Главная » Разработки уроков » Математика

Итоговый урок по теме «Арифметическая прогрессия»

Цели урока:

Образовательные цели:

  • проверка и  коррекция  знаний, умений и навыков учащихся, связанных с решением задач по теме "Арифметическая прогрессия";
  • преодолеть в сознании учащихся представлений об оторванности данного материала от жизни и практики.

Развивающие цели:

  • развитие исследовательских навыков учащихся, умений анализировать полученные данные и делать выводы;
  • развитие умений осуществлять самопроверку и взаимопроверку, работу в группах;

Воспитательные цели:

  • формирование таких качеств личности, как ответственность, организованность, честность, дисциплинированность;
  • воспитание культуры общения, культуры диалога.

Задачи учителя на уроке:

  1. проконтролировать знания основных формул арифметической прогрессии;
  2. оценить умения решать ключевые задачи по данной теме;
  3. проверить навыки учащихся по применению своих знаний в ходе решения нестандартных задач;
  4. развить представления учащихся об использовании арифметической прогрессии в окружающей их жизни;
  5. продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.

Задачи учащихся на уроке:

  • устранить пробелы в знаниях;
  • применять знания в нестандартной ситуации (решение задач прикладного содержания).

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Номера, в которых возникли проблемы, решить на доске.

Эпиграф урока:
Желаю работать,

Желаю трудиться,

Желаю успехов сегодня добиться.

Ведь в будущем всё это вам пригодится.

И легче в дальнейшем вам будет учиться (слайд № 1)

III. Актуализация знаний

1.Вопросы классу:  (формулы писать друг под другом)

  1. Что называется арифметической прогрессией?  Приведите пример.
  2. Как называется число, которое мы постоянно прибавляем? Как найти данное число? На доске написать формулу  d=an+1-an
  3. Какие свойства арифметической прогрессии вы знаете? Написать на доске Св-во1:

Св-во2: про сумму крайних членов ар. пр.

  1. Чему равен n-ый член арифметической прогрессии? На доске написать формулу an=a1+d(n-1)
  2. Как найти сумму первых n членов арифметической прогрессии? На доске написать формулу

2.Заполнить пропуски в формулах

(слайд №2)

3.Проверочная работа. (слайд № 3)

Вариант I.

№1

№2

№3

№4

№5 Найти сумму ста первых четных чисел

Вариант II.

№1

№2

№3

№4

№5 Найти сумму ста первых нечетных чисел

   

Решение: (слайд № 4)

IV. Физминутка.

  1. расслабление глаз 2) расслабление туловища.

Притча о царе. Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подозвал их всех к огромному замку. "Кто откроет этот замок без ключа, тот и будет первым помощником". Но никто из них даже не притронулся к замку. Лишь один подошёл и дёрнул замок, который тут же открылся, он не был закрыт на ключ.

Тогда царь сказал: "Ты будешь первым помощником, потому - что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку".

V. Решение задач практической направленности.

Задачи решаются группами по 4 человек.

Задача № 1 (слайд № 5)

При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основание положить 12 бревен?

Решение:

12+(n-1)(-1)=1

12-n+1=1

n=12

Ответ: 78 бревен в одной кладке.

Задача №2  (слайд № 6)

Свободно падающее тело проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло дна шахты через 5 секунд после начала падения"

Решение:

Ответ: глубина шахты 122,5 м.

Один из учащихся представляет решение у доски, остальные участники групп проверяют решение в рабочих тетрадях, задают по необходимости вопросы.

Задача №3  (слайд № 7)

Древнейшая задача о делении хлеба.

Сто мер хлеба разделить между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвёртый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, двое первых должны получить в 7 раз меньше трёх остальных. Сколько нужно дать каждому?

Решение:

у- разность арифметической прогрессии

Доля первого   –  х

доля второго   –  х + у

доля третьего   –  х + 2у

доля четвертого  –   х + 3у

доля пятого   –  х + 4у

На основании условий задачи составим следующие два уравнения:

х + (х + у) + (х + 2у) + (х + 3у) + (х + 4у) = 100

7((х + (х + у)) = (х+2у) + (х+3у) + (х+4у)

После упрощений

Решив систему, получаем:

x =

y =  

 Следовательно, хлеб должен быть разделен на следующие части:

Задача №4 (слайд № 8)

Курс воздушных ванн начинает с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 15 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин?

Решение

1ч45мин=105 минут

an=a1+d(n-1)

105=15+15(n-1)

n-1=6

n=7

Ответ: 7 дней

VI. Домашнее задание: (слайд № 9)

а)Творческое: найти задачи, связанные с арифметической прогрессией из различных областей: физики, медицины и т.д.

б) по учебнику

VII. Итог урока.

  1. В течение урока мы повторили основные формулы арифметической прогрессии.
  2. Показывали применение этих формул в стандартных и нестандартных ситуациях, тем самым вели подготовку к дальнейшей контрольной работе и успешной сдачи итоговой аттестации.

Итоговый урок по теме «Арифметическая прогрессия»

Скачать конспект (1.45 Mb)



Автор разработки: Овсиенко Виктория Сергеевна

Учебный предмет: Математика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 542 | Загрузок: 191 | Комментариев: 0

Ключевые слова: арифметическая прогрессия

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»