Главная » Разработки уроков » Русский язык

Изучение словообразовательных моделей современного русского языка

Цель:
ž Обобщение знаний по теме: «Словообразование».
ž Расширение языкового кругозора.
ž Развитие орфографических навыков.
ž Проанализировать особенности словообразования в речи и учащихся.
ž Выработать представление о способах словообразования слов и их этимологии.
ž Развивать умения правильно употреблять слова в речи.
ž Воспитывать стремление приобретать знания.
ž Воспитывать интерес к родному языку.
 
         Оборудование:
Плакаты, ребусы, шарады,
слайды, компьютер, принтер, сканер, мультимедийный экран.
Раздаточный материал: отрывки из  поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»,музыкальное произведение Грига «Утро».
 
    Форма проведения:
ž Класс разбивается на три команды (три ряда).
 
     Словообразование
 
  Наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.
 
ž Какие слова и образы возникают перед вами, когда вы слушаете это произведение?(Рассвет, расстелился, заря, приближается, забрезжил, прикоснулся, природа, оживает).
ž Как музыка помогает понять прекрасное в природе?
ž Как можно озаглавить музыкальное произведение?(Природа оживает, пробуждение, утро).
 
ž Учащиеся слушают музыку и пишут сочинение.
 
     Раннее утро. Чуть забрезжил рассвет. Над лесной речкой расстелился туман.
      В лесу тихо и прохладно. Вся природа ещё дремлет.
      Но вот над лесом показался алый диск солнца. Робкий солнечный луч прикоснулся своей волшебной палочкой к каждому живому существу. Солнце встаёт всё выше и выше. Зарянки звенят в тишине, вот-вот готовой нарушиться радостью оживающей природы. Переливается жемчугом роса. Поднялась заря, и пошли летать, словно лебеди, облака. Начинается превосходный, радужный день.
       Здравствуй, утро ясное и прекрасное.
 
ž Читается сочинение и определяется победитель.
 
ž Установить семантические и орфографические отличия в словах.
 
               Заря, зори, зорька.
 
ž Вспомните начало поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:
Как автор использует слово заря?
 
Учащиеся читают:
 …о заре прихлынут волны
на брег песчаный и пустой,
и тридцать витязей прекрасных
чредой из волн выходят ясных.
 
ž Учащиеся устанавливают лексическое значение слова заря-
 
1.Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.
2.Перен. Начало чего-либо нового, радостного, светлого.
 
     К.Паустовский.
     Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб» - освещают его по ночам - и от этого хлеб наливается быстрее.
 
ž Осенние зори иные –хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться –всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь убывающий солнечный свет.
 
Звёзды меркнут и гаснут.
В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По кудрявой траве,
По кустам лозняка
От зари алый свет разливается.
                                       И.Никитин.
 
ž Подводится итог путешествия по теоретической станции.
 
Сообразительная станция
ž Что здесь написано?
 
žОтвет: каша, очки, ножка, столица, кит, тень, изба.
 
žВ каком слове семь букв О?
žОтвет:  обороноспособность
 
ž ШАРАДЫ.
 
•      С буквой к бери меня на покос,
А без буквы к ужалю в нос.
                                           (коса-оса).
 
2) Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы.
                                            (пирог).
 
По горизонтали:
•              Состоит из двух частей: главной и зависимой.
2. Раздел науки о языке, в котором изучают части речи.
3. Одна из основных единиц языка.
4.Часть слова.
 
По вертикали:
5.Раздел грамматики, изучающий строение слов и способы образования новых.
6.Наука о грамматическом строе языка.
7.Часть слова.
8.Один из способов образования новых слов.
 
ž Подведение итогов  путешествия по сообразительной станции.
 
ž Каково происхождение слова сочетание?
 
ž Какова история возникновения слова богатырь?
 
ž Какова история возникновения слова вежливость?
 
ž Ответ: чета – два (слав.), со –вместе.
 
ž Ответ: богатырь –древнерусское заимствование из тюрского языка.
Богатырь, вместо первоначального батыр, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом  ырь.
 
Ответ: вежливость образовано от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса – слов (сов.-лив.) от неупотребительного сейчас вежа – «знаток», производного посредством суффикса – j- отвъ- ь ти- «знать». Первоначально – «знающий, опытный», с ХVI в. Употребляется в современном значении.
 
ž Подведение итогов  путешествия по исторической станции.
 
ž 1) Разобрать слово застеклить по составу.
 
ž 2) Назвать однокоренные слова к слову растение.
 
ž 3) Написать три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.
 
ž Ответ:
   за -приставка 
стекл -корень 
и -суффикс  
ть -окончание
 
ž Ответ:
- росток, поросль, выращенный.
 
ž Ответ:
-приподнять, приоткрыть, пригорело.
 
ž Подводятся итоги путешествия по количеству набранных фишек.
ž Награждение.
 
—  Попытайтесь объяснить, как устроены следующие – старые и современные – названия.
Универмаг, Союзпечать, канцтовары, промтовары, химчистка, ощадбанк, детсад, ЖКХ, ГАИ, Главпочтамт, сельхозпродукты, военкомат, стройматериалы, НИИ, ДК, ПДД.

Изучение словообразовательных моделей современного русского языка

Скачать конспект (2.37Mb)



Автор разработки: Маглеваная Елена Ивановна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 140 | Загрузок: 26 | Комментариев: 0

Ключевые слова: словообразование

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»