Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели: - углублять представления о художественных методах, их отличительных особенностях; - развивать умение анализировать произведение, его героев; - учить определять отличительные черты эпохи, литературного направления в конкретном произведении; - совершенствовать навык создания связного высказывания аналитического характера; - проверить знания по теории литературы, по биографии и творчеству писателя; - формировать навыки исследовательской деятельности; - развивать умение строить схемы-опоры и связные высказывания на них основе; - обогащать знания о жанрах литературы; - совершенствовать умение выступать с докладом, сообщением; - воспитывать нравственные качества, умение сопереживать другим и понимать несовершенство человеческих отношений. Оборудование: - портрет писателя, - иллюстрации к биографии и произведению Карамзина (приложение 1) - карточки для самостоятельной работы - «Лента вопросов» Ход урока І. Проверка домашнего задания. На этом этапе одновременно по разным заданиям работают все учащиеся. 1. Определение заслуг Карамзина. - На прошлом уроке мы познакомились с новым для вас писателем, узнали историю его жизни и творчества. А еще увидели памятник, который поставлен этому писателю в Ульяновске. Почему там и за что же Карамзин достоин быть увековеченным в камне – об этом готовит ответ один из вас. В ходе подготовки уч-ся составляет схему, по которой готовит связное высказывание, основные тезисы которого следующие: Карамзин - реформатор языка, первый журналист, популяризатор истории, просветитель, первый русский сентименталист. 2. Создание статьи для литературной энциклопедии по «Бедной Лизе» Это задание у доски выполняет один из учащихся. По заполненной таблице учащийся строит высказывание в научном стиле
3. Самостоятельная работа для проверки знаний об изученных литературных направлениях (выполняется на специальных карточках) - Вам необходимо заполнить пустые графы таблицы, кратко формулируя характерные черты каждого из данных литературных направлений. Каждый из правильных ответов оценивается в 1 балл. Так вы можете получить максимальные 12 баллов. А) самостоятельная работа учащихся по карточкам:
Б) коллективная проверка (к тому моменту работы сданы): называние соотнесенных пар (приложение 2) В) обобщающая беседа по литературным направлениям - Сходств или отличий больше между этими двумя направлениями? - Можно ли сентиментализм назвать шагом вперед в литературе? - Почему? - Действительно, сентиментализм с его культом чувств, интересом к личности человека, миру его переживаний и эмоций был настоящим открытием для читающей публики. Другое дело, что Карамзину, первому создавшее сентиментальное произведение, не побоявшемуся непонимания публики, возможного неприятия повести читателями, необходима была настоящая смелость. Так что и за это тоже писатель имеет право быть увековеченным в памятниках. ІІ. Работа по теме урока 1. Характеристика сюжета повести А) анализ ответа-статьи для литературной энциклопедии по «Бедной Лизе»; Б) определение необходимых признаков исходя из родовой принадлежности произведения - Что позволяет отнести произведение к эпосу? - Какие еще, кроме повести, знаете жанры? - Что позволяет определять «Бедную Лизу» как повесть? В) формулировка сюжета повести 1 предложением (Богатый дворянин соблазнил бедную крестьянку и бросил, а она утопилась) - Можно еще короче: повесть о несчастной любви. Для современной литературы сюжет совсем не оригинален, и нам, читателям из 21 века, все кажется понятным и простым. Но действительно ли все понятно? 2. Групповая работа по проблемным вопросам Вывешивается лента вопросов (их последовательное решение позволяет проанализировать произведение в целом), учащиеся, поделенные на группы, выбирают определенный вопрос, обсуждают его, создавая связное высказывание-рассуждение. Почему автор выбрал для Лизы-крестьянки средством существования продажу цветов? Почему Эраст полюбил Лизу? Почему Лиза полюбила Эраста? Почему Эраст бросил Лизу? Почему Лиза утопилась? Почему автор не осуждает героев? В своих ответах учащиеся цитируют повесть, отвечают на вопросы, которые по ходу их ответа задают одноклассники или учитель: - Каков настоящий крестьянский труд? - Что знает Лиза про Эраста? - Почему Эраст удерживает Лизу от откровенности с матерью? - Можно ли Эраста назвать обманщиком? - Как Лиза могла совершить грех самоубийства? - Кто и что может осудить в совершенном Лизой? 3. Определение роли цветов в повести. А) выдвижение гипотезы о выборе писателем именно ландыша для Лизы; Б) слушание докладчика по теме «Легенды о ландышах» (приложение 3). В) формулировка вывода: для Карамзина ландыши – символ чистоты, искренности, настоящей любви, истинных чувств. 4. Характеристика конфликта в повести А) актуализация знаний - Подберите синоним к этому понятию (спор, несогласие, столкновение).Нарисуйте его - Для какого рода литературы конфликт обязателен? - Приведите примеры конфликтов из изученных произведений (Прометей и Зевс, Дубровский и Троекуров, Ассоль и жители городка) Б) определение сути конфликта - Обычно конфликт выражается в словесных стычках, в каких-то поступках-столкновениях. Но ведь герои Карамзина не выясняют отношения, не пытаются в чем-то убедить друг друга. Где же конфликт? Ответьте на вопросы, характеризуя героев: Где живет? Чем живет? Как живет? У учащихся в тетради получится схема: - Почему же мир Эраста назван иллюзией? - Могли ли герои быть вместе? Почему? 5. Анализ отношения современников к повести Карамзина А) выступление докладчика (приложение 4) Б) работа по эпиграммам - Послушайте эти стихи и объясните: 1) Что такое эпиграмма, а это действительно она. 2) В чем обвиняли писателя некоторые современники? Ну можно ль поступать безбожнее и хуже: Влюбиться в сорванца и утопиться в луже? Здесь в воду бросилась Эрастова невеста – Топитесь, девушки, в пруду довольно места. ІІІ. Подведение итогов урока - Продолжите фразу Карамзина: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно … (иметь доброе, нежное сердце, если он хочет стать другом и любимцем души нашей») - Как эти слова характеризуют самого писателя? - Почему эта повесть, написанная еще в 1792 году, до сих пор находит своих читателей? Домашнее задание: Словесное рисование героя. - Какой была Лиза, нам изобразил О.Кипренский. А каким был Эраст, необходимо изобразить вам. Приложение 1 [Памятник Н.М. Карамзину в Ульяновске. 1844.] Памятник писателю в Ульяновске Вид Симонова монастыря О.Кипренский Бедная Лиза Приложение 2
Приложение 3 Легенды о Ландышах Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древние римляне считали, что ландыш - это капельки душистого пота богини охоты Дианы, падавшие на траву, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. В Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки или что это - фонарики гномов. На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы и Волховы. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистоты, девичьей любви и грусти. Ранней весной в тенистых уголках леса между двумя большими листами появляется стебелек, усыпанный нежными, белыми жемчужинами, благоухающими неповторимо-нежным ароматом. Из всех цветов им, кажется, повезло в «моральном» плане больше других. Ведь у ландыша всегда был и пока остается один и тот же неизменный символ - чистоты, нежности, верности, любви. Действительно, сколько есть пышных цветов, но именно ландыш считали древние германцы и скандинавы цветком богини восходящего солнца. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали их в костер, принося в жертву богине. После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягодка. И о ней тоже существует легенда. Весна наделила юношу по имени Ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарил ее теплыми, ласковыми словами. Весна полюбила Ландыша, но ненадолго. Вечно молодая, она очень непоседлива. Всю свою жизнь путешествуя с юга на север, она не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не задерживается. Мимоходом она приласкала и Ландыша. Однако вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. Юноша Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды. В христианстве ландыш считается цветком Богородицы. По поверью, Царица небесная, окруженная венцом из блестящих белоснежных ландышей, светлыми лунными ночами является иногда тем, кому готовит какую-нибудь радость или неожиданную удачу. Существует еще одна христианская легенда, которая рассказывает, что ландыш возник из слез Богородицы. Слезы превращались в прекрасные цветы в тот момент, когда она стояла у креста, на котором был распят Иисус. Приложение 4 Примерное сообщение ученика об отношении современников к творчеству Карамзина Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после публикации повести «Бедная Лиза» (Московский журнал. 1792 г.). Показателем принципиального новаторства Карамзина и того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII—XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н.Брусилова и т.д. Еще более убедительным доказательством переворота, совершенного карамзинской повестью в литературе и читательском сознании, стало то, что литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и который получил название «Лизина пруда». Как точно заметил В. Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь» [12]. Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» (1, 620) Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным» (1, 610). И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни: гибелью героини. Однако новшества литературной манеры Карамзина этим не исчерпываются. Сам образный строй повести, манера повествования и угол зрения, под которым автор заставляет своих читателей смотреть на повествуемый, им сюжет, отмечены печатью яркого литературного новаторства. Повесть «Бедная Лиза» начинается со своеобразной музыкальной интродукции — описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» (1, 606). В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной. Каждый герой обладает всем комплексом этих признаков, но имеет и свою собственную доминанту. Основным носителем категории чувствительности является автор—рассказчик. С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности, — кстати, именно с этой идеей связан единственный случай прямой авторской декларации в повести — «ибо и крестьянки любить умеют!» (1, 607). Наконец, Эраст является воплощением сложности и противоречивости человеческой натуры в сочетании своих субъективных качеств («добрый от природы, но слабый и ветреный»), объективной вины перед Лизой и столь же объективной невиновности поскольку он, так же, как и Лиза, является жертвой обстоятельств, не дающих из сложившейся ситуации никакого выхода кроме трагедии. Такое последовательное воплощение сентиментальной идеологии в безупречно художественной форме и новаторской поэтике сделало повесть Карамзина «Бедная Лиза» не только эстетическим манифестом русского сентиментализма [18], но и подлинной родиной русской художественной прозы. |
Автор разработки: Шишина Нина Николаевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2409 | Загрузок: 236 | Комментариев: 2 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |