Главная » Разработки уроков » Русский язык

Закрепление знаний учащихся о деепричастии, его лексическом и грамматическом значениях

ЦЕЛЬ  УРОКА.                              Закрепить знания учащихся о деепричастии,

                                                          деепричастном обороте; вырабатывать умения

                                                          разграничивать основное и  добавочное дей-

                                                          ствие; конструктировать предложения с исполь-

                                                          зованием деепричастий; расширять словарный за-

                                                          пас учащихся; развивать творческое мышление;

                                                          воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ  УРОКА.       Раздаточный материал для работы в парах,

                                                          группах; репродукции картин И. Леветана,

                                                          И. Шишкина; звукозапись цикла П.И. Чайковско-

                                                          го « Времена года».

ТИП УРОКА .                                  Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

ХОД    УРОКА

                                                                                              Где только мысль ясна,

                                                                                         там ясно изложенье,

                                                                                                   Там нужные слова придут

                                                                                  без затрудненья.

                                                                                                                      Н. Буало

І. Чтение эпиграфа, работа с ним.

- Как вы понимаете слова эпиграфа?

- Я желаю вам, чтобы ясная мысль супутствовала  на протяжении урока, успехов вам и хороших оценок.

ІІ. Актуализация опорних знаний учащихся.

Словарный диктант.

Убегая, летая, приглядевшись, вернув, играя, шипя, сплетясь, грохоча, кипя, крутясь, ворча, сделав, бунтуя.

                                                 Задания:

Оъяснить орфограммы.
Определить к какой части речи относятся слова.

- Почему  мы записали  деепричастия?

-  О чем мы будем говорить на уроке?

ІІІ. Постановка целей и задач урока.

Прогнозирование:

- Что мы должны закрепить?

- Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

ІУ. Обобщение, систематизация знаний и умений.

Упражнение « Мозговой штурм»

Учитель                                                                             Ученики

Деепричастие – часть речи?                                        Форма глагола.

Обозначает действие?                                                  Добавочное действие.

Изменяется?                                                                   Не изменяется.

Имеет  признаки  причастия?                                       Глагола и наречия.

Признаки глагола -  не изменяется?                             Вид, вопрос.
Признаки наречия – число, падеж?                              Не изменяется.

Нарисовать  « Дерево ассоциаций»

 

                                        ДЕЕПРИЧАСТИЕ

            Ученики по очереди выходят к доске и рисуют свою линию: значение, вопрос, вид , оборот, член предложения и т.п.

Работа в парах.

( каждая пара выбирает слово из словарного диктанта и дает ему полную характеристику).

Игра в парах « Перепалка»  (один ученик называет основное действие,

другой – добавочное)

Петь -      …   ( сидя)

Читать -       ...   (лежа)

Поворачивать - … ( не спеша)

Показывать - … ( улыбаясь)

Смотреть - …    ( любуясь)

Игра с мячом « Образуй деепричастие»

Ученик , получив  от учителя мяч, образует от глагола деепричастие и определяет его вид.

            Учитель                                                         Ученики

  Посетить                                                                  посетив

  Прочитать                                                                прочитав

  Глядеть                                                                     глядя

  Отправить                                                                отправив

  Улыбаются                                                               улыбаясь

  Смастерить                                                               смастерив

  Владеть                                                                     владея

 Улыбнуться                                                               улыбнувшись

  Завидовать                                                                завидуя

  Прилететь                                                                 прилетев

  Поворачивать                                                           показывать

  Выскочить                                                                выскочив

Письмо под диктовку.

Записать предложение. Заменить деепричастием глагол, обозначающий добавочное действие.

   Солнце поднималось из-за  леса и озаряло верхушки деревьев. ( Солнце поднималось из-за леса, озаряя верхушки деревьев.)

Сделать синтаксический разбор предложения.
Объяснить разницу между первым и вторым предложением.
Объяснить знаки препинания .
Доказать, что « …озаряя верхушки деревьев» является деепричастным оборотом.
Объяснить разницу и сходство между причастным и деепричастным оборотом.
Объяснить смысл предложения, указать время суток, описанных в предложении.

- Кто лучше всех умеет описать природу? ( поэты, писатели).

      7. Работа в группах.

                 КАРТОЧКА №1

               Один из глаголов замените деепричастием и запишите предложение. Рас-

                ставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

                          Заря лениво обходила кругом, обсыпала ветки новым серебром.

                                                                                         ( С. Есенин.)

                   КАРТОЧКА № 2

                 Записать предложение, раскрывая скобки. Расставить знаки препинания.

                 Синтаксический разбор предложения.

                         Глаза птицы (не) мигая смотрели на вечернее солнце.

                                                                                         ( М. Пришвин)

                   КАРТОЧКА № 3

                  Заменить часть сложного предложения деепричастным оборотом. Рас-

                  ставить знаки препинания. Синтаксический разбор предложения.

                          Когда отдыхаешь на природе, позаботься о ее сохранении.

                  КАРТОЧКА № 4

                   Определить предложение с деепричастным оборотом. Синтаксический

                   разбор предложения.

                          Клен ты мой опавший, клен  заледенелый, что стоишь под метелью

                          белой.  А месяц будет плыть и плыть, роняя  весла по озерам.

                                                                                          ( С. Есенин)

                - Назвать авторов этих предложений. Какова роль деепричастий в описани-

                 ях?

8.Работа над текстом.

                                          О КРАСОТЕ

С того времени,  как человек стал человеком, с того времени, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари , он стал всматриваться в самого себя.

 Красота – это глубоко  человеческое. Это радость нашей жизни.

    Человек стал Человеком  потому , что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый  разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облачко в сиреневом  кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника    -   увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту.

              Умей  и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

                                                                               ( По В. Сухомлинскому)

- Как связан человек с природой?

- С чем сравнивает В. Сухомлинский  красоту природы?

- Продолжите предложение: Человек,  оберегая природу,… …(.сохраняет себе жизнь)

Учитель. Только человек по-настоящему может увидеть красоту природы, почувствовать     ее, полюбоваться ею. Писатели создают шедевры при помощи слова, художники – при помощи красок .

( Ученики рассматривают репродукции картин И.Леветана, И. Шишкина.)

А вот русский композитор П.И.Чайковский свое видение красоты природы передал звуками – создал   прекрасное произведение « Времена года». А я вас хочу убедить в том, что,зная деепричастия, можно тоже создавать шедевры.

   Чтение стихотворения Р. Саути     « Лодорский водоспад» ( перевод А.Шмульяна)

                   Как падают воды в Лодоре?

                   Кипя,

                   Шипя,

                   Журча,

                   Ворча,

                   Струясь,

                   Крутясь,

                   Сливаясь

                   Вздымаясь,

                   Вздуваясь,

                   Мелькая, шурша,

                   Резвясь и спеша,

                   Скользя, обнимаясь,

                   Делясь и встречаясь,

                   Ласкаясь, бунтуя, летя,

                   Играя, дробясь, шелестя,

                   Блистая, взлетая, шатаясь,

                   Сплетаясь, звеня, клокоча,

                   Взвиваясь, вертясь, грохоча,

                   Морщинясь, волнуясь, катаясь,

                   Бросаясь, меняясь. Воркуя, шумя,

                   Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

                   Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

                   Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

                   Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -

                   Так падают бурные воды в сверкающем, быстром

                                                                                            Лодоре!

9. Творческая   работа.

           Класс делим на группы. Те, кто родился  зимой, – прозаики.

       Составить  связной текст из 4-5 предложений, описав зимнее утро.

             Те, кто родился весной, – журналисты.

       Составить  репортаж (4- 5 предложений)  о спортивных соревнованиях, используя деепричастия : волнуясь, стремясь, меняясь, вырастая.

             Те, кто родился летом ,– поэты.

       Составить четверостишие:

                                         ----------------------наступает,

                                         ---------------------- летят.

                                        ----------------------- утопает,

                                        ----------------------- шумят.

             Те, кто родился осенью, -  эрудиты.

       Из каждого слова словарного диктанта выписать вторую букву и прочитать

       выражение.  (« Береги природу»).

      А помогут  вам в творческом начинании  музыкальные миниатюры из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

У.  Рефлекция. Подведение итогов урока.

     1. Оправдались ли ваши ожидания от урока? Чему научились на уроке?

      2. Авторское кресло.

             Представьте себе, что вы учитель. Убедите учеников в том, что изучать деепричастие интересно и необходимо.

3.Игра « Банан».

1 вариант:                                                                                 2 вариант:  

   Зачеркнуть одиннадцать букв                              Зачеркнуть пять букв

ЗОДАИКНРНЕАДПЦАИИИТЬЛИБЗНУАКНИВЯ              ПМЯТОЬБЛОУДКЦЫВ !

( Закрепили знания.)                                                                    ( Молодцы!)

             - Вот вы и сами оценили себя.

 УІ. Домашнее задание.

                 Девочкам  -  составить диалог, в котором поспорить о месте деепричастия среди частей речи.

                  Мальчикам -  записать 4 пословицы, в которых есть деепричастия.

Закрепление знаний учащихся о деепричастии, его лексическом и грамматическом значениях

Скачать конспект (10.0 Kb)



Автор разработки: Телинская К. В.

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 580 | Загрузок: 192 | Комментариев: 0

Ключевые слова: деепричастие

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»