Главная » Разработки уроков » Русский язык

Обособленные второстепенные члены предложения, их роль в предложении

Цель: повторить и обобщить материал по теме «Обособленные второстепенные члены предложения, их роль в предложении»; совершенствовать умение учиться находить и объяснять обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения; расставлять знаки препинания; строить самостоятельно предложения с обособленными членами, использовать в речи; формировать интерес к литературе, умение анализировать текст художественного произведения.

Тип урока: обобщающий.

Методы и приёмы: словарная работа, запись под диктовку, работа с текстом художественного произведения, справочной литературой.

Наглядность: текст повести А. Грина «Алые паруса», портрет писателя, иллюстрации к художественному произведению, таблицы по теме «Обособленные члены предложения».(Можно использовать мультимедийную систему для демонстрации иллюстраций, текстов и других видов работы.)

Ход урока

Ι. Организация урока.

ΙΙ. Объявление темы и цели урока.

Слово учителя. Мы изучили тему «Обособленные члены предложения». Сегодня проводим обобщающий урок по данной теме. Мы должны повторить основные правила обособления. Работая с текстом художественного произведения, мы должны показать, как умелое их использование придаёт красоту, точность, выразительность различным описаниям, динамику событиям, о которых рассказывается в произведении. Итак, напомните:

Какие члены предложения называются обособленными?
Когда обособляются определения и приложения?
Когда обособляются обстоятельства?
Какие второстепенные члены предложения чаще всего обособляются со значением уточнения? (таблицы по языку)

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

На доске стихотворение Р. Рождественского.

Как страшно мне,

что люди привыкают,

открыв глаза,

не удивляться дню…

Ловить жар-птицу

Для жаркого с кашей.

А Золотую рыбку – для ухи.

Найдите в тексте обособленные члены предложения, объясните, расставьте знаки препинания. Перепишите в тетрадь.
Раскройте основную мысль стихотворения. (Люди в своей повседневной суете забывают о том, что в жизни есть чудеса. Они не замечают их, и жизнь становится серой, однообразной. Волшебные (сказочные) (Жар-птица) и литературные образы (Золотая рыбка) стали символами, отражающими человеческие мечты о счастье, о благополучии, о мечте о прекрасном будущем.)
Словарно-семантическая работа.

Мечта, счастье, романтика, идеал, символ. Эти слова имеют не конкретное, а отвлечённое значение. Но без них человеческая жизнь немыслима.

Определите значение лексических слов.

Идеал – совершенное воплощение чего-нибудь.

Символ (греч. – условный знак, намёк) – предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определённого явления.

Символ всегда рассчитан на выявление тайной, неопределённой сущности предмета, образа, явления. Носителями символичного содержания могут выступать различные элементы: персонажи, сравнения, художественные детали, пейзажи, метафоры и т.д.

Романтика –

(Словарь С.И. Ожегова).

(2 ученика работают со словарём, делают короткие записи на доске.)

Жар-птица, Золотая рыбка – символы. Прекрасный символ мечты о счастье создал известный и любимый многими писатель Александр Грин – Алые паруса.

Ассоль создала свой идеал человека, который может принести счастье.

Синтаксический разбор предложения.

«Алые паруса» А. Грина – романтическое произведение о ярких героях, стремящихся к необычному, возвышенному, прославляющее мечту и величие любви. (Простое, повествовательное, распространённое, полное, двусоставное, осложнено однородными членами и обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.)

Читая повесть А. Грина, мы часто в предложениях находим обособленные определения, обстоятельства. Они помогают писателю дать описание природы (утра в лесу, моря, Каперны, богатого замка аристократов и, конечно же, наших героев – Ассоль, Грэя, их внутреннего состояния), показать развитие действия. Например, в Ι главе
«Ассоль было уже 5 лет, и отец начинал всё мягче и мягче улыбаться. Посматривая на её нервное, доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она трудилась над тайной застёгнутого жилета или забавно напевала матросские песни – дикие ревостишия».
Выпишите из текста по 2 предложения с обособленными определениями  и обстоятельствами (самостоятельная работа, один ученик у доски).
Объяснение примеров.
Составить по 2 предложения с обособленными приложениями (Что такое приложение?), обособленными уточняющими словами и дополнениями. (Примеры записать на доске.)

ΙV. Работа с текстом (элементы комплексного анализа).

На парте отрывок из повести (текст диктанта из сборника текстов диктантов для государственной аттестации).

«Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события; на первом углу она остановилась почти без сил; ее ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске. Вне себя от страха потерять волю, она топнула ногой и оправилась. Временами то крыша, то забор скрывали от нее алые паруса; тогда, боясь, не исчезли ли они, как простой призрак, она торопилась миновать мучительное препятствие и, снова увидев корабль, останавливалась облегченно вздохнуть…

Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила. Но тысячи последних смешных страхов одолели Ассоль; смертельно боясь всего – ошибки, недоразумений, таинственной и вредной помехи – она вбежала по пояс в теплое колыхание волн, крича: – Я здесь, я здесь! Это я!

Грэй взял ее руки, она спрятала мокрое от слез лицо на груди друга, пришедшего так волшебно. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давным-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись. В них было все лучшее человека»

Прочитать выразительно текст.
Определить тему и основную мысль текста.
Дать заголовок (Встреча  Ассоль и Грэя).
К какому стилю вы отнесёте этот текст? Докажите. (Эмоциональность повествования, эпитеты, сравнения, метафоры.)
Каков тип речи? (Повествование с элементами описания.)
Каков синтаксический строй языка? (Сложные предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные слова и выражения.)
Найдите в тексте обособленные определения.Для чего они используются писателем?(Чтобы раскрыть душевное состояние героини. Она всю жизнь мечтала о чуде. И вот оно совершилось. Девушка верит и не верит в него, боится, что это всего лишь призрак, сон. Она – смущённая, растерянная, счастливая, радостная. Он – сам потрясённый и удивлённый.)
Найдите в тексте обособленные обстоятельства.Для чего они используются? (В тексте преобладают глаголы, чтобы передать стремительность развития действия.Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, помогают передать динамику событий.)
Выпишите предложение «Временами то крыша, то забор скрывали от неё алые паруса…» Обозначьте обособленные члены предложения.
«Глаза Ассоль, наконец, ясно раскрылись. В них было всё лучшее человека». Как понять эти слова? (Ассоль увидела свое счастье, к которому всегда стремилась, о котором всегда мечтала.Ассоль увидела того, кого, казалось ей, знала с детства – свой идеал. Грэй – давно-давно пригрезившееся лицо.)
Герои создали свой идеал любви, счастья. Они встретили свой идеал. Встреча Ассоль и Грэя – такая романтическая и поэтическая – обещает им только счастье, ведь они оба знают ему цену.

V. Домашнее задание: написать мини-сочинение «В чём идеал счастья для Ассоль и Грэя?», используя обособленные члены предложения.

Вы не заметили, каким словом заканчивается повесть? (счастье …)
Записать одно из последних предложений. Объяснить постановку тире.

Встреча Ассоль и Грэя – такая романтическая и поэтическая – обещает им только счастье, ведь они оба знают ему цену.

Запись под диктовку. Объяснить обособленные члены предложения.

Издревле люди, пускаясь в дальнее плаванье, украшали корабли. Грин придумал и дал жизнь новому символу – алые паруса, украсив ими сам ветер, ветер мечты о невозможном. Грин перестроил жизнь, утверждая, что она прекрасна. (Виктор Шкловский)

VΙ. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы повторили обособленные члены предложения. Мы помним, что они выделяются чаще всего запятыми, в устной речи – интонацией. Они часто употребляются в нашей речи. А художественному произведению придают красоту, точность, выразительность, стилистическую отшлифованность. И если вы хотите знать хорошо русский язык, обращайтесь к художественной литературе, учитесь у прекрасных писателей, таких, как А. Грин. А если в жизни у вас трудности и невзгоды, жизнь стала серой и однообразной, обращайтесь к Грину.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости». (Даниил Гранин)

Литература

Грин А.С. Алые паруса. Бегущая по волнам. Золотая цепь. К., «Веселка», 1989.
Рудяков А.Н., Фролова Т.Я. Русский язык. Учебник для 8 класса. К., «Грамота», 2008.
Ильина Н.Д. Литература. 8 класс. Планы-конспекты уроков. Харьков, «Ранок», 2001.
Быкова Е. и др. Русский язык. Сборник диктантов для государственной  итоговой аттестации. Харьков, 2002.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Москва, 1995.

Обособленные второстепенные члены предложения, их роль в предложении

Скачать конспект (107.6Kb)



Автор разработки: Васина Елена Викторовна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 345 | Загрузок: 42 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Обособленные второстепенные члены

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»