Главная » Разработки уроков » Русский язык

Имя числительное

Тип   урока:  урок  повторения  и  обобщения   изученного

Цели  и  задачи:  повторить,  закрепить  и  обобщить  знания  учащихся  по  теме,  развивать  орфографическую  зоркость, мышление, речь, память,   умение  создавать  связные  высказывания  в  научном  и  художественном  стилях, формировать  навыки  работы  в  группе, прививать интерес  к предмету, воспитывать  бережное  отношение  к  природному  и  духовному  богатству  родного  края,  ЧУВСТВО  РОДИНЫ.

Оборудование:

портреты:  В.И.Даля, Н.В.Гоголя;
фотографии  музея  В.И.Даля  в  Луганске;
эпиграфы;
названия  станций;
раздаточный  материал   (листики,  цветочки,  деревца и  т.д.)  для  поощрения  учащихся;
 песочные  часы  для  контроля  времени;
микрофон;
толковый  словарь  С.И.Ожегова;
распечатки  заданий  (для  каждой  группы),  карточки  для  работы  у  доски;
лист  А - 4   каждой  группе  для  отчёта-сада;
клеящий  карандаш    (5)
музыкальный  центр,   фотоаппарат;
записи  песен: 

«Школьный  вальс»,

«Берёзовый  сок», 

«С  чего  начинается  Родина...»  на  слова  М. Матусовского;

«Касив   Ясь   канюшину»   в  исполнении  группы  «Песняры»

[Берегите эти земли, воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы - Убивайте всех зверей внутри себя!] Эпиграф

                                               Ход    урока

 Оргмомент  (Представление  команд; обязательное условие - в  названии  команды  должно  быть  числительное).
Постановка  целей  и  задач  урока.

            1. Сообщение  темы  и  задач  урока.

Тема  сегодняшнего  урока:  Имя  числительное

 Мы с вами повторим и  обобщим  изученный  материал,  чтобы  на  следующем  уроке вы успешно справились с контрольной работой и впоследствии  применяли  полученные  знания,  были  грамотными  людьми.

                       На  доске:  12   февраль

                        Кла..ная    р.бота

                       Имя  чистительное

Кто  видит  ошибки  на  доске? Исправьте.

                2.  Запись  в  тетради  (отредактированный  вариант)

Два    ученика    работают  по  карточкам   у  доски.

Карточка    №  1.

Спиши,  заменяя  числа  словами.
Просклоняй   17  февраля.
Укажи  разряд  и  падеж  числительных.

       Запишите    домашнее    задание    на    17    февраля:   повторить  теорию   на   страницах   от   107  до  123,  выполнить  упражнение  263. 

Карточка    №  2.

Спиши,  заменяя  числа  словами.
Просклоняй  3   языка.
Укажи  разряд  и  падеж  числительных.

      К восточнославянской группе  относятся  3  языка:  русский,  украинский   и  белорусский. 

Интрига.

Кто  хочет  быть  счастливым?
Что  нужно  для  счастья?                            

   Счастье:  по  В.Г.Распутину

            ДРУЗЬЯ

    ЛЮБИМОЕ  ДЕЛО

                 7Я

                Р1А

Тема вам хорошо знакома – мы долго и старательно над  ней  работали,  форма  урока будет несколько необычна, но не нова для вас: мы отправимся в  экспедицию  по  родному  краю.  Какая  по  счёту  уже?  

Запишите:  (2)  экспедиц.я  по  р.дному  краю

        3.  Капитаны получают  путевые  листы

Чем  отличается  экспедиция  от  обычного  путешествия,  похода?

( Экспедиция,  как  правило,  бывает  научная,  у  неё  важные  цели, задачи)

Наши  задачи: познакомиться  ближе  с  природой,  народной  мудростью, талантами  родной  земли, стать  достойными  людьми,  знающими  и  сохраняющими  народное  богатство,  посадить  свой  город-сад. Потому  что 

   Только   два   сорта   и   есть, податься   некуда: 

 либо   патриот   своего   Отечества,

 либо   мерзавец  своей   жизни.

                ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич

В  жизни  у  каждого  есть  возможность  выбора.  Каким  человеком  хотите  быть  вы?

Что  для  этого  нужно?  ( Беседа  с  обращением  к  эпиграфу)

 Вам  придётся, как  биатлонистам,  не  только  быстро  бежать  на  лыжах  (то есть  слаженно  и  дружно  работать), но  и   метко  стрелять  (давать  правильные ответы).  И помните:  вы  не  просто  группа,  в  течение  этого  урока  вы  -  команда  единомышленников,  и  поэтому  наш  девиз,  как  у  мушкетёров, - «Один  за  всех,  и  все  за  одного!»

(Даже  в  девизе   есть  числительные; кто  их  узнал?)

Результаты  работы  группы  капитаны  заносят  в специальный лист (на столах).

Актуализация  знаний.     Распознавание  числительных  в  тексте.

Игра  «ТРИ»  

   Три  -  какая  часть  речи:  числительное   или  глагол?    Когда  мы  можем  это  сказать  точно?  -  (Контекст).

 Расскажу  я  вам  рассказ

В  полтора  десятка  фраз.

Лишь  скажу  я  слово  «ТРИ» -

Приз  немедленно  бери!       (на  столике  в  красивой   упаковке  -  приз)

Однажды  щуку  мы  поймали,

Распотрошили,  а  внутри

Рыбёшек  мелких  увидали,

И  не  одну,  а  целых ...   ДВЕ.

Мечтает  мальчик  закалённый

Стать  олимпийским  чемпионом.

Смотри,  на  старте  не  хитри, 

А  жди  команду:

                               раз,     два,   ...  МАРШ!

Когда  стихи  запомнить  хочешь,

Их  не  зубри  до  поздней  ночи,

А   про  себя  их  повтори

Разок,   второй,   но  лучше   ...ПЯТЬ.

Недавно  поезд  на  вокзале

Мне  ТРИ   часа  пришлось  прождать.

...Ну, что  ж  вы  приз,  друзья,  не  взяли,

Когда  была  возможность  взять?

Назовите  числительные. 

Наша  научная  экспедиция  готова  отправиться  в  путь -  цели  и  задачи  ясны. Осталось  проверить снаряжение. Все  ли  необходимое  (знания)  мы  взяли  с  собой  в  дорогу?

                2. Снаряжение. (Метод  «Микрофон») – устно.  Команды  отвечают  на  вопросы по  теории.

    IV.    Повторение   и   закрепление   изученного   материала.

  (Продвижение  по  маршруту).

Беседа.

          Родина  начинается  с  родных  людей. «Где  семья,  там  и  дом,  там  Родина»,  -  поёт  А.Розенбаум.  Поэтому  мы  отправляемся  к  старенькой  своей  бабушке, которая  нас  всегда  любит  и  ждёт. Правда,  бабушки  сейчас  нет  дома:  в  доме  было  прохладно,  и  она  заболела. Давайте  соберём  лекарственные  травы  (ромашки)  для  нашей  бабушки.  Она  будет  пить  чай  и  скорее  поправится.

РОМАШКИ  НА  ЛУГУ

 Каждой  команде  вручается  конверт,  в  котором  лепестки  рассыпались.  Нужно  их  собрать, приклеить  на  один  лист числительные, на другой -    слова  с  числовым  значением.  на  лепестках  слов  с  числовым  значением  указать  часть  речи.   

(Работа  выполняется  на  фоне  песни  «С  чего  начинается  Родина»).

                                Ромашки     на    лугу

         двойной                                                     сотый

          пятёрка                                                    семеро

       шестиклассники                                       полтора

      трёхлитровая                                              оба

          удвоить                                                    четыре  

        семиэтажный                                           двенадцать

         пятиметровый                                         сорок

        четырёхподъездный                                полтораста

Взаимопроверка  (группы  поменялись  ромашками)

3. «Мужичок   с   ноготок»

На  слух  найти  числительные,  записать,  определить  разряд из  фрагмента  стихотворения  Н.А.Некрасова).

Проверка.
Беседа.

       Что делал  мальчик  в  лесу?  Зачем  ему  хворост?  Чем  ещё  можно отапливать помещения? Назовите альтернативные источники  топлива,  употребляя  слова  с  числовым  значением  в  качестве  вводных. (Альтернативные источники  топлива - это, во-первых,  газ...)

V. Физкультминутка    – пантомима «ТОПЛИВО»

Помните,  почему  заболела  бабушка?  Надо  бы  ей  помочь.  Например,  нарубить  дров,  привезти  из  лесу  хвороста. Для  вас  это  разминка,  а  родному  человеку  - радость  и  тепло. Работайте  командно,  дружно.

(Под  музыку: песня  «Касив   Ясь   канюшину»   в  исполнении  группы  «Песняры»)

На  каком  языке  звучала  песня?

Проверка  работы  по  карточкам,  результаты.

 VI.    Повторение   и   закрепление   изученного   материала.

 (Продвижение  по  маршруту).

                 1.    «Вековая  мудрость  народа»              

          Задания  группам  (1, 2  –  из  загадок   и   пословиц;  3,  4  -   из  текста):

выписать    имена    числительные;
определить  их  состав,  разряд,  падеж.                    

  Загадки   В.И.Даля

     Зверок   с   вершок,  а   хвост   семи   верст.  (Иголка с ниткой).
   На   яме,   яме   сто   ям  с   ямой. (Наперсток).
   Два   сидня,   два  лежня,   два  поползня. (Дети).
   Два   конца,  два  кольца, а в середке гвоздик. (Ножницы).

          Пословицы   русского   народа   В.И.Даля

 Семеро   одного   не   ждут.
 Все   за   одного,   и   один   за   всех.
 Старый   друг    лучше    новых    двух.
 Не   держи    сто   рублей,   держи   сто   друзей.

2. « Мой  великий  земляк».

Владимир Иванович Даль

     Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в посёлке        Луганский завод, на Английской  улице, в небольшом одноэтажном домике,  окружённом казармами, хижинами, землянками первых заводских рабочих  литейного  завода.

       Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю,  которую он пронёс через всю свою долгую жизнь, выбрав себе впоследствии  псевдоним   Казак  Луганский.

       Сейчас  мало  кто  знает,  что  первая  сказка  нашего  детства  «Курочка  Ряба»   принадлежит  сказочнику   Казаку  Луганскому  (Далю).  

       В.И.Даль  известен  как  превосходный  писатель,  этнограф,  лингвист,  врач. Но главным  делом всей его жизни, величайшим

научным и  гражданским подвигом было создание «Толкового словаря живого  великорусского  языка»,   который  не  потерял своего  значения  и  в  наши  дни.

     Луганщина, как и вся Украина, чтит память великого лексикографа. В  Луганске создан мемориальный музей В.И.Даля, его именем названы  Восточноукраинский  университет,  одна  из  улиц  города. 

Уже  стало традицией  проводить  на   Луганщине   Далевские  чтения,  в  которых  участвуют  учёные  из  разных  стран.

    Проверка.

 +  Дополнительные  вопросы  по  Далю.

(На  обратной  стороне  листа – фотографии)  -  беседа.
Слово учителя.

Талантливых  людей  много. Каждый  в  чём-то  талантлив. Чем  богата  кременская  земля?

     ЛЕСАМИ.  ГРИБАМИ.  УГЛЁМ... ЛЮДЬМИ.

 3.   Кременские  таланты: Музыка  Елены  Гончарук   Слова  Г. Горбовского

Всё  в  мире  сдвоено,  взгляни:

добро  и  зло,  жара  и  стужа,

она  и  он,   вода  и  суша - 

двоится  всё,  куда  ни  ткни...

           Две  половинки  у  луны.

           Два  голубых  у  девы  ока.

           И  только  сердце  одиноко

           гнездится  с  левой  стороны.

Задания:

а)  назвать   числительные  и  слова  с  числовым  значением,  метафору.

           б)  группам     просклонять:

1.  Просклонять:

 сосен,  45   сосна.

2.  Просклонять:

 дуба,  32   дуб.

3.  Просклонять:

    105   деревьев,   105  дерево.

4.  Просклонять:

    94   берёзы,   94  берёза.

(Работа  выполняется  на  фоне  песни  «Берёзовый  сок», 

на  слова  М. Матусовского   в  исполнении  группы  «Песняры»)

Проверка.

[Г Р И Б Ы]  

4.____________________________________          Назвать   числительные  (разряд,  падеж)  и  слова  с  числовым  значением                                                                         

Разноцветные  поганки

Выбегают  на  полянки.

Мы  проходим  стороной:

Нам  не  надо   ни  одной!

А   во  мху,  как  на подушке,

Чьё-то  беленькое  ушко.

А  за  ним  ещё  штук  пять.

Это  грузди!  Надо  взять!

Рыжики  под  ёлками

Осыпаны  иголками.

Не  малы,  не  велики.

И  лежат  как  пятаки.

Вот  и  гриб  боровик.

И   красив  он,  и  велик:

В  тёмной  шапке  набекрень,

          Ножка  толстая,  как  пень.

Какие  грибы  нельзя  собирать? - Беседа  о грибах.
Беседа  о  любви  к  природе  родного  края. (Основная  мысль  -  умение  замечать  красоту  вокруг  себя  делает  человека  духовно  богаче).
 Тексты,  к  которым  мы  сегодня  обращались,  написаны  с большой  любовью. Но  мало  просто  любить  природу. Что  нужно  ещё? (Любовь  должна  быть  деятельной).

[Берегите эти земли, воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы - Убивайте всех зверей внутри себя!] Обращение  к  эпиграфу. Это ваше  домашнее  задание.  Навсегда.

Задание  на  следующий  урок  -  на  доске

(карточка  №1):

VII.  Запишите    домашнее    задание:   повторить  теорию на   страницах     107- 123, выполнить  упражнение  263. («Русский язык» Михайловская Г.О., Пашковская Н.А. )

   Распечатанный  эпиграф  - капитанам  (раздать  в  конце  урока)

VIII.   Диалог   о  Гоголе   (реализация индивидуального домашнего задания)

Прослушайте  диалог  внимательно.  Укажите  ошибки в употреблении числительных. Посмотрим,  какая  команда  будет  собранней. 

Проверка.

IX.    Работа  с  буклетами 

[*]            Знакомство с буклетом о нашей школе ученицы 9 класса  Селиховой  Елизаветы

[*]            Чтение вслух с соблюдением орфоэпических и грамматических  норм.

[*]            Рекомендации: в такой же форме можно написать                 сочинение  о  своей  школе,  городе,  семье  с  использованием числительных.

["Ч и с л о т о"]

                     X.

     1)   п. тнадцать                         7)    к  12  феврал .

 2)   четыр. ста                           8)    с  9  (М/м) а.

 3)   ст. тысячный                     9)    с  об. ими  братьями

     4)   четыр. мястами                10)   к   об. им  сёстрам

     5)    девят. сот                          11)   девяност. мил. ионный

     6)    сем.. стами                       12)   пят. десят

Взаимопроверка.  Ответы:

 я                         7.   я 
 е                         8.   М, я
 о                         9.  о  
 ь                        10.  е
ь                         11.  о, л
ью                      12.   ь

XI.   Наша  экспедиция  завершается. Необходимо  подвести  предварительные   итоги.

XII.   (Если  остаётся  время,  можно  предложить  игру  «Редактор»)

1.  Определите,  какое  из  числительных  в  предложном  падеже  записано  неверно:

а)  о  семи  тысячах  пятидесяти  восьми;

б)  о  девятьсот  девяносто  восьмом;

в)  о  триста  девяносто  трёх.

2.   Определите,  какое  из  числительных  в  творительном  падеже  записано  неверно:

а)  шестьюстами  пятидесяти  одним;

б)  одной  тысячей  девяноста    восемью;

в)  семьюстами  двадцатью  четырьмя.

3.  В  каком  из  предложений  собирательное  числительное  употреблено  неправильно?

а)  Трое  саней  стояли  около  ворот.

б)  Двое  парт  были  отремонтированы.

в)  Семеро  восьмиклассников  участвовали  в  многоборье.

4.   Запишите  в  исправленном  виде.

5.   В  каком  из  предложений  собирательное  числительное  употреблено  неправильно?

а)  Двое  друзей  отправились  на  рыбалку.

б)  Мы  видели  в  зоопарке  троих  маленьких  медвежат.

в)  Четверо  студенток  пришли  на  практику  в  нашу  школу.

6.   Запишите  в  исправленном  виде.

7.  Найдите  ошибки  в  произношении, образовании  или  употреблении  имён  числительных:

а)  шестьюдесятью;

б)  у  обох  кадетов;

в)  с  пятьма.

8.  Запишите  в  исправленном  виде.

 9.  Найдите  ошибки  в  произношении, образовании  или  употреблении  имён  числительных:

а)  пя [т] надцать;

б)  у  обоих  девочек;

в)  двухстам  школьникам.

10.  Запишите  в  исправленном  виде.

 11. Укажите ошибку в употреблении порядковых числительных, используемых    для   обозначения  знаменательных  дат:

а)  к   первого  октября;

б)  к   Девятому  мая;

в)  к   9  Мая;

г)  к   празднику   Девятое  мая.

12.   Запишите  в  исправленном  виде.

[*]           

Результаты    работы    группы.

XIII.   Итоги  экспедиции.

       В течение всего урока ребята готовили свой отчёт по результатам  экспедиции: за каждое верно выполненное задание, каждый правильный  ответ команды получали баллы в виде листиков, цветочков,бабочек,  деревьев  и  т. д.   и  приклеивали  их  на  лист А - 4.

       В итоге демонстрируют свой «город-сад», а также выставляют  оценки  за  работу  каждому  члену  своей  команды,  учитывая  все  виды  работы. Листы с результатами озвучивают и сдают учителю.

    XIV.  Рефлексия.

Имя числительное

Скачать конспект (102.5Kb)



Автор разработки: Шевченко Елена Николаевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 141 | Загрузок: 31 | Комментариев: 0

Ключевые слова: имя числительное

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»