Главная » Разработки уроков » Математика

Урок математики в 6 классе с использованием ИКТ и Smart-технологий на тему: «Сложение рациональных чисел»

Цели и задачи урока:

         Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах сравнения и сложения рациональных чисел; закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений; добиться понимания и воспроизведения  алгоритмов сложения  рациональных чисел, умения переносить свои знания в новую нестандартную ситуацию, овладения математической терминологией.

         Развивающие: формировать навыки самостоятельной работы, вычислительные навыки; развивать логическое мышление,  расширить кругозор.

         Воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности, культуры общения.

         Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков учащихся.

         Оборудование: мультимедийный комплекс (интерактивная доска «Panasonic»),  компьютерный класс,  дидактический материал.

         Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Сообщение темы, мотивация, постановка задачи – 1 мин.
  3. Актуализация опорных знаний – 3 мин.
  4. Решение задач – 35 мин.
  5. Итоги урока, инструктаж домашнего задания – 5 мин.

Ход урока:

         I. Организационный момент: (психологический настрой учащихся).

- Здравствуйте, ребята!

Наш урок хочется начать с такого пожелания…

Желаю работать, желаю трудиться,

Желаю успехов сегодня добиться.

Ведь в будущем это вам всё пригодится.

- И поэтому, ребята, эпиграфом нашего урока будет высказывание великого французского математика и физика Жана Батиста Жозефа Фурье:

“Математика представляется силой человеческого духа,
призванной вознаградить нас за несовершенство наших чувств и за краткость нашей жизни”.

         II. Сообщение темы, мотивация, постановка задачи.

- Тема нашего урока «Сложение рациональных чисел».

- На сегодняшнем уроке мы должны с вами обобщить и систематизировать знания по данной теме и показать умение применять их при выполнении различных заданий.

         III. Актуализация опорных знаний

Блиц-опрос  (Слайд2)

  1. Как сравнить числа, используя числовую прямую?
  2. Как  сравнить положительное и отрицательное число?
  3. Как сравнить отрицательное число и ноль?
  4. Как сравнить положительное число и ноль?
  5. Как сравнить два отрицательных числа?

IV. Решение задач.

Задание1. (Слайд 3)

- Начнем урок с устной работы (самопроверка).

             3,78            3,781

 

        7,583         7,583

 

             1,4                0,2

 

      0,628         0,627**

 

            4,264           4,2643

 

     9,43            2,3

 

             8,2**           8,6**

 

      6,21            8,1

 

                 0                12,5

 

      10,9              0

 

Задание 2. (Слайд 4)

Работа в режиме «ученик - класс»

Задание 3. (Слайд 5)

Самостоятельная работа, взаимопроверка

Вариант1

 

Вариант 2

 

24 + (  24) =

 

25 + ( 6,5) =

 

4,8 + ( 2) =

 

2,5 + ( 2,3) =

 

50 + 60      =

 

48 + (30)   =

 

10 + ( 3,4)     =

 

0,2 + ( 10) =

 

14 + 14     =

 

28 + 28       =

 

Задание 4. (Слайд 6)

-  На доске и на ваших карточках, ребята, даны примеры. Здесь зашифровано имя математика Древней Индии, который ввел в обиход отрицательные числа. Кто этот математик? Ответить на этот вопрос вы можете, решив примеры, записав в таблицу ответы в порядке возрастания с соответствующими буквами.

П

–5 + 10

5

Б

–11 + (–3)

– 14

А

1 ,5 + 2,5

4

А

– 8,3 + 3

– 5,3

М

4 + (–10)

– 6

А

– 24 + 49

25

Х

– 10, 7 + 3,5

– 7,2

А

– 2 + (–5,5)

– 7,5

Р

– 19 + 10

- 9

Г

6,9 + (– 6,9)

0

Т

– (– 7) + 4,5

11,5

-14

-9

-7,5

-7,2

-6

-5,3

0

4

5

11,5

25

Б

Р

А

Х

М

А

Г

У

П

Т

А

- Вы получили имя индийского математика Брахмагупта.

         - Послушаем, ребята, сообщение об истории возникновения положительных и отрицательных чисел.

Историческая справка (сообщение учащегося)

         В индийской математике отрицательные числа впервые встречаются у Брахмагупты в VII веке. Ученый пользуется толкованием положительных и отрицательных чисел как имущества, а отрицательных как долга.

         К созданию понятия отрицательного числа китайские ученые подошли раньше математиков других народов, во II в. до н. э. Положительные количества в китайской математике называли “чжен”, отрицательные – “фу”. Их изображали разными цветами: “ чжен” - красным, “ фу” - черным.

         Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIXв., когда была развита строгая теория положительных и отрицательных чисел.

С большим трудом завоевали себе место в математике отрицательные числа.

Доклад физика (сообщение учащегося)

             Проведем опыт: возьмем несколько кусочков бумаги и сухую пластмассовую расческу. Два, три раза проведем расческой по волосам. Вы услышите легкое потрёскивание. Затем медленно поднесем расческу к кусочкам бумаги. Вы увидите, что бумажные кусочки сначала медленно прилипают, а затем медленно отлипают. В нашем опыте проявляются силы притяжения и силы отталкивания. Это электрические силы, они связаны с электрическими зарядами. Заряды бывают положительные и отрицательные. Заряды одного знака отталкиваются, а заряды разных знаков притягиваются. Исторически сложилось так, что заряд на расческе называется отрицательным. Подробно с этим познакомимся на уроках физике.

Доклад историка (сообщение учащегося)

           Положительные и отрицательные числа применяются и в истории, когда говорят о времени: до нашей эры, Рождество Христово, наша эра. На языке положительных и отрицательных чисел слова “до нашей эры” можно заменить знаком “минус” (отрицательное число), “Рождество Христово” – “нулем” (начало отсчета). Слово “наша эра” – знаком “плюс” или положительным числом.

 Задание 5. Минута релаксации. Физическая минутка. (Слайд 7)

Задание 6. Решение практических задач.

(Слайды 8 – 11) Групповая работа

  1. Приборы радиозонда, выпущенного над Крымскими горами в стратосферу, зафиксировали температуру  84°С. В это же время температура воздуха на поверхности Земли составляла  +21°С. На сколько градусов температура воздуха на поверхности Земли была выше, чем в стратосфере?   
  2. Летом в Антарктиде средняя температура воздуха  15ºС, зимой иногда понижается на 74,2ºС.  Какой бывает температура воздуха в Антарктиде зимой?
  3. В горах Тянь-Шань зимой температура воздуха опускается до  45ºС, а летом температура бывает на 101º выше этой. Какой бывает температура воздуха в горах Тянь-Шань летом?
  4. Можно ли самую высокую гору Земли утопить в океане?

Задание 7. Решение тестовых заданий на компьютерах. (Слайд 12)

Используем тесты Программы «Понятная математика 5-6 класс»

Раздел «Рациональные числа», задания №121, 122

         V.Домашнее задание (инструктаж учителя).

Учебник Математика 6 класс, А.Г. Мерзляк , § 30-33, повторить определения, формулы и правила.

А №961,967

Б №965,973

В №974

VІ. Итоги урока

 Оцените свою деятельность на уроке.

 

Приложение 1.      Карточка для ученика.

Число_______________________        Фамилия_______________________________

Тема урока: «Сложение рациональных чисел».

Желаю работать, желаю трудиться,

Желаю успехов сегодня добиться.

Ведь в будущем это вам всё пригодится.

Блиц-опрос

Решение задач

Задание 1. Сравни числа (самопроверка)

             3,78            3,781

 

        7,583         7,583

 

             1,4                0,2

 

      0,628         0,627**

 

            4,264           4,2643

 

     9,43            2,3

 

             8,2**           8,6**

 

      6,21            8,1

 

                 0                12,5

 

      10,9              0

 

Задание 2.  Прояви смекалку!

Задание  3. Реши самостоятельно (взаимопроверка)

Вариант1

 

Вариант 2

 

24 + (  24) =

 

25 + ( 6,5) =

 

4,8 + ( 2) =

 

2,5 + ( 2,3) =

 

50 + 60      =

 

48 + (30)   =

 

10 + ( 3,4)     =

 

0,2 + ( 10) =

 

14 + 14     =

 

28 + 28       =

 

Задание 4 . Реши пример и расположи числа в порядке возрастания. Получишь имя математика Древней Индии, который ввел в обиход отрицательные числа.

 

 

ОТВЕТ

Числа в порядке возрастания

Слово

П

 5+10

     

Б

– 11+(– 3)

     

У

1,5 + 2,5

     

А

– 8,3 + 3

     

М

4 + (– 10)

     

А

– 24 + 49

     

Х

– 10, 7 + 3,5

     

А

– 2+(– 5,5)

     

Р

– 19 + 10

     

Г

6,9 + (– 6,9)

     

Т

– (– 7) + 4,5

     

Задание 5. Физкультминутка

Задание 6. Решение практических задач

Первая группа. Приборы радиозонда, выпущенного над Крымскими горами в стратосферу, зафиксировали температуру -84° С. В это же время температура воздуха на поверхности Земли составляла +21 °С. На сколько градусов температура воздуха на поверхности Земли была выше, чем в стратосфере?  Ответ: ______________________.

Вторая группа. Летом в Антарктиде средняя t0 воздуха (-150), зимой иногда понижается на 74,20. Какой бывает температура воздуха в Антарктиде зимой? Ответ: ____________.

Третья группа. В горах Тянь-Шань зимой t0 воздуха опускается до -450, а летом t0 бывает на 1010 выше этой. Какой бывает t0 воздуха в горах Тянь-Шань летом? Ответ:_____________ .

Вопрос-шутка. Можно ли самую высокую гору Земли утопить в океане?

Задание 7. Решение тестовых заданий на компьютерах.

Используем тесты Программы «Понятная математика 5-6 класс»

Раздел «Рациональные числа», задания №121, 122.

 Домашнее задание § 30-33, повторить определения, формулы и правила.

А №961,967;    Б №965,973;   В №974

Урок математики в 6 классе  с использованием ИКТ и Smart-технологий на тему: «Сложение рациональных чисел»

Скачать конспект (9.25Mb)



Автор разработки: Масанська Татьяна Васильевна

Учебный предмет: Математика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2352 | Загрузок: 209 | Комментариев: 0

Ключевые слова: рациональные числа

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»