Главная » Разработки уроков » Литература

Открытый урок по творчеству С.А.Есенина в 11 классе «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?...»

Цель урока:           

   Познакомить учащихся с жизнью и трагической судьбой С.А.Есенина;  непринужденно и органично ввести учащихся в созданный поэтом художественный мир.

Воспитательная цель:  Воспитать любовь к поэзии Есенина, интерес к личности поэта, чувство патриотизма.       

Тип урока:

   Вводный урок «Приобщение к Есенину».

Оборудование:

   Портреты С.А.Есенина и членов его семьи; иллюстрации к биографии; плакаты с высказываниями поэта и о поэте; аудиозапись.

Ход урока:

Объявление темы и целей урока.

Мотивация учебной деятельности. Слово учителя:

Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии.

Почему его стихи мы любим, учим наизусть, почему они трогают нашу душу? Почему и зимой,  ненастной осенью, и ранней весной на его могиле живые цветы?

Наш сегодняшний урок проводится не только в память о поэте, но и затем, чтобы попробовать найти разгадку его поэзии.

(звучит музыка)

Работа по теме урока

Девушка:

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

Юноша:

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую…

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь.

Девушка:

Слухают ракиты

Посвист ветряной...

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

(звучит хор из произв. Г. Свиридова «Памяти Есенина» «Край ты мой заброшенный»)

Учитель:

29 декабря 1925 года центральные и провинциальные газеты печатали некрологи и извещения о гибели поэта Сергея Есенина. В вечернем выпуске ленинградской «Красной газеты» 30 декабря 1925 года появился некролог, о содержании которого старались не упоминать читателям более полувека. Автор некролога, Борис Лавренев, назвал случившееся убийством. Официальная версия была, как известно, - самоубийство. И эта версия смерти Сергея Есенина не подвергалась сомнению. Факты, ставшие известными в последнее десятилетие XX века, позволяют по-новому взглянуть на трагедию в гостинице «Англетер». Хотя и здесь существует две версии.

Ученик:

Согласно одной из них, 24 декабря 1925 года находившийся под следствием С.Есенин приехал из Москвы в Ленинград. С осени 1925 года поэт был под судом: в сентябре, возвращаясь из Баку, он повздорил в поезде с одним московским партийным чиновником и дипкурьером. Его тут же арестовали, доставили в следственный изолятор, допросили, избили до смерти, а затем тайно перевезли его тело в пятый номер гостиницы «Англетер», где и устроили всем известную инсценировку с «добровольным уходом С.Есенина из жизни».

Ученица:

Виктор Кузнецов, писатель, долгие годы изучавший материалы секретных архивов, пришел к выводу, что Есенин – жертва заказного убийства. В конце декабря 1925 года в гостинице «Англетер» проживали около 150 человек, но С.А.Есенина в списке жильцов не было. «Англетер» в ту пору был сугубо режимным объектом, там жили чекисты, чиновники районного и губернского масштаба, у всех проверялись документы, так что даже такой известный человек, как С.Есенин, не мог поселиться без обычных формальностей.

Ученик:

По другой версии, к делу о трагедии причастен Вольф Эрлих, секретный сотрудник НКВД, тот самый, кому адресовано последнее стихотворение С.Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья!»

По его словам, вечером 27 декабря, прощаясь, поэт засунул листок со стихами в карман пиджака Эрлиха с просьбой прочесть их позже, когда останется один. Эрлих «забыл» об этом стихотворении и вспомнил лишь тогда, когда назавтра Есенина уже не было в живых.

Даже выражение «нечеловеческой скорби и ужаса», которое видели на лице мертвого Есенина, ни друзей, ни газетчиков не заставило задуматься о том, что же действительно произошло в ночь с 27 на 28 декабря в гостинице «Англетер». А если у кого-то и возникло подозрение, то об этом старались не говорить.

Только мать сердцем чувствовала, что сын ее ушел из жизни не по собственной воле. Она отпевала его заочно – самоубийц, как известно, не отпевают.

Ученик:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ученица:

Страстные споры разгорелись вокруг смерти поэта. На могиле Есенина спорили так, как не спорили при его жизни. Так называемые «друзья» стремились представить его этаким непонятным талантливым гением, кабацким поэтом, хулиганом, пессимистом, чуждым современному обществу и современному строю.

В бой за Есенина – большого и яркого поэта – вступили лучшие писатели России.

Чтец:

Максим Горький вспоминает (читает):

Впервые я  увидел Есенина  в 1914 году,  где-то встретил его вместе  с  Клюевым. Он показался  мне  мальчиком  15-17 лет.  Кудрявенький и  светлый,  в  голубой рубашке,  в поддёвке и сапогах с  набором,  он очень напомнил  слащавенькие открытки, изображавшей  боярских детей, всех  с одним  и тем же лицом.

Было лето, душная ночь, мы,  трое,  шли сначала по Бассейной, потом через Симеоновский  мост, постояли на  мосту, глядя в чёрную воду.

Позднее,  когда я читал  его размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи, не верилось мне, что пишет их  тот  самый  нарочито  картинно одетый мальчик, с которым я  стоял, ночью, на Симеоновском, и видел, как он, сквозь зубы, плюёт на чёрный бархат реки, стиснутой гранитом.

Через  шесть-семь  лет  я   увидел  Есенина  в  Берлине,   в  квартире

А.Н.Толстого.  От  кудрявого, игрушечного  мальчика  остались  только очень ясные глаза,  да и они как будто выгорели на каком-то слишком ярком солнце.

Есенина попросили читать. Он  охотно согласился. Вскоре  я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слёз.

Даже не верилось, что этот  маленький  человек обладает такой огромной силой чувства, такой  совершенной выразительностью.

Взволновал  он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он — я думаю — и не нуждался в них.

Я  попросил  его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку

семерых щенят.

— Если вы не устали...

— Я не устаю от стихов, — сказал он и недоверчиво спросил:

— А вам нравится о собаке?

Я сказал  ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе  так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.

— Да, я очень люблю всякое зверьё, — молвил Есенин задумчиво и тихо, а на мой вопрос, знает  ли  он  "Рай  животных" Клоделя, не ответил,  пощупал голову  обеими  руками и  начал читать "Песнь о  собаке".

(звучит стихотворение в исполнении учащегося)

Девушка:

После этих  стихов  невольно подумалось, что Сергей  Есенин не столько человек, сколько  орган, созданный природой исключительно для  поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали  полей", любви ко всему  живому в  мире.

Поэзия Сергея Есенина очень песенная, музыкальная, мелодичная.

Многие композиторы писали музыку на его стихи.

Неподкупно правдивая, искренняя, живая лира поэта и доныне «обжигает сердца людей».

(звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении вокального ансамбля)

Юноша:

Константиново, где он родился, вовсе не деревенская глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Рядом еще более крупное селение, с шумными базарами по вторникам. Здесь можно было купить все, и книги тоже. Они были и в библиотеке начального училища.

В Спас – Клепиковской школе Сергей хорошо изучил церковнославянский язык, что позволило ему прочитать в оригинале «Слово о полку Игореве» и полюбить его. Он знал наизусть стихи Лермонтова и Некрасова, Никитина и Кольцова, Фета и Тютчева. Но больше всего был привязан к Гоголю и Пушкину, учился у них. Как и Пушкин, искал истоки «песенного слова» в народном творчестве. «Это все есть у народа, - говорил Есенин. – Это только надо найти, прочитать, услышать, по-своему осмыслить». Из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Тишина. Простор. Красота сама собою закрадывалась в душу юного Есенина и укреплялась там беспредельная любовь к родине, к родной Рязанщине.

1й ученик: читает наизусть стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…»

2й ученик: читает наизусть стихотворение «Береза»

3й ученик: читает наизусть стихотворение «Черемуха»

Девушка:

Родителей Сергея Есенина звали Александром Никитичем и Татьяной Федоровной. Дед Никита Осипович собирался постричься в монахи, а потом женился. Умер дед рано – в 42 года. Сергей рос у бабушки Аграфены Панкратьевны Есениной, затем в доме деда по матери Титова. Считал себя сиротой, так как отца с матерью не видел. Они пропадали на заработках.

Восьми лет начал писать первые стихи. Учился в Константиновском земском четырех годичном училище, потом в Спас-Клепиковской второклассной учительской школы. Получил звание учителя грамоты.

Отец, вызвавший Сергея в Москву, мечтал, чтобы сын учился в учительском институте, но тот не захотел учиться, пошел учиться в книжную лавку.

Работал корректорской Светинской типографии. В 19 лет женился на Анне Романовне Изрядновой. Есенин пишет стихи, рассылает в журналы. Стихи печатают.

Юноша:

Душа поэта полна любви к жизни и ко всему живому на земле. И в первую очередь к матери.

(читает наизусть первые строки из «Письма к матери»)

(дальше звучит аудиозапись песни «Письмо к матери»)

Девушка:

Белинский однажды заметил, что сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться вместе с поэтом.

Чтец: читает наизусть стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

(звучит аудиозапись или живое исполнение «Не жалею, не зову, не плачу…»)

Девушка: (на фоне музыки Г.Свиридова отрывок из «Памяти С.Есенина» «Молотьба»)

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

Юноша: (музыка постепенно затихает)

Вышел зараня дед

На гумно молотить:

"Выходи-ка, сосед,

Старику подсобить".

Положили гурьбой

Золотые снопы.

На гумне вперебой

Зазвенели цепы.

И ворочает дед

Немолоченый край:

"Постучи-ка, сосед,

Выбивай каравай".

И под сильной рукой

Вылетает зерно.

Тут и солод с мукой,

И на свадьбу вино…

Девушка:

Вот и кончилось лето.

Осень пришла.

(звучит музыка «Осенней песни П.И.Чайковского»)

Листья падают, листья падают.

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Скоро мне без листвы холодеть,

Звоном звезд насыпая уши.

Без меня будут юноши петь,

Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,

В новом лес огласится свисте.

По-осеннему сыплет ветер,

По-осеннему шепчут листья.

(тихо звучит хор «Поет зима - аукает»)

Девушка: (в костюме Снегурочки)

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

(звучит соло С.Рахманинова «Весенние воды»)

Девушка: (в костюме весны)

В цветах любви весна-царевна

По роще косы расплела,

И с хором птичьего молебна

Поют ей гимн колокола.

Пьяна под чарами веселья,

Она, как дым, скользит в лесах,

И золотое ожерелье

Блестит в косматых волосах.

А вслед ей пьяная русалка

Росою плещет на луну.

И я, как страстная фиалка,

Хочу любить, любить весну.

Юноша:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Учитель:

Русь… в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми березовыми рощами и малиновыми закатами – вот такой видел и любил поэт свою освобожденную родину.

«Я люблю родину, я очень люблю родину», - писал С.Есенин.

«Чувство родины – основное в моем творчестве».

Чтец:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(выходят девушки-березки)

Я помню праздник,

Звонкий праздник мая.

Цвела черемуха,

Цвела сирень.

И, каждую березку обнимая,

Я был пьяней,

Чем синий день.

(начинается хоровод «Во поле береза стояла»)

Березки!

Девушки-березки!

Их не любить лишь может тот,

Кто даже в ласковом подростке

Предугадать не может плод.

Учитель:

Цветите, юные, и здоровейте телом!

У вас иная жизнь. У вас другой напев.

Чтец:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

(звучит музыка Г.Свиридова «Памяти Есенина»)

Учитель:

Снова настежь распахнуты сени,

Дует в дудку весны соловей.

Снова лёгкой походкой Есенин

По России проходит своей.

Нет ни горькой, ни сладкой отравы,

Все заклятья, все чары сняты.

Веют свежестью юности травы,

Пахнут первой любовью цветы.

Девушка:

Всеми росами Родины вымыт

Забияка и сорванец,

Знает он, что поэзия – климат,

Лучший климат для душ и сердец.

Не пугаясь моторного лая,

Держит песню весна на крыле.

Всё живущее благословляя,

Он идёт по зелёной земле.

Юноша:

Вот они, те просторы родные,

Где когда-то он рос под межой,

Где его научила Россия

Петь и плакать с открытой душой.

И за верность напевам заветным,

Для которых и грусть не беда,

Он останется тридцатилетним,

Молодым, как рассвет, навсегда.

Учитель:

Снова настежь распахнуты сени,

Дует в дудку весны соловей.

Снова лёгкой походкой Есенин

По России проходит своей.

(снова звучит музыка Г.Свиридова)

Рефлексия. Итоги урока.

Учитель обращает внимание учащихся на плакат со словами Н.Тихонова: «Есенин – это вечное…», потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его атомными бомбами, войнами и террористами голос Есенина призывает к человечности, благоразумию и любви.

Домашнее задание:

Творческим группам подготовить сообщения на следующие темы:

А) 1) Первые стихи Есенина. «Радуница»;

     2) Тема любви к родине, природе родного края;

     3) Тема милосердия и сострадания ко всему живому.

Б) Выучить наизусть 1 стихотворение (по выбору) по заданным темам.

Открытый урок по творчеству С.А.Есенина в 11 классе «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?...»

Скачать конспект (323.6 Kb)



Автор разработки: Фролова Галина Сергеевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 5414 | Загрузок: 398 | Комментариев: 1

Ключевые слова: Есенин

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»