Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель урока: формировать навыки составления текстов о временах года, используя приём «матрица; составления предложений и названий к иллюстрациям; учить распространять предложения с помощью признаков предметов; развивать критическое мышление, лексический словарь, связную речь учащихся; воспитывать любовь к природе, к художественному слову. Оборудование урока: карточки «Задание-инструкция», иллюстративный материал, новогодние шары из бумаги, аппликация «Ёлочка», слайдовая презентация урока. Ход урока І. Разминка. «Поймай моё настроение» Работа в парах. Игра «Кто начнёт первый». Учитель предлагает детям выбрать в паре, кто начнёт действие первый. - Улыбнись, останови улыбку, снимите улыбку со своего лица и украсьте лицо своего соседа по парте. Такое же действие выполняет второй ученик. ІІ. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся. - Замечательно, что теперь у вас прекрасное настроение! О чём же пойдёт речь на нашем уроке? А это вы сможете узнать, поработав с заданиями на карточках.
Работа в паре с «Заданием – инструкцией». Задание-инструкция №1 Прочитай загадки и напиши отгадки. Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнула перинки – над миром пушинки. Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет, когда это бывает?
Рассмотри картинку. Придумай к ней ласковое название. _________________________ Беседа: - Прочитайте ваши отгадки. - Зачитайте название к картинке. - О чём же наш урок? - А вы любите зиму? Слайд 1. Игра «Микрофон». Вопрос: - За что люди любят зиму? (Учитель передаёт по классу микрофон. Дети предлагают свои ответы.) Слайд 2. ІІІ. Мотивация учебной деятельности. - Послушайте интересную сказку. А) Слушание сказки.
В домике на краю деревни жили дедушка и котенок. Но это не все. Слайд 3. А еще вместе с дедушкой, котенком жила красивая птица удод. Правда, оранжево-бело-черный удод жил не в самом доме, а в дупле старого дуба, который рос в поле, совсем рядом. Иногда удод устраивался на ветке дуба, поднимал свой яркий хохолок, расправлял похожий на маленький веер хвост и приветствовал дедушку своей песней: «уду-уду-уду!» Слайд 4. Ещё у дедушки была яблоня.Слайд 5. Она росла под окном, и звали ее Агриппина. Так уж дедушка назвал. Почему — не знаю. Назвал, и все. Агриппина приносила вкусные яблоки и вообще была яблоней доброй и умной. Вот, теперь ты знаешь всех, и я могу сказать, как полагается в сказке: жили-были дедушка с котенком, красивая птица удод и яблоня Агриппина.. Слайд 6. Жили хорошо: солнце светило ярко, трава и листва зеленели, а разноцветных бабочек, с которыми играл котенок, было видимо-невидимо. Но прошел месяц, другой, третий, четвертый... Котенок подрос, зато дни стали совсем короткими. Солнышко почти не показывалось, а дожди почти не переставали. Грустно стало. Однажды дедушка погладил котенка и сказал: — Не грусти, маленький. Скоро зима придет. Ты повеселеешь. Обязательно. «Зима какая-то... — подумал котенок. — Придет... Она что, у нас жить будет? А поместимся ли мы все? — размышлял он. — Хотя, если она хорошая, можно потесниться. Интересно, какая она — зима эта?» Дело в том, что котенок родился в теплом месяце мае. Зима ушла давно. Котенок ее не видел. Потому и не знал, что это за зима такая. Пока котенок раздумывал, у кого бы спросить о зиме, послышалось знакомое «уду-уду». На ветке дуба сидел удод. Котенок подбежал к дереву, забрался на крепкую нижнюю ветку и позвал птицу: — Пожалуйста, — попросил он, — объясни мне одну вещь. — С удовольствием! — ответил удод. — Спрашивай, пока я не улетел. — Скажи мне, если знаешь, кто такая зима? — О-о-о! — Удод гордо поднял яркий хохолок и важно заговорил: — Сейчас я тебе все объясню. Во-первых, зима не «кто», а «что». Во-вторых, зима — это теплая страна, куда мы улетаем, когда в наших родных краях становится прохладно. В-третьих, я улетаю в зиму как раз сегодня. — Вот как? — Котенок удивился. — Неужели зима — это страна? — Я знаю, что говорю, — почти обиделся удод. — Первый раз я был в зиме несколько лет назад. Тогда похолодало так же, как сейчас. Пошли дожди. Я растерялся, я был маленький, но старшие птицы сказали, что пора собираться в путь, потому что впереди зима, что нас ждет зима. И мы полетели. И прилетели в страну с зелеными пальмами и синим морем. Я понял, что эта жаркая страна называется Зимой. Я понятно объясняю? — спросил удод. — Спасибо, — ответил котенок, — объясняешь ты понятно, только я совсем запутался. Ты говоришь, что улетаешь в зиму, а дедушка обещает, что зима сама к нам придет. Что-то здесь не так. Попробую спросить у Агриппины. — Воля твоя, — удод гордо вскинул яркий хохолок. Котенок вприпрыжку примчался к Агриппине. Яблоня была занята: она протягивала дедушке свои ветки, чтобы ему было удобнее снимать тяжелые, ароматные, ярко-желтые яблоки. Наконец дедушка собрал полную корзину и ушел. Котенок подкрался к Агриппине, потянулся передними лапками вверх по ее кряжистому стволу и промурлыкал: — Ой, Агриппина, я, оказывается, совсем не так уж много знаю. Может быть, ты согласишься объяснить мне кое-что? — Конечно, малыш, — прошелестела яблоня. — Скажи, пожалуйста, кто такая, вернее... — запнулся котенок, — что такое зима? — Зима, — мягко поправила яблоня Агриппина, — как раз не «что», а «кто». Потому что зима — это прекрасная волшебница. Она скоро придет. Она всегда приходит после этих долгих дождей. Волшебница зима набрасывает на деревья и кусты, чудесные белые шали. В первое мгновение белые шали кажутся очень холодными, но потом согреваешься... И постепенно засыпаешь. Спишь долго и видишь добрые сны. А когда просыпаешься, белого наряда уже нет. Зато чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны. Но зима в это время где-то далеко... Ты понял, малыш? — Понял-то я понял, — котенок помолчал. — Но то, о чем ты рассказываешь, совсем не похоже на то, что говорил удод. ...Летели по ветру желтые листья, сидел на крыльце котенок, думал о прекрасной и непонятной зиме. А вот интересно: если бы знал он язык людей и спросил бы у дедушки, какая она — зима? Что бы дедушка ответил? Кто знает... - Ребята, мы ведь знаем язык людей. Давайте представим, что котёнок тоже знает наш красивый русский язык. Сегодня каждый из вас побывает в роли автора рассказа о зиме. Б) Но сначала послушайте стихотворение о зиме замечательного русского поэта Ивана Сурикова. Зима Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной, И заснул под нею Крепко, непробудно… Стали дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозы – И зима настала. - По каким приметам люди узнают о том, что настала зима? Физпауза Ветер северный подул: с-с–с… Все снежинки с ёлки сдул: с-с-с… Полетели, закружились И на место опустились! - Я предлагаю вам прочитать рассказ «Зима вьюжная» и выполнить задания. Работа в парах: один ученик – устно выполняет задание, второй – корректирует, помечает письменно. Задание-инструкция №2 Прочитай рассказ. Зима вьюжная Пришла морозная зима. Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья. Большими хлопьями начинал падать снег. Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звёздная, окна синие. Ай да зима! 2. Подчеркни слова - предметы, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Одной чертой). 3. Подчеркни слова – признаки предметов, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? (Волнистой линией). 4. Подчеркни слова - действия, которые отвечают на вопрос: что делает? (Двумя чертами).
Ответы детей. ІV. Рефлексия Приём «матрица» Класс коллективно заполняет таблицу. - Назовите слова, отвечающие на вопросы: кто? или что?, которые подходят к теме «зима». - Охарактеризуйте их словами, отвечающими на вопросы: какой?, какая? какое? какие? - Добавьте к ним слова, которые обозначают действия предметов. Примерная таблица.
Установление порядка предложений. Запись текста в тетрадях. Заглавие предлагается взять из «Задания – инструкции № 1». V. Итог урока. - Поздравляю вас ребята! Сегодня вы стали маленькими писателями! Самооценивание. - Предлагаю вам выставить себе оценку по пятибалльной шкале : «Какой я сегодня на уроке?» Оценки учащиеся выборочно комментируют. Записывают их на новогодних шарах. Шары учитель крепит на ёлочку, на школьной доске. |
Автор разработки: Москаленко Ирина Станиславовна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 829 | Загрузок: 201 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |