Главная » Разработки уроков » Русский язык

Письмо - вид монологического высказывания

 Цели:  

  Определить функции  письма. 

 Учить работать результативно с  художественным текстом.   Совершенствовать навыки в  составлении монологических высказываний.

 Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость, подготовить  к написанию письма.

 Развивать умения самостоятельно пополнять свои знания. Воспитывать морально – этические качества человека.

ТИП УРОКА: Урок развития речевой деятельности

ФОРМА УРОКА: УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

Оборудование:  

-  Выставка эпистолярной литературы «В строке письма судьба моя…»;

-  Карта мира;

-  Выставка писем «Нет границ ни во времени, ни в пространстве»;

-  Оформление групп - участниц;

-  Материалы групп по теме урока для создания портфолио « Письмо  к тебе»;

-  Репродукция картины И. Е.Репина « Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;

-  Читательские дневники, словари, самомониторинги, папки - выручалочки (алгоритмы, памятки).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

 1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

   Учитель Известному артисту МХАТА Е. Евстигнееву передали письмо школьника: «Я мечтаю снимаца в роле Штирлеца или  Дортаняна как Михаил Баярский »

-  Как вы думаете, он  сможет стать хорошим артистом?

-  На это письмо мне хочется ответить письменно. (Евстигнеев берет ручку и пишет: «НИКАДА!»)

Почему так ответил известный артист? (ответы  учащихся )

Запишите тему урока «Письмо - вид монологического высказывания». Урок пройдет в форме взаимообучения, вы мои помощники, коллеги работаете в группах. Определите ваши функции и каких вы ожидаете результатов от урока.

Презентация групп:

1.Мы - литераторы. Наш девиз, слова В.Г. Белинского: «Письма ваши - наша отрада». Цель: определить значение эпистолярного жанра.
2.Девиз филологов: «Пусть летит в города и села в письмах слово родное твое!» Сегодня мы научимся «письму письма», т.е. грамотному составлению письма, обогатим словарный запас.

 3. Наша группа будет работать в роли историков под девизом: «Письма ….В  них моя жизнь». Этот девиз нам подсказала старожил и ветеран нашего села Ляшенко Евгения Федоровна. Мы поможем при помощи письма увидеть отражение человеческих судеб.

4. Задача группы переводчиков: совершенствование навыков перевода с украинского языка на русский. Наш девиз слова лауреата Государственной премии им. Шевченко Лины Костенко: «Пиши письмо и не забудь отправить, знай, его, ведь где - то ждут!»

5. Мы сотрудники особого отдела «Творческий почтовый ящик» покажем творческую интерпретацию современного письма.

Наш девиз - слова Марка Файнера: «Мое письмо Вы не прочтете - Прочувствуйте его со мной!»

Запишите в тетради эпиграф урока.

3. АКТУАЛИЗАПЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

 Предлагаю принять участие в экстренной конференции. Дополните сообщение докладчика своими информациями, исследованиями, находками о письме.

Докладчик: Письмо - серьезный документ…

А) Пресс - конференция

 - Значение письма в том, какую информацию оно несет.

История знает: письмо – приговор, письмо – обман, письмо – исповедь, письмо - признание, письмо - мольба, письмо – любовь.

- Курьезный случай произошел в Бразилии. Девочка послала письмо однокласснику с приглашением на свидание. Адресату пришло письмо через 57 лет.

-  Наша творческая группа послала вам сегодня письма в стиле « оригами». Письма, сложенные в виде бабочки, журавля, цветка в Японии считают символом дружбы, почтения или любви.

-   По словообразовательному словарю слово письмо имеет до 500 родственных слов.

-  Адресат  -  кому  адресовано  письмо, адресант -  отправитель.

Истории известны письма, которые содержат в себе обращение к человечеству в целом. Н - р:  «Письма к потомкам» итальянского поэта Ф. Петрарки или «Письмо к молодежи» французского писателя Эмиль Золя. Авторы этих посланий сквозь года смотрели в будущее и верили, что мы с вами будем самыми лучшими и счастливыми.

-  Психологи утверждают, что почерк адресанта свидетельствует о его характере: строчка вверх - настроение бодрое, вниз - у автора - депрессия, буквы прямые – характер сдержанный, наклон влево – претенциозный, большие буквы – человек эмоциональный, мелкие - властный, расчетливый.

-  Принято на обычные письма отвечать в течение недели. На письма с благодарностью за гостеприимство через 5 – 6 дней после отъезда, письмо – приветствие с бракосочетанием в течение 8 дней после отъезда.

-   Однажды тяжело больная женщина получила от родственницы письмо: «Ты же была такой здоровой. А теперь, что с тобой. Наверное, в мире нет тебя несчастней!». Слово - бесценная сила. Поэтому при составлении письма нужно следить не только за грамотностью, но и за нормами этикета.

-   Пиктография - древний вид письма при помощи рисунков.

-  Предметное письмо - древний вид письма при помощи предметов.

-  Весточки в белых конвертах летят в наши села не только из Ближнего Зарубежья, но и из Америки, Англии, Франции, Афганистана, Югославии, Польши. В нашей экспозиции есть ценные реликвии. Это копии писем от нашего земляка, ныне заслуженного художника Автономной республики Крым Карнауха Петра Михайловича; жителя Васильковки, прапорщика Бондаренко Михаила, погибшего в Афганистане; оригинал с архива Министерства Обороны 40 - летней давности, сообщающее, что наши 3 брата земляка Иван, Петр, Василий Пугачевы пропали без вести в годы Великой Отечественной войны. Эти и другие экспонаты мы передаем в портфолио, в рубрику «Нет границ ни во времени, ни в пространстве»

Учитель: На конференции прозвучала очень ценная информация. А нам пришло первое письмо - задание от филологов.

Филологи

  -  Предлагаем принять участие в аукционе однокоренных слов. (Кто больше назовет слов с корнем письм?  аукцион однокоренных слов)

       -  Объясните лексическое  значение  слов:

s        Письмо -

А) это написанный текст, посылаемый для сообщения куда – нибудь;

Б)  умение писать.

s           Письмоводитель - писарь, переписчи.

s         Письмоносец - почтальон.

s  Письмецо, писулька, записка - небольшое письмо

s  Письмовник - сборник образцов для составления писем (записать в словарь)

- Дополнительная информация о письмовнике (историки)

Учитель Нужны ли в наше время письмовники? (ответы учащихся)

Ф. Мы считаем, что письмовники не нужны, так как написание писем - дело творческое, но соблюдать правила написания писем необходимо, и предлагаем вам «Невредные советы или твои письмовные правила»!

Вы сели за стол написать письмецо,

А это ведь ваше второе лицо!

Поэтому, прежде чем письма писать,

Вам нужно письмовные правила знать!

Письмо должно быть простым и сердечным.

Не нужно ему многословных приветствий.

Не надо писать и в плохом настроении -

От этого Вам не привалит везение.

Заботьтесь о почерке и аккуратности,

Чтоб можно читать его было с ясностью.

В конце ставьте подпись, год и число,

Чтобы на память осталось письмо.

Не оставляйте письмо без ответа.

Вот несколько простеньких, нужных советов.

И напоследок скажу очень лично -

Чужие записки  читать неприлично!

Автор письмовных правил - наша Настя Ляшко дарит свое стихотворение всем нам как памятку.

Ф.  - Очень полезно изучать письменный этикет на изданных письмах выдающихся людей, которые дают прекрасные образцы обращений, прощаний, непринужденности и искренности человеческих отношений.

Ф. Выборочное списывание (из переписки выдающихся личностей)

Задание: выписать предложение с распространенным обращением, определить вид письма. (2 мин. )

Проверка задания.

-  Поставлена последняя точка в ответе филологам, а нас ждет следующее послание - приглашение от литераторов.

Литераторы

- Приглашаем вас на выставку эпистолярной литературы «В строке письма судьба моя».

-  Письмо, послание на греческом языке звучит «эпистолярный». Оно содержит в себе два значения:

1 ) изданные письма частного характера.

Наши коллеги-филологи использовали в своем задании фрагменты из интимной переписки выдающихся личностей. Этот материал вы можете найти в книгах Евгения Богата «Что движет солнце и светила» и

 «Любовь в письмах выдающихся людей 18 и 19 века».

-  Рекомендую «Письма к родным» Ивана Аксакова. Вышли после смерти писателя, благодаря его жене. Немолодая, очень больная женщина, очень далекая от литературно – издательских дел, владеющая не очень хорошо русским языком, совершила настоящий подвиг: она собрала письма, сгруппировала их, добилась издания.

-  2 значение эпистолярной  литературы - совокупность произведений, использующих форму переписки или послания.

Жанры: стихотворение - письмо, рассказ – письмо, роман в письмах, послание.

-  На нашей выставке вы можете приобрести шедевр классики роман в письмах Федора Достоевского «Бедные люди».

- 20 писем - исповедей – рассказов дочери Сталина Светланы Аллилуевой.- Новинку украинской детской эпистолярной литературы «Мой сын – это твоя Украина», С достопримечательностями и памятками Украины читатель знакомится в необычной форме: отец – путешественник пишет сыну патриотическое, сладкое, биографическое, морское, мифологическое письмо.

Читайте, размышляйте, восхищайтесь! Каждому посетителю наш отдел вручает на память каталог выставки «В строке письма судьба моя »

Учитель: Какое новое для себя определение вы записали в словарь?

-  Письмо в тексте произведения, эпистолярная форма живет по общим эстетическим законам и содержит в себе огромные возможности для изображения человека. Приглашаем вас во 2 зал выставки, принять участие в «незаконченной викторине».

Б)  Определите автора, название произведения.

-  Здравствуйте, родные Ивана, здравствуйте, деревня Терешки у Двух Голубых Озер в Белоруссии!» (Василь Быков «Альпийская баллада»)

-  Приезжай, милый дедушка, Христом - Богом прошу!(Антон Чехов «Ванька»)

- Государь мой премилостливый! Я до сих пор не намерен ехать в Покровское, пока не пришлете мне псаря Парамошку с повинной.

(Александр Пушкин «Дубровский»)

-  Ненаглядная моя, зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Так тяжело, вся жизнь, кажется не была такая длинная, как одна осень. (Константин Паустовский «Телеграмма»)

-  Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. «Да святится имя Твое» (Александр Куприн «Гранатовый браслет»)

- Кто адресат этих строк?

 Кланяется твоим портретам,которые я так люблю, граммофону и музыкальным моментам, твой Мандолина и если хочешь, пожалуй, он и ….

(Сергей Есенин)

- Уважаемая Мама! Прошло 50 ден как ты смотрела в «мои глазенки». Не печалься – скоро каникулы. Я вас всех помню и люблю. Ваш Аист (Александр Стовба)

  Учитель: «Продолжите  викторину….»

(дети выразительно читают отрывки из произведений эпистолярного жанра)

-  Анна Ахматова   Ты письмо мое, милый, не комкай!»

-   Сергей Есенин «Письмо к матери»

-   Александр Пушкин (читают диалогом Татьяна – Онегин) «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»

 -   Анна Ахматова «Ответ»

-   Александр Пушкин «Сожженное письмо»

-  Сергей Городецкий « Письмо с фронта»

-   Александр Стовба «Здравствуй, мама!»

-  Стефан Цвейг «Письмо незнакомки» (на фоне «Лунной сонаты» Бетховена)

-  Фрагмент новеллы Стефана Цвейга прозвучало на фоне мелодии Людвига Вана Бетховена. Это музыкальное произведение - письмо композитор посвятил 16 - летней Джульетте Гуаккарди.

Учитель: Ребята можно считать викторину законченной?

На примере этой викторины литераторы показали частицу эпистолярной сокровищницы, доказав, что эпистолярный жанр неисчерпаем!

Следующий наш адресант - переводчики!

Переводчики

Наш отдел получил срочный заказ от журнала «Русская словесность» на перевод стихотворения Лины Костенко.

Пишіть листи і надсилайте вчасно,

Коли їх ждуть  далекі  адресати,

Коли є час, коли немає час,

І  коли навіть  нні про що писати.

Пишить про те, що ві жив, здорові,

Не говоріть, чого ви так мовчали.

Не треба слів т, навіщо бандеролі?

Ау! - і все, крізь роки і печалі!

В конкурсной работе приняли участие 8 моих коллег. Их переводы будут опубликованы в сборнике «Письмо для тебя». А сегодня мы называем 3 победителей конкурса (достает из конверта записки с фамилиями победителей)

Мы вас поздравляем, примите подарки и контракт - заявку на сотрудничество с журналом «Русская словесность»

Журналист - Интервью для журнала « Русский язык и литература в школах Украины »

Почему вы выбрали такое решение перевода? (ответ учащихся)

В почтовом ящике нас ждет срочное письмо - сообщение от историков

-  Ценные находки, исторические открытия научно - исследовательской экспедиции по Днепропетровской области. Мы, историки, потверждаем, что картина Ильи Ефимовича Репина создана на основе исторического факта. Вариант письма козаков  султану найден в Екатеринославской губернии у священника Котляревского.

-   Какие еще факты объединяют знаменитое полотно и нашу область?

   —    Дмитрий Иванович Яворницкий - ученый, этнограф, историк, археолог, фольклорист, писатель, академик, преподаватель Днепропетровского университета, с 1902 г. заведовал музеем древностей Екатеринославской губернии. В картине И.Е. Репина не только позировал в роли писаря со своими экспонатами, но и был инициатором, консультантом, наставником в создании выдающегося шедевра искусства.

—    Иван Сирко - кошевой атаман - легенда, гроза турок, татар, ляхов. Похоронен около села Капуловка Днепропетровской области

-  А сама картина автору виделась так: Летний вечер. На Запорожскую Сечь привезли письмо от турецкого султана: «Я брат солнца и луны, внук аллаха! Идите ко мне служить!

-   Тьфу! Ответ нужно давать немедленно!

….Что же было дальше?

Оживите отдельные персонажи полотна, которые ассоциируются с направлением вашей группы, составив предложение с деепричастным оборотом и фразеологизмами (2 мин.)

  Учитель: Используйте в работе таблицу Слуцкого «Знаки препинания в предложении»

Проверка задания.

Учитель: С 21 века мы перенеслись в 2 часовых измерения, равные двум столетиям:1681 - год написания исторического письма,

1892 - гд создания картины. Историки доказали, что письмо не имеет границ ни во времени, ни в пространстве.

Принимайте письмо - предложение от творческой группы.

  « ТПЯ » - В конце 20 столетия в Европе была придумана форма переписки и Мейл – Арт. Это обмен мыслями и чувствами  в виде зарисовок, заголовок, четверостиший, рисунков на бумаге. Сотрудники «Творческого почтового ящика» предлагают написать письмо нашим потомкам, настоящему и будущему Манвеловки.(Письмо «монтируется» на фоне музыки, руководители групп зачитывают письмо)

 Грамматик Артемон говорил, что письмо - половина диалога и требует обосновательной подготовки, а посылается как подарок. Ваше письмо - подарок потомкам.

 ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УРОКА

Учитель (показывая письма из семейного архива Ляшенко Е.Ф.)

Это письма из домашнего архива нашей землячки Ляшенко Е. Письма сыновей: 230 из Германии от Александра, 219 - из Туркмении от Владимира. Сыновьим посланиям уже больше 30 лет, адресанты уже давно сами деды, а их письма, пронумерованные аккуратно материнской  рукой, перечитывают внуки. И берегут в доме Ляшенко свято эти реликвии, потому что в этих конвертиках, как сказала наша землячка Евгения Федоровна, упакована сама жизнь.

Ребята, а какими бы словами вы закончили наш урок, подчеркнув, что общаться на расстоянии с помощью письма - дар, принадлежащий только человеку, и пользоваться им должен уметь каждый.

Переводчики:

Эпилогом к нашему уроку должны быть слова Л.Костенко - это гимн письму (выразительное чтение представителями групп по строчке)

  Пиши письмо и не забудь отправить,

  Знай его ведь где – то ждут.

  Пиши, когда свободен, когда занят,

Когда писать - то, вообщем, недосуг.

Дай знать, что ты живешь - не тужишь.

Не объясняй, что пишешь не всегда.

Не надо много слов, не нужно.

Лишь твой привет сквозь долгие года.

Подведение итогов. Выполнили ли мы намеченные задачи?

 (возвращаемся к таблице «Ожидаемые результаты»)

Оценивание:

-  В создании портфолио «Письмо к тебе» работала кафедра русского языка 9 класса.

Авторский коллектив:

«А»  -  Ляшко Анастасия, Омельченко Элина, Теоколкина Анжела, Пташка Елизавета.

«Б»   -   Чорнобривец Ирина.

 « В»  -  Горват  Вася, Бойчук Саша.

 « Г» -   Сивенкова Александра.

« Д»  -   Кицюк Эсмира, Рыбкин Слава.

« Ж»  -   Кулик Саша, Третьяк Сережа, Худа Лиля, Беспалько Оксана, Познякова Оля.

 -   Сдайте самомониторинги групп для сравнения моих и ваших результатов.

Домашнее задание: (его задают руководители групп)

-  филологи        написать письмо

- литераторы      письмо – надежда, письмо – приговор, письмо - исповедь, письмо - пожелание и др. по вашему выбору.

- историки         от  ученика 9 класса, читателя, современника, ветерана и др.

-  переводчики в Россию

-  « ТПЯ »    персонажу рассказа К. Паустовского «Телеграмма» Анастасии

Письмо - вид монологического высказывания

Скачать конспект (59.0Kb)



Автор разработки: Назарук Вера Алексеевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 143 | Загрузок: 36 | Комментариев: 0

Ключевые слова: письмо

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»