология, ставят учащегося в рамки поисковой деятельности, творческой активности. Все это позволяет выявить в ребенке творческие способности, нестандартное мышление, раскрыть потенциальные возможности. На уроках биологии я попробовала проверить знания учащихся не традиционными методами тестами, вопрос - ответ, а используя связь с другими предметами в данном случае с литературой. Задание тематической работы было написать о строении растений и их систематике в виде сочинения-сказки, при этом, не используя подручных средств, а опираясь исключительно на знания, полученные на уроках. Вот некоторые произведения учащихся 7-х классов, в оригинале, своих корректировок не вносила. Исаева Анастасия 7 класс В тридесятом царстве, в тридевятом государстве, в углу самого обычного сада пробился сквозь почву самый маленький росточек абрикоса. Пробился и улыбнулся весеннему солнцу и голубому небу. Любопытный, как все малыши, он стал с нетерпением оглядываться по сторонам и вдруг с другой стороны забора заметил маленькое пушистое создание. - Кто ты? – с удивлением спросил Абрикос. -Ель! – гордо ответила малышка и кокетливо улыбнулась. С этой минуты они делали все вместе: питались органическими веществами, поглощали углекислый газ и выделяли кислород, заливались под солнечным светом здоровой зеленцой в процессе фотосинтеза. И хотя всех эта дружба и удивляла, сами они не находили в ней ничего странного. Шло время. И вот однажды пролетающая мимо сорока присела передохнуть на еловую ветку и застрекотала: -Не пара вы! Что у вас общего! Вы же совсем разные, разве можете вы дружить! Покричала и улетела, а Ель загрустила. Заметил это Абрикос и стал рассуждать - Оба мы с тобой деревья. В этом мы с тобой схожи, - сказал Абрикос. - Но я размножаюсь семенами, а ты пыльцой, - ответила Ель. - Корневые системы у нас обоих стержневые, - рассудительно продолжил сосед. - А вместо листьев у меня иголочки макрофильного происхождения, возникшие в результате срастания частей вегетативного тела. А у тебя сетчатое жилкование листа! – не унималась красавица. - И у меня и у тебя имеется камбий – образовательная ткань, благодаря которой мы растем! – стоял на своем Абрикос. - Но у нас, голосеменных, в отличие от покрытосеменных нет завязей. К тому же среди нас нет трав, а жизненные формы покрытосеменных выделяют травянистые растения. - Подожди! Что мы делаем? И так понятно, что у нас есть отличия, но ведь есть и много общего. Каждый из нас занимает свое место в природе, мы оба приносим пользу людям и не должны прислушиваться к разным сорокам-сплетницам! Главное быть на своем месте и сохранить нашу дружбу! Комаров Владислав 7 класс "Разговор двух растений" -Привет, Астра! Как дела? -Здравствуй, Картофель. Все хорошо. Давно не виделись. - Напомни мне, - ты же относишься к классу двудольных, к семейству астровых? - Да. А ты к пасленовым? Плохо, что у нас, растений почти нет свободного времени. -Согласен. Все время нужно заниматься этим фотосинтезом. Только и делаешь, что поглощаешь углекислый газ, влажность из почвы, солнечный свет и вырабатываешь кислород. - Да, но у нас есть время ночью, можно восстановиться перед новым рабочим днем. - Кстати, скоро весна. Надо будет разбрасывать семена после двойного оплодотворения. - Одно хорошо, - нас никто и никогда не сможет перепутать. У меня соцветия - корзинка, плод или семянка, а у тебя - метелка. - Тебе везет, ты многолетнее растение, живешь без забот. А нам, картофелям, надо прорости, зацвести и плодоносить только за один год. - Но и у тебя есть плюсы. Из твоих плодов на Украине не обходится ни один праздничный стол. А также твои плоды используют ученые. - Да это точно. Уже темно, надо готовиться к новому рабочему дню. До завтра!. - Пока! Кулишов Борис 7 класс "В лесу" После теплого дождя в лесу выглянуло солнышко. На полянке под деревом красовался Белый гриб. А рядом с ним появился Мухомор. - Ах, какой же я все-таки совершенный гриб! – воскликнул Мухомор. - А что же в тебе совершенного? – спросил Белый гриб. - Как что? Во-первых, я принадлежу к высшим классам грибов: базидиальным, которые размножаются половым путем. Это не то, что некоторые – размножаются почкованием! - Зачем же обижать своих собратьев – дрожжей? Они большую пользу приносят! Если бы не было таких грибов, нельзя было бы людям выпекать пушистые булочки, пить вкусный и полезный квас, получать лимонную кислоту и пенициллин, которые используются в пищевой и фармацевтической промышленности. - А во-вторых, у меня шляпка посмотри какая красивая, кругленькая, не то что у какого-то Трутовика! - Трутовик тоже пользу приносит – он древесину леса и лигнин превращает в полезные вещества. А еще он может очищать печень Человека при гепатитах. - А от круглого шарика – Дождевика какая польза? Или от морщинистого и уродливого Сморчка? Может легкомысленные кудрявые Лисички или твердый гриб Шиитаке, который растет так долго, тоже что-то умеют делать? - Конечно. Лисички очищают организм Человека от различных паразитов, Дождевик используют при лечении различных опухолей, Сморчок после отваривания применяют при заболеваниях зрения. Так что не смотря на их, может, не совсем "совершенный" вид шляпки, это очень нужные грибы. - А Шиикате все-таки не у дел! – обрадовался Мухомор. - Вовсе не так! Это очень особенный гриб, хоть и растет он медленно на твердых породах деревьев, таких как бук или дуб. Он является гордостью китайской кулинарии и медицины. Его особенность состоит в том, что его издавна применяли для лечения различных опухолей, против затвердевания растений и кровеносных сосудов, он снижает температуру (борется с различными инфекциями) и повышает иммунитет и жизненные силы организма. Шииткае считается лучшим средством для активизации жизненной силы Человека. - А зато у меня какая красивая юбочка на ножке, какие ровненькие пластиночки – одна к одной, недаром я отношусь к пластинчатым грибам. Не то что у тебя – их совсем нет! - У меня их нет, потому что я не пластинчатый гриб, а трубчатый. Вот посмотри, какие у меня трубочки под шляпкой красивые! – ответил Белый гриб. – Хоть я не хвастаюсь перед всеми своей красотой и совершенством, однако я являюсь самым ценным съедобным грибом. - Зато я самый приметный с моей красной шляпкой и белыми крошечками на ней меня издалека все увидят и заберут! А твоя шляпка вообще почти не выделяется на фоне земли и упавших листьев! В это время из-за деревьев показались грибники. Они несли полные лукошки грибов: Опята, Сыроежки, Лисички, Рыжики, Подберезовики, Шиитаке, Дождевики и даже сморщенный Сморчок. - Ой, посмотрите, как повезло – Белый гриб нашел! – собрал мальчик гриб. Прошли грибники мимо Мухомора. Расстроился тогда Мухомор, и понял что броский вид не всегда признак совершенства. "Действительно, что с меня взять? Хоть и красивый я гриб, только несъедобен, да и никакой пользы я не приношу!" - Федя, вернись за Мухомором – сказа отец - а то на кухне мух много стало! "Значит и я, на что-то гожусь" - обрадовался Мухомор. В природе не бывает ничего лишнего и ненужного, в ней все – совершенства! Павленко Мария 7 класс "КЛЕТКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА" Однажды клетка с ее лучшими друзьями клетками образовала покровную ткань (кожицу) пальчато-сложного листа каштана. Но в течении недолгого времени ей это все надоело. Ей надоело защищать растение от окружающей среды и она пошла путешествовать по растению. Прошла черешок, который максимально направляет лист к солнцу для боле интенсивного фотосинтеза, затем попала в стебель, который транспортирует по флоэме глюкозу, а по ксилеме минеральные вещества. Побывала во всех тканях: основной, где происходит фотосинтез, механической, благодаря которой растение движется, проводящей в которой находиться флоэма и ксилема. Позже прибыла в корень. Увидела что корень подземная часть растения, с одной стороны удерживает растение в земле, а с другой впитывает из земли минеральные вещества и воду. Двигаясь вверх по ксилеме, она забрела на верхушку растения и увидела потрясающий вид. Тут же она поняла, что каштан не один на планете. Вскоре ей рассказали, это - дерево ель, оно относится к голосеменным растениям, и поэтому не похоже на нас. Оно отличается игольчатыми листочками. А другое дерево левее от него - это береза, она покрытосеменная, как и каштан. Клетка осознала, что все растения разные: у одних тип листорасположения очередной, у других мутовчатый, а у иных супротивный. У некоторых растений листья простые, а у других сложные, как у каштана, в котором живёт клетка. Она долго бы ещё путешествовала, но поняла важность своего места в растении, и с этими выводом отправилась на свой пост. |
Автор разработки: Башкатова Татьяна Павловна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 596 | Загрузок: 213 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |