Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: дать понятие о слитном, раздельном и дефисном написании предлогов; формировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги; развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, культуру умственного труда; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным. Оборудование: текст «Загадка летучей мыши», таблица правописания и употребления производных предлогов, карточки-задания, учебник. Тип урока: усвоение новых знаний. Ход урока Организация класса. Этап «включения в урок». -Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Проверка готовности к уроку. Оформление тетради. - Проверьте готовность к уроку (учебник, тетрадь, ручка, карандаш). ---Запишите число, классная работа. -В конце урока каждый из вас оценит свои достижения, т. е. сделает самооценку своей работы. Актуализация опорных знаний. Разминка. - Вспомните, с каким разделом языкознания мы сейчас работаем? (морфология) - С каким ее подразделом мы начали знакомство? (служебные части речи) Для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю вам «Блеф – клуб» 0-нет 1-да Блеф – клуб Служебные части речи – это слова, у которых нет лексического значения, они не отвечают на вопросы, не являются членами предложения.(1) Код: 101001 - Работа над ошибками. Молодцы, теоретический материал знаете хорошо. 2. Работа с текстом. 1. Беседа. - Окружающий нас мир содержит множество тайн, загадок, которые человечество пытается разгадать. Ответьте мне на такие вопросы: - Благодаря чему лисица зимой отыскивает мышей? Почему морские звезды имеют разную окраску? ( В энциклопедиях, учебниках и в др. источниках) Перед вами статья из «Детской энциклопедии». Подготовьтесь к выразительному чтению статьи «Загадка летучей мыши». Загадка летучей мыши В течени(и,е) долгого времени биологи не могли ничего определенного сказать насчет зрения летучих мышей. Ввиду необходимости решить эту проблему проделали такой опыт. Принесли в кабинет летучую мышь, зашторили окна, заткнули щели и дыры. Несмотря на полный мрак, летучая мышь спокойно летала по комнате, не задевая мебели, не натыкаясь на стены. Когда кусочками черного пластыря ей заклеили ей глаза, мышь продолжала летать свободно, будто прекрасно видела. Эту загадку разгадали сравнительно недавно. Оказалось, что мыши не натыкаются на окружающие предметы вследстви (е, и) необычайно развитого осязания. Из-за того, что летучая мышь машет крыльями, от крыльев расходятся воздушные волны. Отражаясь от встречных предметов, волны задевают мельчайшие ворсинки, расположенные на внутренней стороне крыльев мыши, и она на расстоянии узнает о препятствии. («Детская энциклопедия») Чтение молча. О какой загадке летучей мыши идет речь? (Объяснение, почему летучая мышь не натыкается в темноте на предметы) Определите основную мысль текста. ( научно объяснить причину, почему летучая мышь не натыкается в темноте на предметы.) - Определите стиль речи (научный). Задачи: передача научной информации. Сфера применения: энциклопедическая статья. Общестилевые черты: точность, логичность, неэмоциональность. Языковые средства: Употребление слов в прямом значении, использование терминов. Определите тип текста (рассказ). значение этого слова. Осязать – ощущать прикосновением кожи тепло, холод, давление, твердые и жидкие тела. ( Сильно развитое чувство осязания.) Что является средством связи предложений в тексте? (Предлоги) Объявление темы урока. Сегодня мы продолжим изучение предлогов. производные непроизводные В течени(е,и) времени в кабинет насчет зрения по комнате ввиду необходимости на стены несмотря на мрак на предметы вследстви(е,и) развитого осязания от крыльев от предметов на стороне на расстоянии о препятствии из-за того 6. Постановка проблемы. Почему вы решили, что это производные предлоги, а не самостоятельные части речи? Умеем ли мы различать производные предлоги и самостоятельные части речи? Задачи урока: (на доске) 1. Совершенствовать умения отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи. 2. Научиться писать производные предлоги (слитно, раздельно, через дефис) Выяснить, какую букву следует писать на конце производных предлогов Е или И? 7 Запись темы урока. III. Изучение нового материала. Работа с таблицей. - Ответить на эти вопросы вам поможет таблица «Правописание производных предлогов» и карточки – задания. Производные предлоги
- Внимательно рассмотрите таблицу. - От каких частей речи могут образовываться предлоги? - Как отличить предлог от самостоятельной части речи? Пользуйтесь подсказкой: 1.Попробуйте поставить вопрос к предлогу. 2. Попробуйте удалить предлог. Отменили (по какой причине?) по причине облачности. Предлоги, как вам уже известно, «работают связистами» – вместе с падежным окончанием они являются грамматическим средством связи слов в предложении. Представим, что такую роль предлоги не выполняют. Не справляешься с работой – иди вон! Удаляем предлог – получаем: отменили облачности. Грамотное получилось выражение? Убедились, что по причине – это предлог? - Входит ли предлог в состав вопроса? бежал ( навстречу кому?) навстречу брату; отдыхал (в течение чего?) в течение месяца; Выберите из первого столбца (в тетради) два-три примера и докажите, что они, безусловно, являются предлогами. Предложения запишите в тетрадь. Работа с учебником. Откройте практику на с.207, упр. 807 «Проверь себя» 1 ряд - самостоятельно, составить предложение с одной парой слов. 2,3 ряды – комментированное письмо. - Справились мы с первой задачей урока? Работа с таблицей. Групповая работа Как пишутся предлоги со словами? (раздельно) - Какие предлоги в таблице не вызывают трудности при написании.(благодаря, согласно, вопреки, наперекор, мимо, посреди) Пользуясь таблицей, составьте опорную схему правописания предлогов. СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО ЧЕРЕЗ ДЕФИС вдоль в заключение из-за ввиду в меру из-под наперекор в продолжение по-над вместо в силу по-за сверх во избежание вследствие в отличие навстречу в области наук вроде в связи вслед в течение вслед за в целях наподобие по мере насчет по причине посредством со стороны посреди несмотря на невзирая на - Сверьтесь с материалом учебника. Совпадают ли наши выводы с материалом в учебнике? Выполнили мы вторую задачу урока? Работа с учебником. (по рядам) Пользуясь подсказками в карточке 2, сделайте вывод о написании буква на конце предлога. Карточка – задание 2 Существительные Производные предлоги об этом читайте в продолжениИ романа молчал в продолжениЕ часа Докажите, что похожие слова двух столбиков действительно являются разными частями речи. Попробуйте изменить слова в первом и втором столбиках. Помните: предлоги не изменяются, не имеют свойственного похожим существительным лексического значения и их орфографический облик всегда одинаков: в течениЕ, вследствиЕ, а существительные имеют полную парадигму: И.п. течениЕ, Р.п. течениЯ, Д.п. течениЮ, П.п …в течениИ! Сделайте вывод о том, какую букву пи сать на конце производных предлогов. 6. Тестирование. «Проверь себя». 1- задержка вследствие снегопада 2- в морском течении 3- настороженность в отношении к новичку 4- отступили вследствие больших потерь 5-спорили о заключении рассказа 6- купался в продолжение всего лета 7- в течении реки 8- в течение часа 9- в продолжение утра 10- договорились насчет помощи 11- помог в завершении строительства дома 12- в следствии по делу IV. Закрепление материала. 1. Беседа. - Вспомните, из какого рассказа этот персонаж: Василий Семи –Булатов из села Блины-Съедены? ( А.П. Чехов «Письмо к ученому соседу») Вспомните предлог, в правописании которого допущена ошибка. «Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить весьма существенные идеи на щот людей....» « ... и насщот этого мы поговорим.» Сосчитайте, сколько ошибок допустил «автор» письма в написании предлога. Творческая работа. 1 ряд . Составить 3-4 связных предложения об особенностях животных. V. Итог урока. Над правописанием каких предлогов мы сегодня работали? VI. Домашнее задание. 2-3 группа. Из энциклопедий о животных выписать предложения с производными предлогами. Написать об особенностях животных, используя производные предлоги. Составить словарный диктант из 10 слов на тему «Правописание производных предлогов». 1 группа. Составить рассказ «Этот необычный мир», используя производные предлоги. Литература 1.Учебник русского языка. 6 класс. 2. Энциклопедии о животных. 3. М.С. Лапатухин. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/М.: Просвещение, 1981.-463с. |
Автор разработки: Стопкевич О. В. Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 3124 | Загрузок: 218 | Комментариев: 1 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |