Главная » Разработки уроков » Русский язык

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Предложения с однородными придаточными

         Цель:

1) углубить и систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении, познакомить с сложноподчинёнными продложениями с несколькими придаточными, обратив особое внимание на сложноподчинённое предложение с однородным подчинением, формировать умения и навыки определять виды подчинения;

2) развивать навыки работы с таблицей;

3) воспитывать пратриотические чувства.

Оборудование: обощающая таблица «Виды связи в СПП с несколькими придаточными», учебник.

Ход урока

                                                          Я люблю, когда шумят березы,

                                                      Когда листья падает с берез.

                                                     Слушаю – и набегают слезы

                                                      На глаза, отвыкшие от слез.

                                                                                                              Н. Рубцов

Объявление темы и цели урока
Актуализация опорных знаний учащихся

Работа в малых группах. Игра «Кто больше».

Приведите примеры СПП с разными видами придаточных (дети составляют СПП с придаточными,определительными, изъязнительными и обстоятельственными.

Мотивация деятельности учащихся

 Чтение эпиграфа, работа с ним.

 - Ребята, перед вами четверостишье, состоящее из двух предложений, одно из которых является СПП, но каким? Давайте разберем и составим его схему:

                  ЧТО?         ЧТО?

                                        

[ ── ══ ], (когда….),  (когда…).- СПП с несколькими придаточными с

однородным подчинением, так как отвечает на один и тот же вопрос.

IV. Изучение нового материала

Работа с учебником

Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом учебника.

Слово учителя

- Ребята, до сих пор мы рассматривали СПП с одним придаточным, но, как вы убедились, из материала в учебнике главное предлжение может иметь при себе несколько придаточных.

     СПП с несколькими придаточными делятся на следующие виды: СПП с последовательным подчинением, СПП с параллельным подчинением и СПП с однородным подчинением (обобщающая таблица).

Линейные схемы

[      ] (       ),(      ).

(     ), [     ], (     ).

[     ], (      ), (     ).

Запишите предложение, выделите в нем главные и придаточные части, составим схему этого предложения.

[Отец остановился на мосту], (чтобы последний раз взглянуть на город),

(где он жил в детстве).

             ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?           ГДЕ?

[ ── ══ ],  ( ЧТОБЫ…), ( ГДЕ…). - СПП с 2-мя придаточными с

последовательным подчинением.

Сравнивая с таблицей на доске, дети определяют вид подчинения.

(Когда я вышел на крыльцо),[ раздался удар грома],( который заставил меня вздрогнуть).

Составляем схему, определяем вид подчинения.

           когда?          какой?   

( Когда…), [ ══ ── ], (который…). –СПП с параллельным подчинением.

[Родина – это то место],( где мы живем), (где мы родились), (где мы росли ).

                            какое?

[ ── ══ ], ( где…),  (где…),  (где…).- СПП с однородным подчинением.

 - В СПП с однородным подчинением между придаточными могут быть разные знаки препинания. Если в СПП с однородным подчинением между придаточными предложениями стоит неповторяющийся союз и,    то запятая между ними не ставится. Например: Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка. (Ч.)   

Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений уже есть запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой. Например: Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния;когда еще дневной свет путается неразрывно сцепившись с ночным.( Шолохов.)       

Закрепление изученного

Работа в парах

Переведите предложение на русский язык, объясните пунктуацию, определите вид подчинения.

Якщо б кожна людина на шматку землi своєї зробила б все, що вона може, яка чудова була би земля наша! (СПП с последовательным подчинением).

На рiднiй землi ciячi вертають, щоб сiяти святе зерно своє, щоб знов заграло укра їнське поле врожаєм щастя. (СПП с однороднім подчинением).

Лингвистическое конструирование (коллективная работа).

Игра «Кто быстрее».

1). Из трех простых предложений составить одно сложное, записать его, указать его строение.

Наливаем воды в сосуд. В стенке его на разной высоте сделаны маленькие отверстия. Вода начинает вытекать струйками различной силы. (Если …, которого…, то …).

Тело опускается в жидкость. Она теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости. (Когда…, то…, которая…).

2). Закончите предложение, подбирая несколько придаточных; составьте схемы полученных предложений.

Люблю тот край, где…

Если б ты могла себе представить, как…

Подведение итогов урока

Игра «Перекрестный огонь».

Учащимся предлагается составлять вопросы по теме урока и задавать их друг другу.

Домашнее задание

Выучить теоретический материал
Выписать из произведений художественной литературы четыре СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения; сделать синтаксический разбор предложения с однородным подчинением.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Предложения с однородными придаточными

Скачать конспект (11.1Kb)



Автор разработки: Мирзоева Эльмира Гургеновна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 448 | Загрузок: 41 | Комментариев: 0

Ключевые слова: cложноподчинённые предложения

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»