Главная » Разработки уроков » Музыка

Конкурс «Музыкальный эрудит» по творчеству Людвига ван Бетховена

Форма проведения:  внеклассное мероприятие по музыкальной литературе

Место проведения: актовый зал Запорожского классического лицея

 Участники:  ученики 6-х классов

Типологические характеристики  мероприятия:

- по содержанию - закрепление знаний  биографии и  творчества  великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена - одного из самых ярких представителей венского классицизма.

- по жанровому «наклонению» - музыковедческое исследование.

- по способам учебной деятельности - использование интегрированных приемов формирования творческой личности, технологий индивидуального и коллективного музыкального воспитания, направленных на развитие творческих способностей лицеистов.

-по формам общения участников  конкурса - диалог, сочетание партнерства и  деятельного   лидерства в условиях внеклассного мероприятия по музыкальной литературе.

- по психологическим стратегиям - создание оптимальных условий для самовыражения учащихся в музыкальном творчестве, выявления их музыкальных компетенций, свободного проявления личностного отношения к изучаемому материалу.

Цели  мероприятия:

Учебная:   овладение знаниями из курса  истории   музыки, знакомство с шедеврами  западно-европейской  музыкальной культуры. Развитие умения слушать классическую музыку, вербально интерпретировать характер музыкальных образов, воплощенных в произведениях  Бетховена.

Развивающая:   расширение опыта музыкальных коммуникаций, гибкое использование приобретаемых знаний для эмоционального и интеллектуального осмысления музыкального искусства.

Эвристическая:    стимулирование творческой деятельности учащихся в рамках  конкурсной программы « Музыкальный эрудит».

Воспитательная:   формирование духовного мира, эстетических вкусов лицеистов на лучших образцах мировой музыкальной культуры.

Задачи  мероприятия:

развивать коммуникативную компетентность учащихся;
 создать благоприятную психологическую атмосферу во время игры; 
 совершенствовать креативные способности  лицеистов в рамках индивидуального и коллективного творчества;
 учиться применять знания,  полученные на уроках музыкальной  литературы в условиях внеклассного мероприятия;
повышать мотивацию к учебной деятельности по предмету.

Подготовительная работа

объявление конкурса в 6- «А» и 6- «Б» классах;
создание команд - участниц;
разработка хода внеклассного мероприятия;
сбор материалов к конкурсу ( подбор музыки, подготовка вопросов к заданиям, иллюстративный материал и др.)
подготовка поэтических и музыкальных номеров;
оформление актового зала.

 Эпиграф

      « Благо творить, где только можешь,

        Превыше всего любить свободу,

       И даже у монаршего престола

       От истины не отрекаться»

Людвиг ван Бетховен

Слушание музыки

Л. Бетховен. «Пасторальная» симфония №6, 1-я часть ( фрагмент)

  

Представление  команд - участниц  конкурса  
Представление классных руководителей
Представление членов жюри

  Поэтическая пауза

                   Бетховен! Людвиг Ван Бетховен!
            Ты гений! Гений волшебства!
       Ты редко был когда доволен

И ты работал до утра.


                   И что ты сделал с этой штукой,
     Что люди музыкой зовут.
          Её ты сделал высшею наукой
              И солнца заново начертан круг.

         Ты был влюблён и опечален,
           Тоской сражён в конце пути.
                  Но музыка лилась на пьедестале,
          И снова ты работал до зари.

       Ты музыку творил глухим.
             Ты гений! Гений волшебства!
         Любовь ты людям подарил,
Что б та в душе цвела.

Ход игры

1-й конкурс «Приветствие»

Каждая команда представляет свое название, девиз. На костюмах участников команд - эмблема.

6 - « А» класс - Команда «Консонанс», девиз команды:

           «Благозвучье музыки прекрасной

  Покоряет каждого из нас.

Радует, печалит, озаряет

                  Нот волшебных  чудный консонанс».

 6 -« Б» класс - Команда « Гармония», девиз команды:

 «Ты замечай, не проявив

Ты прояви, не замечая

                      Стремись, терзай штурвал судьбы

           Найдешь гармонию без края»

2-й конкурс «Разминка»

1. К какому стилю относится творчество Бетховена?  ( классицизм )

2. На каких музыкальных инструментах  умел играть Бетховен?  ( клавесин, фортепиано, скрипка, альт)

3. Назовите имя педагога,  который имел большое влияние на профессиональное и духовное становление будущего композитора?

(Христиан Нефе )

4. Бетховен - великий композитор и исполнитель. Назовите его любимый

инструмент ( фортепиано)

5. С кем из великих композиторов был знаком Бетховен? (с Гайдном и с Моцартом)

6. Какой поэтический текст с  обращением к человечеству и призывом   к братскому единению стал основой финала 9-ой симфонии? ( Ода Ф. Шиллера « К радости»)

7. Кому из политических деятелей вначале Бетховен посвятил свою 3-ю симфонию? ( Наполеону Бонапарту)

8. Дополните известное высказывание Бетховена - « Музыка должна высекать… »  (огонь из души человеческой)

3-й конкурс «Блиц - турнир»

1. Где и когда родился Бетховен?

А)  Бонн   1760

Б)  Гамбург 1760

В)  Веймар  1780

2.  В каком возрасте Бетховен дал свой первый концерт в Кельне?

А) в 6 лет

Б) в 7 лет

В) в 8 лет

3. Какому великому музыканту принадлежит знаменитая фраза, адресованная Бетховену: «Обратите внимание на него, он всех заставит о себе говорить»

А)  Гайдну

Б)  Моцарту

В)  Шуберту

4. В каком году состоялась Великая французская буржуазно-демократическая революция, оказавшая влияние на все сферы духовной жизни Европы конца 18 века?

А)   в   1787

Б)   в    1788

В)   в   1789

5. В какой город состоялся переезд Бетховена в 1792 году?

А)  Лейпциг

Б)   Женева

В)   Вена

6. Соната № 8 до минор имеет название «Большая патетическая соната».  Кто дал название этому произведению?

А)  Поэт Л. Рельштаб

Б)  Бетховен

В)  Скрипач К. Аменда

7. Сколько сонат для фортепиано создано Бетховеном?

А)    30

Б)     31

В)     32

8. Сколько симфоний принадлежит перу композитора?     

А)   8

Б)   9

В)  10

9. В  какой симфонии звучит тема, о которой Бетховен сказал: « Так судьба стучится в дверь»?

А)  в 5-й

Б)  в 3-й

В)  в 9-й

10. В каком жанре написана 3-я часть симфонии № 5?

А)  Скерцо

Б)  Менуэт 

В)  Марш

11. В какой части симфонии № 5 основную тему исполняют контрабасы solo?

А)  1-я часть, разработка

Б)   3-я часть, трио

В)   4 часть, кода

12. Как называется единственная опера Бетховена?

А) « Фиделио »  

Б) « Эгмонт »  

В) « Кориолан »

13. Какой состав симфонического оркестра использует Бетховен в своем творчестве?

А)  Малый  

Б)  Большой

14. Кому, предположительно, был посвящен цикл песен «К далекой возлюбленной»?

А)  Джульетте Гвичарди   

Б)   Авроре Дюдеван  

В)  Терезе Брунсвик

  

15. Где и когда завершился жизненный и творческий путь Бетховена?

А)  Вена 1827    

Б)  Бонн 1828

В)  Лейпциг 1829

Поэтическая пауза

        Зимний вечер окна разукрасил,

       На снежинки небо расколол

      Лунный свет, как музыка прекрасен,

      На дома замерзшие сошел.

      И звучала «Лунная соната»

      Будто светлый ангел прилетел

     Людвиг ван Бетховен сам когда-то

     У окна холодного сидел…

                                  

4-й конкурс «Найди пару»

  Музыкальные произведения: «Пасторальная», «Патетическая», «Фиделио», «Эгмонт», «К далекой возлюбленной», «К Элизе»

  Музыкальные жанры: Опера, пьеса, симфония, вокальный цикл, увертюра, соната

      Произведения для фортепиано:

  

       « Патетическая» соната № 8, « Лунная» соната № 14, соната                «Аппассионата» № 23

       Их тональность: фа минор, до диез минор, до минор

Музыкально-поэтическая пауза

Слушание музыки

 Л. Бетховен. Соната « Аппассионата», 1-я часть (фрагмент)

             М. Пляцковский.  «Аппассионата» 

               Бетховен…  Аппассионата…
        И взорван порох тишины.
             Мне самому понять всё надо.
         Мне объясненья не нужны.

             Товарищ лектор, не спешите
                  Растолковать, что там к чему.
                    Пусть звёзды кружатся в зените,
   Ночную прожигая тьму.

                  Пускай в ушах гудит протяжно.
              Ветрами схваченный простор.
      И разве это очень важно –
              Знать, где минор и где мажор?

                      Качнулся мощный взрыв аккорда –
     И подо мною всё быстрей
           Земля плывёт светло и гордо
     Вращаясь вкруг оси своей.

          Товарищ лектор, в кои веки
        Я слышу сам, я слышу сам,
         Как перезваниваются реки,
     Как бродит эхо по лесам.

 Я умоляю вас: не надо,
             Не раскрывайте тайну мне…
            Бетховен… Аппассионата…
 Мы с музыкой наедине.

5-й конкурс «Музыкальная викторина»

1.   Симфония № 5. 1 часть. Тема судьбы.

2. « К Элизе».

3. « Патетическая» соната № 8. 1 часть. Тема вступления.

4. « Лунная» соната. № 14. 1 часть.

5.    Симфония № 9. Финал.

Интересные факты из жизни Бетховена

Бетховен всегда был очень независимым человеком – и в том, что касалось его внешнего облика, одежды, и особенно в том, что касалось его искусства.

       Эту черту характера великого композитора   иллюстрирует   такой случай     (вернее даже, всего лишь одна фраза, сказанная в адрес принца Людвига   Фердинанда). Услышав в Берлине игру принца, Бетховен сделал заслуженный комплимент: « Вы играете не как принц, а как настоящий артист».

В одном из писем Бетховен писал: « Князей существовало и будет существовать тысячи. Бетховен же один».

Под влиянием  Христиана  Нефе Бетховен начал изучать языки   ( французский, итальянский, латинский ), а также философию. Его кумирами стали Шиллер и Гете, а в творчество Шекспира он был просто влюблен.

« Я с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи», - писал композитор.

Первым учителем Бетховена в Вене стал Йозеф Гайдн, по достоинству оценивший талант молодого композитора. « Со временем Бетховен займет место одного из величайших композиторов Европы, а я буду гордиться правом  называть себя его учителем»,- говорил Гайдн.

Бесконечные наполеоновские войны, оккупация Вены, массовый отъезд   из столицы Австрии - на  фоне этих событий приходится работать Бетховену. И вот судьба возносит его на вершину прижизненной  славы. «Битва при   Виттории» - сочинение на очень популярную военную тему. Исполнял его симфонический оркестр, усиленный двумя военными оркестрами. Различные приспособления воспроизводили ружейную и пушечную пальбу. Это произведение имело огромный успех у публики! Мода, именно мода на Бетховена растет с каждым днем.

6-ой конкурс «Логические ряды»

« Что лишнее»

      1. Симфония, квартет, этюд, соната, опера.

           2. 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, 5 концертов для фортепиано         с оркестром, 5 опер.

   3. «Аврора», « Аппассионата», « Пасторальная», «Патетическая».          

7-ой конкурс «Согласны ли вы с такими высказываниями?»

1. На формирование мировоззрения Бетховена огромное влияние оказали идеи Великой Французской буржуазно-демократической революции 1789 года  ( Да)

2. В творчестве композитора впервые появился новый музыкальный  жанр - программная одночастная увертюра ( Да)

3. Называют ли Бетховена «отцом» симфонии и квартета ( Нет)

4. В финале симфонии № 5 к исполнительскому составу симфонического оркестра композитор добавляет флейту-пикколо, тромбоны и контрафаготы (Да)

5. Симфония № 5 относится к героико-драматическому типу симфонизма   ( Да)

Музыкальная пауза

Людвиг ван Бетховен. «Менуэт»

(исполняет ученица 6-А класса Годовиченко Анастасия,

 партия фортепиано - Боброва И.В.)

8-ой конкурс «Игра со зрителями»

1. Произведений данного жанра Й. Гайдн написал более 100, Моцарт – 41, а Бетховен - 9.   О каком музыкальном жанре идет речь? (Симфония)

2. Сколько групп музыкальных инструментов составляет основу симфонического оркестра? (4)

3.  Перечислите группы симфонического оркестра.

4. Сколько частей включает в себя симфонический цикл? ( 4 )

5. Сколько частей включает в себя  сонатный  цикл? ( 3 )

6. В какой форме пишется 1-я часть сонаты или симфонии? ( в  форме сонатного allegro)

7. В семи из девяти симфоний Бетховена 3-я часть называется скерцо. Какое название она носила до Бетховена? ( Менуэт)

8. Как переводятся на русский язык слова:

Симфония, Соната, Увертюра, Концерт?

Поэтическая пауза

Перси Биши Шелли. «Музыка»

Умолкли музыки божественные звуки,

Пленив меня на миг своим небесным сном.

Вослед моей мечте я простираю руки,

Пусть льется песня вновь серебряным дождем.

Как выжженная степь  ждет ливня и прохлады,

Я страстно звуков жду, исполненных отрады!

О, гений музыки! Растет тоски волна!

Пошли созвучий мне живое сочетанье:

Я светлый кубок свой не осушил до дна,

Я в сердце не убил безбрежное страданье!

Еще, еще молю! Как шумный водопад,

Пошли мне звонких струй блистательный каскад!

Фиалка нежная тоскливо ждет тумана,

Чтоб чашечку ее наполнил он росой;

Так точно жажду я минутного обмана

Созвучий неземных с их дивною красой.

И вот они звенят…  Я с ними вновь сливаюсь…

Я счастлив…  Я дрожу… Я плачу…  Задыхаюсь…                                  

Слушание музыки

Людвиг ван Бетховен. Симфония № 9, «Ода к радости»

Заключительный этап игры

Подведение итогов;
Награждение команд;
Награждение игроков в зале.

Конкурс «Музыкальный эрудит» по творчеству Людвига ван Бетховена

Скачать конспект (79.5Kb)



Автор разработки: Боброва И. В., Тишкина И. А.

Учебный предмет: Музыка

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 760 | Загрузок: 115 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Бетховен

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»