Главная » Разработки уроков » Русский язык

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени

Цель: - повторить сведения об изученных видах сложноподчиненных предложений;

           - познакомить учащихся с придаточными образа действия и степени,

           - формировать умение распознавать их, отличать от других придаточных,

             определять их место в сложноподчиненном предложении (СПП); знать

             способы связи придаточного образа действия и степени с главным;
           - учить составлять схемы и конструировать сложные предложения,

             правильно употреблять их в речи;

           - развивать память, речь, мышление учащихся;

 - воспитывать интерес к изучению предмета; воспитывать уважение к памяти о прошлом.

Оборудование: старые семейные фотографии, карточки с заданиями, схемы, репродукция картины А.В.Васнецова «Три богатыря».

                                                   Ход урока

I.  Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока

1. Слово учителя

       Ребята! Каждый из вас, конечно же, помнит картины детства, грустные и радостные. Некоторые из них хочется поскорее забыть, а другие помнить дольше. И вот в этом нам чаще всего помогают фотографии, письма.

Взял фотографию, посмотрел, вспомнил...

2. Чтение учащимися своих сочинений- миниатюр (домашнее задание) по данному началу:

        Передо мной старая фотография (моей семьи). На меня смотр(и,я)т ...

(Учащиеся указывают на фотографии, представленные на доске)

3. Беседа с учащимися

      Разглядывая семейные фотоархивы, черно-белые и цветные карточки, мы ищем знакомые лица, удивляемся, замечая, как меняет лица людей время. И радуемся безмерно, отмечая, насколько красивы и выразительны лица наших родных и близких.

- Какие открытия для себя сделали вы, ребята, выполняя это задание? (Эти почти выцветшие кусочки бумаги рассматривать не менее интересно, чем новые фото или видео. Каждая чёрточка, каждая складочка на одежде рассказывают очень много о людях, о времени, об отношениях. После этого начинаешь по-другому относиться к семейным реликвиям, старым вещам, книгам. Какой-то неуловимый аромат прошлого хранят они, связывая воедино узелки кровного родства, детских воспоминаний, отрывочных впечатлений. Получается, что мы – часть чего-то целого, большого, значительного. Это ощущение оказалось неожиданно приятным)

- Что помогает нам не забывать прошлое, лица, приятные моменты жизни? (Память)

- Давайте попробуем расшифровать слово память:

     П  -  повторение

     А  -  ассоциация

     М  -  мысль

     Я  -  ясность / яркость изложения

     Т  -  точность

     Ь  -  ?

4. Слово учителя

       Память - наш основной ориентир в окружающем мире. Она придает направленность ходу времени, связывая настоящее с прошедшим, нас – с нашими предками, день сегодняшний – со вчерашним. Память делает каждого из нас тем, чем мы есть.

       Благодаря памяти мысли, чувства, стремления, действия из опыта прошлого не исчезают бесследно, а остаются те или другие представления.

       С тем, что память капризна, прихотлива, не раз сталкиваемся мы в жизни. Она может хранить в течение многих лет какой-то пустяк, увиденный в детстве. Но может и коварно подвести: вдруг на уроке забываются правила, которые учили только вчера вечером.

       А помните ли вы, какую тему мы изучаем? (Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными)

       Сегодня мы продолжим наше знакомство с придаточными обстоятельственными.

       Запишите тему урока. (Учащиеся записывают.)

       Давайте определим, какие задачи перед нами будут стоять:

1. Повторить сведения о СПП, его видах, строении.

2. Познакомиться с СПП с обстоятельственным образа действия и степени.

3. Научиться определять и находить такие СПП в текстах, строить схемы,   конструировать предложения.

4. Развивать память, речь.

Итак, включите свою память!

ІІІ. Актуализация опорных знаний

1. Задание

        Класс выполняет задание по группам:

1 группа  -  рассказ о СПП;

2 группа  -  по схеме рассказать о СПП с придаточным определительным;

3 группа  -  по схеме рассказать о СПП с придаточным изъяснительным;

4 группа  -  составить сложноподчиненные предложения с придаточными места, рассмотрев картину А.В.Васнецова «Три богатыря» (Примеры предложений:

1. Взор Ильи Муромца направлен туда, откуда может появиться опасность

для земли русской.

2. Там, где грозно нависли тучи над Русью, стоят в дозоре отважные богатыри.

3. Направят свой путь богатыри туда,  где нужна сейчас их помощь.).

 2. Игра „Угадай”

        На доске записаны предложения, в своей структуре имеющие много общего, но чем-то отличающиеся. Вот это вам и предстоит определить.

        К доске приглашается учащийся со своей карточкой. На карточке записано 1 предложение с доски. Он характеризует это предложение, не называя входящих в него слов. Вы должны угадать его по некоторым отличительным признакам (например: средство связи в предложении – противительный союз; придаточная часть сложного предложения осложнена однородными сказуемыми и обстоятельствами и т.д.).

Текст

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. По их вершинам вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко.

Когда ветер стих, деревья снова застыли в холодном оцепенении. Настала такая полная и торжественная тишина, что сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на поляне, осторожное тявканье лисиц и первые удары дятла.

Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. По освещенным курчавым головам сосен угадывалось, что поднялось солнце.

                                                                                                      (Б.Полевой)

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение нового материала

       Обратите внимание на 3 и 5 предложения текста. Что вы можете о них сказать?

  1. Найдите грамматические основы.
  2. Определите главные и придаточные предложения.
  3. На какие вопросы отвечают придаточные?
  4. Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?

     Ответы учащихся.

      Это СПП с придаточными обстоятельственными степени и образа действия. Они отвечают на вопросы:  Как?  В какой мере?  Это придаточное раскрывает образ, способ действия, а также степень признака, названные в главной части СПП.

  1. При помощи чего прикрепляется придаточное к главному предложению?

Ответы учащихся.

       Придаточная часть может присоединяться к главной при помощи:

              союзов:                                                      союзных слов:  

                  что                                                                     как

               чтобы                                                             насколько

                  как

               будто

              словно

            как будто

Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.

       6. Что общего между придаточными образа действия и степени?

       Ответы учащихся.

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

Общее

Различие

1. Могут быть однозначными и многозначными.

1. Отвечают на разные пары вопросов.

2. Поясняют словосочетания.

2. Поясняют словосочетания различного строения.

       Дополнения учителя.

       Как правило, в главной части содержатся указательные слова: местоимение  такой, наречия  настолько, сколько, так.

       Многие придаточные образа действия и степени имеют оттенок сравнения, если присоединяются к главной части сравнительными союзами  как, как будто, будто, словно, точно.

      Такие предложения часто используются в художественных текстах и придают образность и выразительность описаниям:

Старик говорил так, как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывая как следует рта.

      Придаточные образа действия и степени всегда следуют за главной частью СПП. Это видно на схемах:

2. Закрепление изученного материала

Задание №1      

       Закончите предложение так, чтобы получились СПП с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание. Вспомните какие-то приятные моменты своей жизни и изложите их.

1) Я чувствую в душе такую радость, что …

2) Он был настолько интересным рассказчиком, что …

3) Мы ехали так быстро, будто …

4) Кругом было так тихо, что …

5) Эта дыня была такая сладкая, что …

Задание №2

1 группа -  схема и характеристика 1-го предложения из задания №1.

2 группа -  схема и характеристика 2-го предложения из задания №1.

3 группа -  схема и характеристика  3-го предложения из задания №1.

4 группа -  схема и характеристика  4-го предложения из задания №1.

Слово учителя

       Возвращаясь к началу нашего урока, хочется сказать, что память бывает разная. Есть память чувств. В  ней хранятся радости и печали. Есть память ума. Она сохраняет обдуманное, понятное. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели 3 месяца назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А есть еще память на запахи.

Творческое задание

       Используя изученные виды СПП, написать сочинение-миниатюру на тему:

1 и 3 группы   – «Запах моего детства»;

2 и 4 группы   – «Чем пахнут времена года?».

3. Заключительное слово учителя

       Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться, тренировать и развивать.

       Для этого учите хорошие стихи, помимо прямого результата – упражнения в запоминании – они введут вас в мир высокой гармонии, у вас будут в запасе стихи-помощники «на каждый день», на каждую тяжелую минуту, о чем так хорошо сказал М.Ю. Лермонтов:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благородная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как Бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко …

V. Рефлексия. Подведение итогов

VІ. Домашнее задание

1. Выучить правило «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени».

2. Задание: Много ли вы знаете о жизни прадеда, деда, не говоря уже о более далеких предках? Хотели бы знать больше? Тогда предоставьте такую возможность своим потомкам: напишите автобиографию для своих будущих детей, а они потом напишут для своих. Так возникает история рода, которая для каждого из нас, наверное, не менее важна, чем история всемирная.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени

Скачать конспект (14.5 Kb)



Автор разработки: Шаповалова Оксана Алексеевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1846 | Загрузок: 234 | Комментариев: 0

Ключевые слова: сложноподчиненные предложения

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»