Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цели. Закрепление знаний морфологических признаков имени прилагательного; развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся; воспитание любви к прекрасному. Оборудование. Компьютер, мультимедиа-проектор, магнитофон, обобщающая таблица «Имя прилагательное»; класс украшен цветами, дети в нарядах, соответствующих по цвету каждой группе: красный, желтый, синий). Тип урока. Игра-соревнование (обобщение). ХОД УРОКА І. Организационный этап ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся Зрительное и слуховое восприятие Проекция №1 на экран (на фоне мелодии вальса П.Чайковского из балета «Щелкунчик»): Учитель: Дыхание розы возносит душу, Ромашка просится в венок, Звенит колокольчик... Слушай, Что говорит тебе каждый цветок! Цветы украшают нашу жизнь, дарят нам незабываемые мгновения прекрасного настроения, восхищения, радости, счастья. Сообщение темы урока, задач Учитель: Сегодня у нас необычный урок – «Праздник цвета и цветов» (записали в тетради число, тему). Нам предстоит закрепить и обобщить пройденный материал по теме «Имя прилагательное», став участниками интересной лингвистической игры. Для участия в соревновании вы заранее разделились на три команды, соответственно цвету одежды (желтый, красный, синий) и цветам (названия команд «Тюльпан», «Роза», «Фиалка»). Примечание: команды разноуровневые. Проверка домашнего задания «Тюльпан» - загадки о цветах (см. Приложение 1) Разминка Учитель: Немного из истории цветов. *Голландия создала тюльпанам скандальную историю: в Амстердаме и сейчас стоит дворец, купленный некогда за 3 тюльпанные луковицы. *Римляне расплачивались бочками с золотом за доставку и приобретение африканских роз. *Немецкие садовники в честь поэта Гёте вывели сорта фиалок черного, красного и голубого цветов. Проекция №2 на экран: I II III Символы: огонь, любовь, счастье, доверие, солнце, верность Задание Выберите по два символа, которые точнее всего характеризуют ваш цветок (I- счастье, солнце; II- любовь, огонь; III- верность, доверие), запишите. IY. Обобщение и систематизация знаний Представление команд Задание Учитель: Каждый участник команды представит себя цветком, скажет о себе комплимент, используя имена прилагательные (см. Приложение 2) Практическая работа Учитель: Красота цветов в цвете. Но в природе почти не существует «чистого» цвета, преобладают оттенки. Задание (письменно) а) составьте синонимический ряд, фиксирующий различные оттенки цветов; б) составьте сложные прилагательные, обозначающие оттенки качества основного цвета своей команды. (Желтый – золотистый, янтарный, лимонный, канареечный, шафранный; светло – желтый; светло-желтый. Красный – багровый, багряный, малиновый, алый, пунцовый, пурпурный, огненный, пламенный, рубиновый; ярко – красный. Синий – васильковый, кобальтовый, сапфировый, бирюзовый небесный, лазурный; бледно-синий). Работа с текстом Проекция №3 на экран: Дорога привела нас к (не) высокому обрыву. За обрывом в (серо) сизом дыму стоял (не) проглядный листве…й лес. Листья казались (не) зеленые, а (серебря…но) серые. Лес тянулся (не) широкой полосой. Вдали виднелось озеро. У самой воды выглядывали из зарослей мяты (не) винные (голубо) глазые незабудки. «Тюльпан» - выписать слова, относящиеся к орфограмме «Правописание сложных прилагательных. «Роза» - выписать слова, относящиеся к орфограммам «НЕ с именами прилагательными», «Правописание Н и НН в именах прилагательных». «Фиалка» - списать текст, выделить орфограммы. Самоконтроль. Проекция №4 на экран: Дорога привела нас к невысокому обрыву. За обрывом в серо-сизом дыму стоял непроглядный лиственный лес. Листья казались не зеленые, а серебряно-серые. Лес тянулся неширокой полосой. Вдали виднелось озеро. У самой воды выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. Игра «Комплимент»: а) «Тюльпан» - сказать комплимент, используя прилагательные с основой на шипящий (пахуч, хорош, пригож, блестящ, свеж, красив); - рассказать правило о правописании Ь в кратких прилагательных. б) «Роза» - используя качественные прилагательные, описать аромат роз (душистый, пряный, тонкий, нежный, сладкий, пьянящий, например: розы нежный аромат душистее меда) - чем отличаются качественные имена прилагательные от относительных? в) «Фиалка» - сравнить цветок-даму и цветок-кавалера, используя прилагательные в сравнительной степени стройнее, изящнее, изысканней, ароматнее, наряднее…, чем…) - рассказать о простой и составной форме сравнительной степени качественных имен прилагательных. Творческая работа Задание. Подпиши фотографию, используя имена прилагательные Проекция №5 на экран: (Красочный фестиваль цветов в Голландии) Проекция №6 на экран: (Необозримые тюльпанные поля Голландии)) Проекция №7 на экран: (Когда синее небо упало на землю) Y. Рефлексия. Подведение итогов урока Игра «Продолжи предложение» Проекция №8 на экран: Сегодня на уроке мы… *повторили… *узнали… *восхищались… *сделали вывод… Учитель: Наш «Праздник цвета и цветов окончен» (оценка работы команд). Одна за другой прошли перед вами полосы красок во сто крат прекраснее небесной радуги. Мир, в котором мы живем, разноцветен и чудесен, берегите его. Чтение стихотворения С. Есенина ( на фоне музыки П. Чайковского «Вальс цветов») Учитель: Воздух прозрачный и синий, выйду в цветочные чащи. Путник, в лазурь уходящий, ты не дойдешь до пустыни. Воздух прозрачный и синий. Лугом пройдешь, как садом, садом в цветении диком, Ты не удержишься взглядом,чтоб не припасть к гвоздикам! Лугом пройдешь, как садом. YI. Домашнее задание - Написать отзыв (заметку в газету) о «Празднике цвета и цветов». Приложение к уроку 1.Проверка домашнего задания Загадки Желтые На лугу у той дорожки, что идет к нам прямо в дом, Рос цветок на длинной ножке, белый с желтеньким глазком. Я его сорвать хотела, поднесла к нему ладонь, А пчела с цветка слетела и жужжит, жужжит: «Не тронь!» Я похож на ромашку, только в желтенькой рубашке. Я на клумбе невысок, называюсь (ноготок). Звать его нам нечего, он и сам придет; Расцветет доверчиво прямо у ворот Солнцем залитой (лютик) золотой. Красные Все знакомы с нами: яркие, как пламя. Мы – однофамильцы с железными гвоздями (гвоздики). Четыре ярко-красных блестящих лепестка И зернышки в коробочке у этого цветка (мак). На кустах в саду растет, запах сладкий, словно мед, Но нередко льются слезы тех, кто рвет руками (розы). Все знакомы с нами: яркие, как пламя. Мы однофамильцы с маленькими гвоздями. Полюбуйтесь дикими алыми (гвоздиками). Синие То фиолетовый, то голубой Он на опушке встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали, Но только звенеть он сумеет едва ли (колокольчик). Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их! И кто их только выдумал – веселых, голубых. Должно быть, оторвали от неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок (незабудки). Колосится в поле рожь, та во ржи цветок найдешь. Хоть не красный он, а синий, все на звездочку похож (василек). Стихи Желтые Одуванчик золотой был красивый, молодой, Не боялся никого, даже ветра самого! Одуванчик золотой постарел и стал седой. И как только поседел, вместе с ветром улетел. Красные Поглядите, поглядите, что за красный огонек? Это дикая гвоздика новый празднует денек. А когда настанет вечер, лепестки свернет цветок: «До утра! До новой встречи» - и погасит огонек. Синие У нас в палисаднике возле терраски Растут голубые анютины глазки. Анютины глазки, анютины глазки, Они распускаются быстро, как в сказке. 2.Цвет и цветы: Желтый - лютик, одуванчик, роза, георгин, ноготок, тюльпан, нарцисс, мимоза, хризантема, ромашка. Красный - мак, роза, гвоздика, пион, герберы, гладиолус, тюльпан, астра, георгин. Синий - подснежник, василек, фиалка, пролесок, незабудка, колокольчик, лен, дельфиниум. |
Автор разработки: Клейменова И. В. Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 782 | Загрузок: 190 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |