Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель урока:1.Познакомить учащихся с датским сказочником Х.К.Андерсеном. 2. Раскрыть великую силу любви и дружбы в сказке «Снежная королева», показать силу воли и мужество, проявленное Гердой во время поисков Кая. 3. Воспитывать у учащихся любовь к чтению сказок, к умению ценить и беречь дружбу, быть смелым и мужественным, воспитывать в себе красоту и доброту сердца души. Оборудование: Портрет Х.К.Андерсена. Карта путешествия «Герда в поисках Кая» (на ней изображена река, ворон, замок, домик, царица), рисунки учащихся, мультимедийный проектор, презентация к уроку. Эпиграф к уроку: Добро, истина, красота побеждают.
Ход урока: I. Постановка целей и задач урока. II. Работа над темой урока. (портрет Х.К.Андерсена) 1.Слово учителя. Во всём мире трудно найти человека, которому было бы незнакомо имя великого датского сказочника. Был он хорошо известен и при жизни. Это был человек с высоко развитым воображением. И когда бывало он что-то сочинял, то настолько входил в роль, что забывал обо всём его окружающем. А теперь из подготовленных вами сообщений мы ещё больше узнаем о жизни датского сказочника Х.К. Андерсена. 1. Ученик. Однажды, это было более сто лет тому назад, в одной шотландской гостинице путешественник забыл в номере трость. Хозяин гостиницы привязал к трости записку: «Датскому писателю Х.К. Андерсену» и отнёс её на почту. Почта приняла посылку с таким адресом и доставила её забывчивому путешественнику. Учитель. Потому что уже тогда весь мир знал этого необыкновенного человека. Конечно же, многим из вас тоже знакомо имя Х.К. Андерсена. 2. ученик. Родился будущий писатель в бедной семье. Первыми впечатлениями его детства были чёрные руки сапожника -отца и красные от нескончаемой стирки руки матери. Отец страдал от сознания того, что не может дать мальчику образование, и, чтобы хоть как-то упрочить материальное положение семьи, отправился в наполеоновскую армию. Спустя короткое время он вернулся больной, почти нищий, и вскоре умер, оставив жену и сына без средств. 3. ученик. С трудом Андерсену удалось поступить в гимназию. Учение ему давалось нелегко, потому что он голодал, но Андерсен мужественно боролся с голодом, холодом и нищетой. Особенно трудно приходилось мальчику в долгие северные зимы, которыми, казалось, не будет конца. Спустя много лет он вспомнит суровую северную зиму и опишет её в «Снежной королеве». 4. ученик. Кончив гимназию, Андерсен в 23 года поступил в университет. Окончив его он целиком посвятил себя творчеству. Писателю пришлось много трудиться, чтобы завоевать привязанность и любовь читателей. А читатель у него особенный – ребёнок. Учитель. Да, встреча каждого человека, и ребенка, и взрослого, со сказками Андерсена всегда большой праздник. Вот как рассказывает о своем первом знакомстве с ним известный русский писатель Константин Георгиевич Твардовский: 5. ученик. – Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Андерсена. Я сел под елкой и раскрыл книгу. Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака и оловянные солдатики стояли на часах, снимая длинные ружья. Я начал читать и удивительно, я потерял счет времени и забыл об окружающей меня действительности, не обратил внимания даже на наряженную елку. Человеческая доброта и нежная любовь исходила от страниц этой книги. Учитель. 50 лет писал Андерсен сказки для детей. Любимым временем года для Андерсена была зима, поэтому очень много сказок он написал зимой, в разгар детских елочных праздников. Одной из самых поэтичных и красивых явилась «Снежная королева». А теперь предоставим слово нашему гиду, который выступит в роли экскурсовода. Выходит мальчик – ГИД (с учебником) Снежная королева – сказка в семи рассказах. Рассказ I, где речь идет о зеркале и его осколке. – Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так, вот 1. ученик. Жил-был тролль, злющий -презлющий, попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось до нельзя, всё же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. … Однажды это зеркало полетело на землю и разбилось в дребезги. Осколки наделали еще больше бед, чем само зеркало. Они попадали, случалось людям в глаза, и так там и оставались. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда. А по свету летало еще много осколков зеркала. (Герда и Кай) ГИД. Рассказ второй «Мальчик и девочка» В большом городе жили двое бедных детей, в коморке под самым чердаком, но у них был садик, чуть побольше цветочного горшка. Вот они – эти дети. Кто же они? (инсценирование «Герда и Кай») Девочка. Я- Герда. Мальчик. Я- Кай. Девочка. Хотя мы и не родные, но любим друг друга, как брат и сестра. Мальчик. Наши родители жили в Мансардах смежных домов. Летом нам позволяли ходить друг к другу в гости по крыше и сидеть на скамеечке под розами. Девочка. А зимой нам надо спускаться на много-много ступенек вниз, а затем подниматься на столько же вверх. А зимой, как вы знаете, на дворе порхают снежинки. Мальчик. Это роятся белые пчелки - так говорила нам бабушка. А мы спрашивали, есть ли у них Королева? Есть - отвечала нам бабушка - её зовут Снежная королева. Девочка. А Снежная королева не может войти сюда? Мальчик. Пусть -ка только попробует! Я посажу её на горячую печку, вот она и растает. Учитель. А Снежная королева всё же зашла к ним и унесла с собой Кая, отобрав самое дорогое: память о родных и близких. Как же это сучилось? Ответ учащихся. Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками. На больших башенных часах пробило пять. Кай вдруг вскрикнул. Ему в глаз и в сердце что-то попало. Это были осколки дьявольского зеркала. Хотя ученики тролля утверждали, что только с помощью такого зеркала можно видеть людей и весь мир такими, каковы они на самом деле, но это было не так. Когда людям в глаза попадали осколки, они становились злыми, великое и доброе казалось ничтожным и гадким. И у Кая же сердце превратилось в кусок льда. Боль прошла, а осколки в них остались. Герда плакала. Ей было жалко Кая. Ему даже Герда и розы казались кривыми и безобразными. Однажды, когда они весело гуляли на площадке с детьми, появились белые сани. Кай хотел прокатиться на них. Начался вихрь, Кай весь дрожал от холода. Снежная королева посадила его к себе в сани, завернула его в свою шубу. «Ты все еще мерзнешь?» - спросила она и поцеловала его в лоб. Поцелуй её был холоднее льда. Холод этот дошел до самого сердца. Ему казалось, что он вот-вот умрет. Он перестал мерзнуть, напротив, стало легче. Кай взглянул на неё, она была так хороша! Глаза её сияли, но в них не было ни тепла, ни мира. Он теперь совсем не боялся её и рассказал ей, что знает все 4 действия арифметики, да ещё и с дробями. Знает сколько в каждой стране жителей. Так они полетели во дворец Снежной королевы. Учитель. А что же было с Гердой, когда не вернулся ее верный друг? Ученик. Она страдала и плакала о нем. Куда же делся мой друг? Что с ним? Учитель. Дружба - великое и могучее чувство. Друг всегда придет на помощь другу, выручит в трудную минуту. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть надежный верный друг. – Ребята, кого вы считаете настоящим другом? – Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания? (Герда). А теперь, ребята, пришло время отправиться нам в небольшое путешествие по карте. В пути у нас будут 6 остановок. Каждая остановка носит свое название, которое вы видите на карте. Итак, в путь! Путешествие по карте «Герда в поисках Кая.» (просмотр отрывков из фильма «Снежная королева») 1) На реке 2) В доме волшебницы 3) Встреча с вороном 4) В замке 5) Встреча с принцессой 6) У разбойников Вопросы к учащимся по ходу пересказа. 1.Что убедило вас, что Герда настоящий друг? 2.Захотели бы вы жить в доме волшебницы? 3.Злой или доброй она была? Если добрая то почему не отпускала Герду? Что помогло Герде вспомнить Кая? 4.Почему девочка не осталась в замке принца и принцессы? Слайд-8 Инсценирование встречи Кая и Герды. Герда- Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя! Автор-(Кай взглянул на Герду, а она запела:) Розы цветут… Красота, Красота! Скоро узрим мы младенца Христа. Кай- Герда! Милая моя Герда!... Где же это ты была так долго? Где был я сам?. Он оглянулся вокруг- Как здесь холодно, пустынно! Автор- Кай разрыдался и рыдал так бурно, что осколок выпал у него из глаза, его смыли слёзы. Он Герду. К нему вернулась память, а с нею- и желание вернуться домой. (учитель показывает иллюстрацию коробки на котором они вернулись домой). Учитель. В литературной сказке как и в народной есть описание природы, которая сочувствует добрым героям и помогает им. А в сказке снежная королева природа сочувствует помогает Герде? Можно ли назвать природу действующим лицом в сказке? Исследовательская работа. Приведите примеры, подтверждающие, что природа не безразлична героине, что она сочувствует и страдает. «Природа-действующее лицо в сказке»(работа с текстом сказки). 1) Природа сочувствует и страдает во время похищения Кая? (буря плакала и страдала, дули холодные ветры, выли волки, пролетали с криком чёрные вороны) 2)Помогает Герде во время похищения Кая «…река не захотела взять у девочки её сокровище» розы увяли, что Кай не умер, помогают голуби, олень. 3) Радуется, когда Герда с Каем возвращаются домой: «поют птицы», «деревья покрылись зелёнными почками», «расцветали цветы», «зеленела трава» Обобщающая беседа. 1.Зачем снежной королеве понадобился Кай? (наверное, даже, те у кого «ледяное сердце» страдают от одиночества, им тоже нужен друг.) 2.Можно ли сказать, что эта сказка о горячем и ледяном сердце?) 3. Можно ли сравнить силы Герды и снежной королевы? 4. Что сближает Герду с королевичем Елисеем из сказки А.С.Пушкина? 5.Чем сходны Герда и царевна? 6.Чем же близка снежная королева и царица из сказки А.С.Пушкина? 7.Чем похожи сказки Андерсена и Пушкина, что их объединяет? (их объединяет общая тематика природы и зеркала?) 8.Как сам автор относится к Герде? Прочитайте эпиграф к этому уроку. Объясните его связь со сказкой «Снежная королева» «Добро, истина и красота побеждают» Учитель. Мы с вами сегодня познакомились с героями сказки «Снежная королева». Назовите тех, кто вам больше всего запомнился. Как вы думаете, что нам помогает запомнить литературных героев, не путать их с другими персонажами! (внешность, поступки) Сейчас мы проведём небольшую викторину по сказке «Снежная королева», чтобы проверить хорошо ли вы запомнили её героев. Викторина «Узнай героя» 1. У кого из героев сказки была большая расписанная цветами шляпка и клюка? 2. Его жена не поехала провожать Герду, потому что страдала головной болью. 3.Она была ростом с Герду, но сильнее и шире в плечах. 4. У кого была длинная, жёсткая борода и косматые брови? 5. Бедная девочка осталась одна, без башмаков, без рукавиц. 6. Из льдинок он складывал слова. ГИД Ну, вот и сказке конец! Приятно, что большинство из вас оказались настоящими знатоками сказок Х.К. Андерсена. Обещаю навестить ещё, если когда-нибудь заеду в ваш город. Желаю вам хорошо отдохнуть, а чтобы вы знали ещё больше я советую вам прочитать ещё больше сказок. Задание на дом. Написать рассказ от имени Кая «Что я почувствовал, когда растаяло моё сердце?» |
Автор разработки: Гигинари Ирина Ервандивна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1730 | Загрузок: 248 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |