Главная » Разработки уроков » Биология

Химический состав живых организмов

ЦЕЛЬ:   обучающая –  расширить знания учащихся про биологию как совокупность наук про живые организмы, про их взаимосвязи между собой и условиями окружающей среды; познакомить учащихся с химическим составом живых организмов, с биологическими элементами, макро – и микроэлементами; раскрыть  биологическую роль важнейших для организма человека химических элементов; познакомить учащихся с пищевыми продуктами, которые содержат эти элементынеорганических соединений.

               Развивающая – продолжать развивать  творческое и логическое мышление, внимание, умение делать выводы, работать с учебником, раздаточным материалом, словесными моделями;прослеживатьмежпредметные связи.

               Коррекционная–продолжить формировать, совершенствовать умения и навыки общения и словесно-логического мышления;способствовать развитию связной устной речи; обогащать словарный запас биологической  и химической терминологией.

Воспитательная – воспитывать культуру общения, инициативность, любознательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбуки, таблицы,презентация, м/ медийная доска

Основные понятия и термины: органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

                                                                  ХОД УРОКА

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

   - Проверка домашнего задания

    - Какой сейчас урок?

    - Что изучает наука биология?

     - Какие биологические науки вы знаете?

     - Какие биологические науки мы уже изучали?

     - Какую биологическую науку мы  начинаем изучать в этом году? ( Общая биология )

2.1  Проверка усвоенных знаний ( учащиеся работают на ноутбуках, на доске показываются результаты работ ( обратная связь )

         Подбери к термину – обозначение.

Научный факт

 

Гипотеза

 

 

Научная теория

 

 

Правило или биологический закон

 То, что  действительно установлено,но требует научного объяснения.

 

Научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения факта который непосредственно не наблюдается

 

Обобщение определенной системы фактов и закономерностей. Любую теорию нужно подтвердить на практике.

 

Статистически вероятная закономерность,которая обычно не имеет исключения

    2.3 Какие вы знаете методы биологических исследований?

(сравнительно-описательный,экспериментальный метод, исторический метод,моделирование,статистический метод )

 - Назовите основные признаки живой матери.(самообновление, обмен веществ и энергии, гомеостаз (саморегуляция), размножение, рост, развитие.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  Сегодня мы начинаем изучать новый  большой раздел «ЕДИНСТВО ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ОРГАНИЗМОВ»

 1 ТЕМА:ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 

      ( запишите тему урока в тетрадях)

Ассоциации: с чем у вас ассоциируется слово  БИОХИМИЯ  ( биология, химия, жизнь, элемент …

 2.1       Наука, изучающая химический состав живых организмов, строение, свойства и роль выявленных в них соединениях называется – БИОХИМИЕЙ. (записываем в тетрадях)

   Современная биохимия исследует живую материю на разных уровнях организации:

- Какие вы знаете уровни организации живой материи? –молекулярный, клеточный,  тканевый, организменный.

 Давайте, повторим -  Что такое химический элемент?(химический элемент – тип атомов с одинаковым зарядом атомных ядер и определенными свойствами )

   - Что такое химическое вещество? ( химическое вещество – совокупность атомов одного или нескольких видов связанных  между собой тем или иным типом химической связи )

 - Чем органические вещества отличаются от неорганических ?  ( органические вещества –  это соединения Карбона с другими элементами )

 Игра на внимание: на доске таблички « Элемент»  Неорганическое вещество» «Органическое вещество».

Задание: распределить карточки на группы ( Медь,белки, аммиак, Кальций, Флуор, Оксиген, Магний, жир, Карбон, углекислый газ,вода,  спирт, кухонная соль, сахароза )

 -Как вы думаете, живая и неживая природа состоит из одинаковых или разных химических элементов? ( из одинаковых )

- Что возникло первым  - живая или неживая природа? ( сначала появилась неживая природа,а из нее возникла живая).

2.2Каков элементарный химический состав живых организмов?

 Мы знаем, что живые организмы содержат почти все известные в природе химические элементы. Химический состав живых организмов относительно постоянен.В составе клеткинаходятся более 80 химических элементов, но только 27 элементов выполняют определенные функции.В наибольшем количестве в них присутствуют 4 химических элемента., некоторые элементы находятся в очень маленьких  количествах, но каждый их них играет очень большую роль в организме и без них наш организм может погибнуть.

 В зависимости от  процентного количества химические элементы  объединяют в 4 группы:

-органогенные элементы;

-макроэлементы;

-микроэлементы;

-ультрамикроэлементы.

А) Органогенные элементы 98 %.( откройте учебник на стр 14 найдите какие хим.элементы относятся)

О – оксиген, Н -Гидроген . С- Карбон, N – Нитроген ( запишите в тетрадь )

Б) Макроэлементы –  1,9 % работа с учебником , называют и выписывают макроэлементы )

- работа с таблицей на странице 13.

Р – Фосфор; - входит в состав костной ткани, эмали зубов  ;(молоко, сир, сметана, фасоль, пшеница, рыба, мясо)

 К – Калий, - влияет на работу сердца; (соя, фасоль горох картошка, морская капуста )

S  -Сульфур,(говядина свинина, морская рыба, яйца, молоко, сыр )

 CI- хлор(соль )

Ca - Кальций,(молоко, сыр, сметана )

Mg – Магний (крупы, горох, хлеб, фасоль, рыбные консервы )

,Na- Натрий( соль)

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 В) Микроэлементы—это химические элементы, которые находятся в организмах в малых количествах  ( их более 50 )

Fe-Ферум(печень, мясо кролика, гречка, пшено, яблоки)

Zn– Цинк( грибы, печенка, злаки, бобовые, чеснок, картошка, мясо )

Cu– Купрум( печенка, морские продукты, крупы)

I – йодсоль

F– Флуор(риба, баранина, телятина, овсяные крупы,  орехи)

Mn–Манган( бобовые Горох, чай, кофе )

Co- Кобальт( буряк, красная смородина, клубника )

Mo- Молибден ( печенка, мозг,бобовые, овощи )

Г) Ультрамикроэлементы –  их в организме очень мало

Au–,АурумAg- Аргентум,Pb– Плюмбум,Se- Селен ,бром

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

 Игра «У врача»

 Ученик –«пациент» выбирает карточку с симптомами болезни, зачитывает ее «консилиуму « врачей.

Врачи решают  каких  элементов  не хватает организму, дают рекомендации, какие продукты нужно употреблять.

 Карточка 1. На зубах портится эмаль, появился кариес. Что делать?

( Не хватает Флуора ( Фтор ); нужно употреблять в пищу рыбу, баранину, орехи, телятину )

 Карточка 2.  У меня слабые кости, часто бывают переломы

( Не хватает Кальция; употреблять в пищу молоко, сыр. творог)

 4. Контроль учебных достижений.

                                                                       ТЕСТ

                                      Задание

  Балы

1.Содержание Цинка  в организме составляет  0,0003 % массы клетки, его относят к:

А)  макроэлементам;

Б).микроэлементам;

 В) органогенным элементам;

2. Укажите, какие из приведенных элементов относятся к макроэлементам:

   А). Fe

   Б)N

   В). Cl

   Г)   Cu

   Д)   Au

    Е)   l

3.Какие химические элементы добавляют в зубные пасты?

 

4. К группе микроэлементов относят химические элементы,которых- более:

   А) 40

   Б).50

   В) 75

5.Какой химический элемент  накапливается в костях?

 

6. Укажите, какие из приведенных элементов относятся к микроэлементам:

  А)H

Б)N

В)C

Г)O

Д).Cu

Е). I

 7.Укажите, каких химических элементов в живых организмах меньше:

А) макроэлементы;

Б) микроэлементы;

В) органогенные элементы

 

2 бала

 

 

 

 

2 бала

 

 

 

 

 

 

1 бал

 

2 бала

 

 

 

1 бал

 

2 бала

 

 

 

 

 

 

2 бала

6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

-Мы завершаем свою деятельность на очередном этапе работы над данной темой, и сейчас мне хочется узнать: что понравилось, что нет, какие были трудности, что было особенно интересно, какие вы приобрели знания и умения, и приобрели ли вы их вообще? Пожалуйста, вам слово:

Если бы я раньше знал…..,то…..
На мой взгляд…..
Для меня было сложно…..
Самым интересным для меня во время работы на уроке было…..
Совместная работа с учителем и одноклассниками для меня значима, потому что…
Я думаю, что ….

Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке.

Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% - от образа жизни, который вы будете вести. Не забывайте об обеспеченности клеток своего организма для полноценной жизни различными химическими элементами.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Химический состав живых организмов

Скачать конспект (11.5 Kb)



Автор разработки: Пичугина Людмила Ивановна

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1327 | Загрузок: 236 | Комментариев: 0

Ключевые слова: живые организмы

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»