Главная » Разработки уроков » Литература

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Контраст образов Лизы и Эраста, столкновение иллюзорного мира героя с реальным миром героини

Цели: - углублять представления о художественных методах, их отличительных особенностях;

     - развивать умение анализировать произведение, его героев;

     - учить определять отличительные черты эпохи, литературного направления в конкретном произведении;

     - совершенствовать навык создания связного высказывания аналитического характера;

     - проверить знания по теории литературы, по биографии и творчеству писателя;

     - формировать навыки исследовательской деятельности;

      - развивать умение строить схемы-опоры и связные высказывания на них основе;

     - обогащать знания о жанрах литературы;

     - совершенствовать умение выступать с докладом, сообщением;

     - воспитывать нравственные качества, умение сопереживать другим и понимать несовершенство человеческих отношений.

Оборудование: - портрет писателя,

             - иллюстрации к биографии и произведению Карамзина (приложение 1)

             - карточки для самостоятельной работы

                         - «Лента вопросов»

Ход урока

    І. Проверка домашнего задания.

 На этом этапе одновременно по разным заданиям работают все учащиеся.

1. Определение заслуг Карамзина.

    - На прошлом уроке мы познакомились с новым для вас писателем, узнали историю его жизни и творчества. А еще увидели памятник, который поставлен этому писателю в Ульяновске. Почему там и за что же Карамзин достоин быть увековеченным в камне – об этом готовит ответ один из вас.

    В ходе подготовки уч-ся составляет схему, по которой готовит связное высказывание, основные тезисы которого следующие: Карамзин - реформатор языка, первый журналист, популяризатор истории, просветитель, первый русский сентименталист.

 2. Создание статьи для литературной энциклопедии по «Бедной Лизе»

   Это задание у доски выполняет один из учащихся. По заполненной таблице учащийся строит высказывание в научном стиле

Данные для заполнения

Заполняет учащийся

Автор

 

Название

 

Время создания (век)

 

Литературное направление, к которому относится произведение

 

Род литературы, к которому относится произведение

 

Жанр

 

Главные герои

 

Тема

 

Идея

 

3. Самостоятельная работа для проверки знаний об изученных литературных направлениях (выполняется на специальных карточках)

 - Вам необходимо заполнить пустые графы таблицы, кратко формулируя характерные черты каждого из данных литературных направлений. Каждый из правильных ответов оценивается в 1 балл. Так вы можете получить максимальные 12 баллов.

А) самостоятельная работа учащихся по карточкам:

классицизм

Предмет сравнения

сентиментализм

 

Сфера интересов

 

 

Что было культом

 

 

Роль литературы

 

 

Отношение к норме

 

 

Как изображались герои

 

 

Ведущие жанры

 

Б) коллективная проверка (к тому моменту работы сданы): называние соотнесенных пар (приложение 2)

В) обобщающая беседа по литературным направлениям

   - Сходств или отличий больше между этими двумя направлениями?

   - Можно ли сентиментализм назвать шагом вперед в литературе?

   - Почему?

   - Действительно, сентиментализм с его культом чувств, интересом к личности человека, миру его переживаний и эмоций был настоящим открытием для читающей публики. Другое дело, что Карамзину, первому создавшее сентиментальное произведение, не побоявшемуся непонимания публики, возможного неприятия повести читателями, необходима была настоящая смелость. Так что и за это тоже писатель имеет право быть увековеченным в памятниках.

  ІІ. Работа по теме урока

  1. Характеристика сюжета повести

  А) анализ ответа-статьи для литературной энциклопедии по «Бедной Лизе»;

  Б) определение необходимых признаков исходя из родовой принадлежности произведения

- Что позволяет отнести произведение к эпосу?

- Какие еще, кроме повести, знаете жанры?

- Что позволяет определять «Бедную Лизу» как повесть?

  В) формулировка сюжета повести 1 предложением

(Богатый дворянин соблазнил бедную крестьянку и бросил, а она утопилась)

- Можно еще короче: повесть о несчастной любви. Для современной литературы сюжет совсем не оригинален, и нам, читателям из 21 века, все кажется понятным и простым. Но действительно ли все понятно?

   2. Групповая работа по проблемным вопросам

   Вывешивается лента вопросов (их последовательное решение позволяет проанализировать произведение в целом), учащиеся, поделенные на группы, выбирают определенный вопрос, обсуждают его, создавая связное высказывание-рассуждение.

Почему автор выбрал для Лизы-крестьянки средством существования продажу цветов?

Почему Эраст полюбил Лизу?

Почему Лиза полюбила Эраста?

Почему Эраст бросил Лизу?

Почему Лиза утопилась?

Почему автор не осуждает героев?

 В своих ответах учащиеся цитируют повесть, отвечают на вопросы, которые по ходу их ответа задают одноклассники или учитель:

- Каков настоящий крестьянский труд?

- Что знает Лиза про Эраста?

- Почему Эраст удерживает Лизу от откровенности с матерью?

- Можно ли Эраста назвать обманщиком?

- Как Лиза могла совершить грех самоубийства?

- Кто и что может осудить в совершенном Лизой?

  3. Определение роли цветов в повести.

   А) выдвижение гипотезы о выборе писателем именно ландыша для Лизы;

   Б) слушание докладчика по теме «Легенды о ландышах» (приложение 3).

   В) формулировка вывода: для Карамзина ландыши – символ чистоты, искренности, настоящей любви, истинных чувств.

4. Характеристика конфликта в повести

А) актуализация знаний

- Подберите синоним к этому понятию (спор, несогласие, столкновение).Нарисуйте его

- Для какого рода литературы конфликт обязателен?

- Приведите примеры конфликтов из изученных произведений (Прометей и Зевс, Дубровский и Троекуров, Ассоль и жители городка)

Б) определение сути конфликта

- Обычно конфликт выражается в словесных стычках, в каких-то поступках-столкновениях. Но ведь герои Карамзина не выясняют отношения, не пытаются в чем-то убедить друг друга. Где же конфликт?

Ответьте на вопросы, характеризуя героев:

 Где живет? Чем живет? Как живет?

У учащихся в тетради получится схема:

- Почему же мир Эраста назван иллюзией?

- Могли ли герои быть вместе? Почему?

5. Анализ отношения современников к повести Карамзина

А) выступление докладчика (приложение 4)

Б) работа по эпиграммам

- Послушайте эти стихи и объясните:

1) Что такое эпиграмма, а это действительно она.

2) В чем обвиняли писателя некоторые современники?

Ну можно ль поступать безбожнее и хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?

    Здесь в воду бросилась Эрастова невеста –

    Топитесь, девушки, в пруду довольно места.

ІІІ. Подведение итогов урока

- Продолжите фразу Карамзина: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно … (иметь доброе, нежное сердце, если он хочет стать другом и любимцем души нашей»)

- Как эти слова характеризуют самого писателя?

- Почему эта повесть, написанная еще в 1792 году, до сих пор находит своих читателей?

  Домашнее задание:

Словесное рисование героя.

- Какой была Лиза, нам изобразил О.Кипренский. А каким был Эраст, необходимо изобразить вам.

Приложение 1

[Памятник Н.М. Карамзину в Ульяновске. 1844.]  Памятник писателю в Ульяновске

 Вид Симонова монастыря

                      О.Кипренский Бедная Лиза

Приложение 2

классицизм

Предмет сравнения

сентиментализм

Общественная жизнь

Сфера интересов

Частная жизнь

Разум

Что было культом

чувства

Поучать. воспитывать

Роль литературы

Пробуждать лучшие чувства. сострадать

Строгие правила, обязательность нормы

Отношение к норме

Отсутствие правил

Однозначный характер,

Внешние характеристики, изображение поступков

Как изображались герои

Неоднозначный характер, внимание к внутреннему миру, переживаниям, мыслям

Ода, комедия, трагедия

Ведущие жанры

Повесть, дневник, письма, песня

Приложение 3

Легенды о Ландышах

 Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древние римляне считали, что ландыш - это капельки душистого пота богини охоты Дианы, падавшие на траву, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. В Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки или что это - фонарики гномов. На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы и Волховы. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистоты, девичьей любви и грусти.

 Ранней весной в тенистых уголках леса между двумя большими листами появляется стебелек, усыпанный нежными, белыми жемчужинами, благоухающими неповторимо-нежным ароматом. Из всех цветов им, кажется, повезло в «моральном» плане больше других. Ведь у ландыша всегда был и пока остается один и тот же неизменный символ - чистоты, нежности, верности, любви. Действительно, сколько есть пышных цветов, но именно ландыш считали древние германцы и скандинавы цветком богини восходящего солнца. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали их в костер, принося в жертву богине.

 После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягодка. И о ней тоже существует легенда. Весна наделила юношу по имени Ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарил ее теплыми, ласковыми словами. Весна полюбила Ландыша, но ненадолго. Вечно молодая, она очень непоседлива. Всю свою жизнь путешествуя с юга на север, она не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не задерживается. Мимоходом она приласкала и Ландыша. Однако вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. Юноша Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды.

 В христианстве ландыш считается цветком Богородицы. По поверью, Царица небесная, окруженная венцом из блестящих белоснежных ландышей, светлыми лунными ночами является иногда тем, кому готовит какую-нибудь радость или неожиданную удачу. Существует еще одна христианская легенда, которая рассказывает, что ландыш возник из слез Богородицы. Слезы превращались в прекрасные цветы в тот момент, когда она стояла у креста, на котором был распят Иисус.

Приложение 4

Примерное сообщение ученика об отношении современников к творчеству Карамзина

 Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после публикации повести «Бедная Лиза» (Московский журнал. 1792 г.). Показателем принципиального новаторства Карамзина и того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII—XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи»

Н.Брусилова и т.д.

 Еще более убедительным доказательством переворота, совершенного карамзинской повестью в литературе и читательском сознании, стало то, что литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и который получил название «Лизина пруда». Как точно заметил В. Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь» [12].

 Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» (1, 620) Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным» (1, 610). И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни: гибелью героини.

 Однако новшества литературной манеры Карамзина этим не исчерпываются. Сам образный строй повести, манера повествования и угол зрения, под которым автор заставляет своих читателей смотреть на повествуемый, им сюжет, отмечены печатью яркого литературного новаторства. Повесть «Бедная Лиза» начинается со своеобразной музыкальной интродукции — описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» (1, 606).

 В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной. Каждый герой обладает всем комплексом этих признаков, но имеет и свою собственную доминанту. Основным носителем категории чувствительности является автор—рассказчик. С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности, — кстати, именно с этой идеей связан единственный случай прямой авторской декларации в повести — «ибо и крестьянки любить умеют!» (1, 607). Наконец, Эраст является воплощением сложности и противоречивости человеческой натуры в сочетании своих субъективных качеств («добрый от природы, но слабый и ветреный»), объективной вины перед Лизой и столь же объективной невиновности поскольку он, так же, как и Лиза, является жертвой обстоятельств, не дающих из сложившейся ситуации никакого выхода кроме трагедии. Такое последовательное воплощение сентиментальной идеологии в безупречно художественной форме и новаторской поэтике сделало повесть Карамзина «Бедная Лиза» не только эстетическим манифестом русского сентиментализма [18], но и подлинной родиной русской художественной прозы.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Контраст образов Лизы и Эраста, столкновение иллюзорного мира героя с реальным миром героини

Скачать конспект (96.9 Kb)



Автор разработки: Шишина Нина Николаевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2409 | Загрузок: 236 | Комментариев: 2

Ключевые слова: Карамзин

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»