Главная » Разработки уроков » Музыка

Фредерик Шопен – душа фортепиано

Цели и задачи урока:

расширить знания учащихся о жизни и творчестве Ф. Шопена;
дать определения понятий «скерцо» и «ноктюрн»;
учить детей глубоко эмоционально воспринимать инструментальную (фортепианную) музыку, понимая ее характер;
расширить представление учащихся о жизненном содержании музыки, осознавая ее преобразующую силу;
способствовать развитию художественно-образного мышления учащихся;
развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся;
воспитывать художественно-ценностное отношение к искусству и к музыке в частности.

Оборудование:

мультимедийная доска, фортепиано, магнитофон, диски;
портрет Ф. Шопена, фотографии;
фонозаписи произведений Ф. Шопена: Ноктюрн си-мажор, Скерцо си-бемоль-мажор;
карточки для групповой работы.

Тип урока: комбинированный.

                                      Ход урока

Дети входят в класс под музыку вальса  ми – минор Ф. Шопена

(диск фонохрестоматии по  слушанию музыки 6 класс.

 Трек № 7)

Музыкальное приветствие.

Организационный момент.

            Снова школа распахнула двери!

            Как обычно, собрались мы  на урок.

            Путешествовать нас  в  музыкальном мире

            Отправляет школьный наш звонок.

            Урок сегодня вам покажется обычным,

             Но многому научит снова нас

             И музыкой великого Шопена

             Я непременно заинтересую вас.

Изучение нового материала.

     Слайд  №1.

З.1 Вступительное слово учителя

Итак, с вашими волшебными улыбками, с хорошим настроением, с помощью приобретенных ранее  знаний, путешествуя дальше по теме: «Музыка как язык чувств», мы   рассмотрим сегодня  тему:

 «Фредерик  Шопен – душа фортепиано».

Немного кто из выдающихся композиторов, чьи имена вписаны в историю мировой культуры, завоевали настолько горячее признание и живой отклик в сердцах миллионов слушателей во всем мире, как  Фредерик Шопен.  Гениальный музыкант, вдохновенный певец родной Польши, несравненный «поэт фортепиано», открывший для будущих музыкантов неограниченные возможности инструмента, Шопен – один из всеми любимих композиторов человечества.

  Слайд  №2

«Таинственный, как дьявол, женственный и мужественный, непонятный и  всем понятный, трагичный Шопен, - С. Рихтер.

  

Слайд   № 3

     Фредерик Шопен – не только великий композитор, но и замечательный пианист. И в той, и в другой области Шопен  сказал свое слово: обогатил музыку новым содержанием и образами,  раскрыл ее новые, неизвестные до того времени выразительные возможности, ввел новые приемы пианистического исполнительства.

 Слайд     № 4.

   Великий современник Шопена Р. Шуман писал: «Если бы могучий повелитель Севера (речь идет о русском царе Николае I) знал, какой опасный враг угрожает ему в произведениях Шопена, в столь простых мелодиях мазурок,  он запретил бы исполнение этой музыки.  Произведения Шопена – это пушки, прикрытые цветами.

Слайд  № 5.

Шопена называют певцом фортепиано. Он не писал ни симфоний, ни опер. Большинство его произведений – полонезы, мазурки,  вальсы, этюды, прелюдии, экспромты, баллады, сонаты – написаны для фортепиано. Но и этого оказалось достаточным, чтобы вывести польскую музыку на передний край европейского искусства.

Музыкальные мысли Ф. Шопена рождались в фортепианной музыке и предавали разнообразные чувства и настроения.

Слайд № 6.

этюды, полонезы, мазурки, прелюдии, ноктюрны, вальсы, экспромты, сонаты, скерцо, песни для голоса и фортепиано.

В каких  же  фортепианных жанрах любил писать музыку композитор? (дети называют)

№ 7.                                            

А теперь  сюрприз. Давайте рассмотрим головоломку.  В ней зашифрованы названия призведений, которые мы прослушаем на уроке. (объяснить детям прием прочтения головоломки).

№ 8.

Вы прочли слова «скерцо» и  «ноктюрн». Знакомы ли вам они? Что  означают? Каков характер и образное содержание призведений этого жанра? Давайте разберемся. Вначале поговорим о жанре фортепианной музики – ноктюрн.  (Дать определение понятию ноктюрн)

            3.2. Слушание музыки. (диск 6класс. Трек № 26)

            Работа в группах.

Прослушав внимательно музыку, каждая группа, по желанию. выполнит  одно из следующих  заданий.

Группа № 1.  Из предложенных отрывков стихотворений русских поэтов выберите тот, который  по характеру соответствует музыке ноктюрна.

                                     

                                                  ***

                         Ярко звезд мерцанье  в синеве небес

                         Месяца сиянье падает с небес.

                         В зеркало залива сонный лес глядит

                         В чаще молчаливой темнота лежит.

                                                      

                                                                        Иван Никитин

                                                      ***

                       В небесах торжественно и чудно

                       Спит земля в сияньи голубом  …

                       Что же мне так больно и так трудно?

                       Жду ль чего, жалею ли о чем?

                                                                       Михаил Лермонтов

                                        ***

                          Ночь. Вокруг тишина

                          В природе все спит

                          Своим блеском луна

                          Все вокруг серебрит

                                                     Сергей Есенин.

Слайд   № 9.

Группа № 2.  Из предложенных иллюстраций выберите ту, которая соответствует характеру музыки.

Группа № 3.  Из предложенных слов – характеристик выберите те, которые соответствуют характеру музыки. Возможен собственный выриант ответа.

Покой, тревога, романтический восторг, драматический накал, торжественно - печальный образ.

После прослушивания музыки ребята выполняют полученные задания.  

3.3 Обсуждение выполненной учащимися  работы.

Подвести учащихся к самостоятельному выводу.

Вывод.  Слайд № 10

Вывод: Композитор-новатор вышел за рамки традиционного содержания ноктюрна, обогатив его настроениями сильных и ярких душевных переживаний.

3.4.  Продолжение изучения нового материала

Слайд № 11.

Жизнь композитора в Париже.

Париж встречает Шопена восторженно. Публичный концерт композитора 26 февраля 1832 года прошел с огромным успехом. Отныне каждое выступление Шопена будет триумфом композиторского и исполнительского гения автора.

В салоне Шопена можно было встретить таких известных деятелей европейской культуры как Ф. Листа, Г. Берлиоза, П. Виардо, Г. Гейне, А. Мицкевича и известную писательницу того времени Жорж Санд.

Девять лет дружбы с Жорж Санд были периодом плодотворной творческой деятельности Шопена. Но все же союз этих двух великих личностей распался из за осложнившихся отношений между ними.

3.5. Слушание музыки.

Слайд № 12.

Сейчас мы прослушаем еще одно произведение композитора. Его скерцо.

( диск 6 класс. Трек № 25)

Прослушав музыку скерцо, ответьте на следующие вопросы:

Сохраняет ли композитор шутливый характер музыки?

Из предложенных образов выберите те, которые вы ощутили в музыке.

 (шутливый, грациозный, светлый, романтический, настроения бури и натиска)

3.6.  Обсуждение характера музыки и ее образного содержания.

Слайд № 13.

А теперь продолжите предложение.

 Отражая в своих произведениях глубокие чувства и переживания,    Ф. Шопена по - праву можно назвать композитором …(импрессионистом, романтиком, классиком).

(Учитель комментирует ответы учащихся)

Слайд № 14.

Как пианист – Шопен мог исполнить на фортепиано музыку любого уровня сложности. Инструмент в его руках мог звучать филигранно утонченно, а мог звучать как целый симфонический оркестр.

Подобно украинскому композитору  Н. В. Лысенко, Шопен стал основоположником польской классической музыки,  создав на основе народных танцев и песен  высокохудожественные своеобразные  произведения.

Слайд № 15. 

В 1835 году Шопен тяжело заболел. Вернуться на Родину  композитору  так и не удалось. Умирая в Париже в октябре  в 1849 году Шопен  попросил отвезти его сердце на Родину.  Воля композитора была исполнена. Захороненное в костеле Святого Креста сердце великого певца Польской земли стало святыней его народа.

Слайд № 16.

И теперь, приезжая в Варшаву из разных городов и стран, люди снова идут к костелу Святого Креста. Чтобы молча постоять у скромной каменной плиты, на которой огнем горят слова: «Там сердце мое, где моя Родина».

Вокально-хоровая работа.

Разучивание украинской песни-колядки «Добрий вечір тобі, пане господарю».

Этапы работы над песней.

       4.1. Вступительное слово учителя.

Каждый народ имеет свою музыкальную культуру, свои песни и танцы. Многие профессиональные композиторы, а среди них Ф. Шопен, Н. Леонтович, П. Чайковский, использовали народные мелодии в своих произведениях. Не зря Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музики говорил: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

 А какие украинские народные  песни зимного периода  знаете вы? (Выслушать ответы детей).

Более подробно о празднике Рождества,  о колядках и щедривках мы поговорим на следующем уроке, а сегодня давайте разучим одну из колядок. Итак, прослушайте колядку «Добрий вечір тобі, пане господарю»

      

       4.2. Иллюстрация песни, определение  ее характера.

4.3. Прочтение текста с выразительной речевой интонацией.

4.4. Эскизное пропевание песни.

Подведение итога работы.  Тестирование учащихся.

(Тестирование учащихся проходит в устной форме с помощью карточек, на каждой из  которых написана одна цифра 1, 2. 3, …  На данном уроке количество карточек с цифрами  должно быть не менее 8, т. е. по количеству предполагаемых ответов).

Слайд № 17.                  Тест № 1.

 Закончите предложение.
 Ноктюрн – это …

народная песня, распространенная в Западной Европе;
вокальное произведение для голоса в сопровождении гитары;
лирическая пьеса с распевной широкой мелодией

Слайд № 18                Тест № 2

Из перечисленных музыкальных жанров назовите любимые жанры композитора

1. этюд;

2. симфония;

3. ноктюрн;

4. кантата;

5. опера;

6. прелюдия;

7. соната;

8. скерцо

Слайд № 19.                    Тест № 3

Назовите любимый музыкальный инструмент
 Ф. Шопена

1. гитара;

2. фортепиано;

3. скрипка;

4. виолончель

Слайд № 20.                       Тест № 4

В каком городе покоится сердце великого композитора?

1. Краков

     2. Варшава

     3. Вроцлав

Слайд № 21                           Тест № 5

Из предложенного перечня календарно-обрядовых песен выберите песни зимнего периода.

Ой на горі та й женці жнуть
Ішов Миколай лужком-бережком
Ой у лузі червона калина
Добрий вечір тобі, пане господарю
Щедрик

     Слайд № 22                            Тест № 6

Каков характер песни «Добрий вечір, пане господарю»?

Лирический.
Радостный, торжественно-приподнятый
Взволнованный.
Спокойный.

   

     Слайд № 23.

Домашнее задание.

В различных видах искусства  найдите иллюстрации о жизни и творчестве композитора Ф. Шопена.

 Заключение.

                    Вот и прозвенел звонок,

                    Завершаем наш урок

                    Пусть вам солнце усмехнется,

                    Пусть вам весело живется!

 Я благодарю вас, ребята, за вашу активную работу,  за  искренность ваших чувств и  ваше  творчество.

Литература:

Н. Колосова. «Здравствуй, музыка» - рассказы о композиторах разных времен.

Стихи русских поэтов.

Фредерик Шопен – душа фортепиано

Скачать конспект (1.20Mb)



Автор разработки: Далакишвили Татьяна Васильевна

Учебный предмет: Музыка

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1155 | Загрузок: 131 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Шопен

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»