Главная » Разработки уроков » Литература

Волшебное путешествие в сказочный мир (по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»)

Цель урока:1.Познакомить учащихся с датским сказочником   Х.К.Андерсеном.

             2. Раскрыть великую силу любви и дружбы в сказке «Снежная королева», показать силу воли и мужество, проявленное Гердой во время поисков Кая.

             3. Воспитывать у учащихся любовь к чтению сказок, к умению ценить и беречь дружбу, быть смелым и мужественным, воспитывать в себе красоту и доброту сердца души.

Оборудование: Портрет Х.К.Андерсена. Карта путешествия «Герда в поисках Кая» (на ней изображена река, ворон,  замок, домик, царица), рисунки учащихся,  мультимедийный  проектор, презентация к уроку.

Эпиграф к уроку: Добро, истина, красота побеждают.

                          

                    Ход урока:

I.  Постановка    целей и задач урока.

II. Работа над темой урока.

 (портрет  Х.К.Андерсена)

  1.Слово учителя.

Во всём мире трудно найти человека, которому было бы незнакомо имя великого датского сказочника. Был он хорошо известен и при жизни. Это был человек с высоко    развитым воображением. И когда бывало   он что-то сочинял, то настолько входил в роль, что забывал обо всём его окружающем. А теперь из подготовленных вами сообщений мы ещё больше узнаем о жизни датского сказочника Х.К. Андерсена.

1. Ученик. Однажды, это было более сто лет тому назад, в одной шотландской гостинице путешественник забыл в номере трость. Хозяин гостиницы привязал к трости записку: «Датскому писателю Х.К. Андерсену» и отнёс её на почту. Почта приняла посылку с таким адресом и доставила её забывчивому путешественнику.

Учитель. Потому что уже тогда весь мир знал этого необыкновенного человека. Конечно же, многим из вас тоже знакомо имя Х.К. Андерсена.

2. ученик. Родился будущий писатель в бедной семье. Первыми впечатлениями его детства были чёрные руки сапожника -отца и красные от нескончаемой стирки руки матери. Отец страдал от сознания того, что не может дать мальчику образование, и, чтобы хоть как-то упрочить  материальное положение семьи, отправился в наполеоновскую армию. Спустя короткое время он вернулся больной, почти нищий, и вскоре умер, оставив жену и сына без средств.

3. ученик. С трудом Андерсену удалось поступить в гимназию. Учение ему давалось нелегко,  потому что он голодал, но Андерсен мужественно боролся с голодом, холодом и нищетой. Особенно трудно приходилось мальчику в долгие северные зимы, которыми, казалось, не будет конца. Спустя много лет он вспомнит суровую северную зиму и опишет её в «Снежной королеве».

4. ученик. Кончив гимназию, Андерсен в 23 года поступил в университет. Окончив  его он целиком  посвятил себя творчеству. Писателю пришлось много трудиться, чтобы завоевать привязанность и любовь читателей. А читатель у него особенный – ребёнок.

Учитель. Да, встреча каждого человека, и ребенка, и взрослого, со сказками Андерсена всегда большой праздник. Вот как рассказывает о своем первом знакомстве с ним известный русский писатель Константин Георгиевич Твардовский:    

5. ученик. – Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Андерсена. Я сел под елкой и раскрыл книгу. Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака и оловянные солдатики стояли на часах, снимая  длинные ружья. Я начал читать и удивительно, я потерял счет времени и забыл об окружающей меня действительности, не обратил внимания даже на наряженную елку. Человеческая доброта и нежная любовь исходила от страниц этой книги.

Учитель. 50 лет писал Андерсен сказки для детей. Любимым временем года для Андерсена была зима, поэтому очень  много сказок он написал зимой, в разгар детских елочных праздников. Одной из самых поэтичных и красивых явилась «Снежная королева». А теперь предоставим слово нашему гиду, который выступит в роли экскурсовода.

Выходит мальчик – ГИД (с учебником)

 Снежная королева – сказка в семи рассказах.   Рассказ I, где речь идет о зеркале и его осколке.

– Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так, вот

1. ученик. Жил-был тролль, злющий -презлющий, попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось до нельзя, всё же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже.

… Однажды это зеркало полетело на землю и разбилось в дребезги. Осколки наделали еще больше бед, чем само зеркало. Они попадали, случалось людям в глаза, и так там и оставались. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда. А по свету летало еще много осколков зеркала.

 (Герда и Кай)

       ГИД. Рассказ второй

       «Мальчик и девочка»

В большом городе жили двое бедных детей, в коморке под самым чердаком, но у них был садик, чуть  побольше цветочного горшка. Вот они – эти дети. Кто же они?

             (инсценирование «Герда и Кай»)

Девочка. Я- Герда.

Мальчик. Я- Кай.

Девочка. Хотя мы и не родные, но любим друг друга, как брат и сестра.

Мальчик. Наши родители жили в Мансардах смежных домов. Летом нам позволяли ходить друг к другу в гости по крыше и сидеть на скамеечке под розами.

Девочка. А  зимой нам надо спускаться на           много-много ступенек  вниз, а затем подниматься на столько же вверх. А зимой, как вы знаете, на дворе порхают снежинки.

Мальчик. Это роятся белые пчелки - так говорила нам бабушка. А мы спрашивали, есть ли у них Королева? Есть - отвечала нам бабушка - её зовут Снежная королева.

Девочка. А Снежная королева не может войти сюда?

Мальчик. Пусть -ка только попробует! Я посажу её на горячую печку, вот она и растает.

Учитель. А Снежная  королева всё же зашла к ним и унесла с собой Кая, отобрав самое дорогое: память о родных и близких. Как же это сучилось?

                    Ответ учащихся.

Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками. На больших башенных часах пробило пять. Кай вдруг вскрикнул. Ему в глаз и в сердце   что-то попало. Это были осколки дьявольского зеркала. Хотя ученики тролля утверждали, что только с помощью такого зеркала можно видеть людей и весь мир такими, каковы они на самом деле, но это было не так. Когда людям в глаза попадали осколки, они становились злыми,  великое и доброе казалось ничтожным и гадким. И у Кая же сердце превратилось в кусок льда. Боль прошла, а осколки в них остались. Герда плакала. Ей было жалко Кая. Ему даже Герда и розы казались кривыми и безобразными.  Однажды, когда они весело гуляли на площадке с детьми, появились белые сани. Кай хотел прокатиться на них. Начался вихрь, Кай весь дрожал от холода. Снежная королева посадила его к себе в сани, завернула его в свою шубу. «Ты все еще мерзнешь?» - спросила она и поцеловала его в лоб. Поцелуй её был холоднее льда. Холод этот дошел до самого сердца. Ему казалось, что он вот-вот умрет. Он перестал мерзнуть, напротив, стало легче. Кай взглянул на неё, она была так хороша! Глаза её сияли, но в них не было ни тепла, ни мира. Он теперь совсем не боялся её и рассказал ей, что знает все 4 действия арифметики, да ещё и с дробями. Знает сколько в каждой стране жителей. Так они полетели во дворец Снежной королевы.

Учитель. А что же было с Гердой, когда не вернулся ее верный друг?

Ученик. Она страдала и плакала о нем. Куда же делся мой друг? Что с ним?

                    Учитель.

Дружба -  великое и могучее чувство. Друг всегда придет на помощь другу, выручит в трудную минуту. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть надежный верный друг.

– Ребята, кого вы считаете настоящим другом?

– Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?             (Герда).

А теперь, ребята, пришло время отправиться нам в небольшое путешествие по карте.

В пути у нас будут 6 остановок. Каждая остановка  носит свое название, которое вы видите на карте. Итак, в путь!

    Путешествие по карте «Герда в поисках Кая.»

(просмотр отрывков из фильма «Снежная королева»)

          1) На реке

        2) В доме волшебницы

        3) Встреча с вороном

        4) В замке

        5) Встреча с принцессой

        6) У разбойников

   Вопросы к учащимся по ходу пересказа.

        1.Что убедило вас, что Герда настоящий друг?

        2.Захотели бы вы жить в доме волшебницы?

        3.Злой или доброй она была? Если добрая то почему не отпускала Герду? Что помогло Герде вспомнить Кая?

       4.Почему девочка не осталась в замке принца и

 принцессы?

Слайд-8

     Инсценирование встречи Кая и Герды.

Герда- Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла    тебя!

Автор-(Кай взглянул на Герду, а она запела:)

        Розы цветут… Красота, Красота!

        Скоро узрим мы младенца Христа.

Кай- Герда! Милая моя Герда!... Где же это ты была так долго? Где был я сам?. Он оглянулся вокруг- Как здесь холодно, пустынно!

Автор- Кай разрыдался и рыдал так бурно, что осколок выпал у него из глаза, его смыли слёзы. Он Герду. К нему вернулась память, а с нею- и желание вернуться домой. (учитель показывает иллюстрацию коробки на котором они вернулись домой).

Учитель. В литературной сказке как и в народной есть описание природы, которая сочувствует добрым героям и помогает им. А в сказке снежная королева природа сочувствует помогает Герде? Можно ли назвать природу действующим лицом в сказке?

                  Исследовательская работа.

     Приведите примеры, подтверждающие, что природа не безразлична героине, что она сочувствует и страдает.

     «Природа-действующее лицо в сказке»(работа с текстом сказки).

1) Природа сочувствует и страдает во время похищения Кая? (буря плакала и страдала, дули холодные ветры, выли волки, пролетали с криком чёрные вороны)

2)Помогает Герде во время похищения Кая

«…река не захотела взять у девочки её сокровище»

розы увяли, что Кай не умер, помогают голуби, олень.

3) Радуется, когда Герда с Каем возвращаются домой:

«поют птицы», «деревья покрылись зелёнными почками», «расцветали цветы», «зеленела трава»

                  Обобщающая беседа.

1.Зачем снежной королеве понадобился Кай?

(наверное, даже, те у кого «ледяное сердце» страдают от одиночества, им тоже нужен друг.)

2.Можно  ли сказать, что эта сказка о горячем и ледяном сердце?)

3. Можно ли сравнить силы Герды и снежной королевы?

4. Что сближает Герду с королевичем Елисеем из сказки А.С.Пушкина?

5.Чем сходны Герда и царевна?

6.Чем же близка снежная королева и царица из сказки А.С.Пушкина?

7.Чем похожи сказки Андерсена и Пушкина, что их объединяет?

(их объединяет общая тематика природы и зеркала?)

8.Как сам автор относится к Герде?

        Прочитайте эпиграф к этому уроку.

   Объясните его связь со сказкой «Снежная королева»

      «Добро, истина и красота побеждают» 

Учитель. Мы с вами сегодня познакомились с героями сказки «Снежная королева». Назовите тех, кто вам больше всего запомнился. Как вы думаете, что нам помогает запомнить  литературных героев, не путать их с другими персонажами! (внешность, поступки)

Сейчас мы проведём небольшую викторину по сказке «Снежная королева», чтобы проверить хорошо ли вы запомнили её героев.

        Викторина «Узнай героя»

1. У кого из героев сказки была большая расписанная цветами шляпка и клюка?

2. Его жена не поехала провожать Герду, потому что страдала головной болью.

3.Она была ростом с Герду, но сильнее и шире в плечах.

4. У кого была длинная, жёсткая борода и косматые брови?

5. Бедная девочка осталась одна, без башмаков, без рукавиц.

6. Из льдинок он складывал слова.

                        ГИД

Ну, вот и сказке конец!

Приятно, что большинство из вас оказались настоящими знатоками сказок Х.К. Андерсена.

Обещаю навестить ещё, если когда-нибудь заеду в ваш город. Желаю вам хорошо отдохнуть, а чтобы вы знали ещё больше я советую вам прочитать ещё больше сказок.

              Задание на дом.

Написать рассказ от имени Кая «Что я почувствовал, когда растаяло моё сердце?»

Волшебное путешествие в  сказочный мир (по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»)

Скачать конспект (12.4 Kb)



Автор разработки: Гигинари Ирина Ервандивна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1730 | Загрузок: 248 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Андерсен

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»