Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: обобщение знаний учащихся, полученных при изучении темы «Сказки», в форме литературной игры, позволяющей школьникам увидеть свои успехи, достижения и осознать необходимость получения новых знаний; формирование мотивации чтения, навыков сценического мастерства; содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей, внимательному и вдумчивому прочтению произведений, речи – расширение словарного запаса; воспитание интереса к литературе, общей культуры, способности работать в команде, эстетическое воспитание учащихся. Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями. ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА Учитель. Ребята, сегодня мы завершает изучение темы «Сказки». Почти весь первый семестр на уроках литературы мы говорили о сказках: читали, пересказывали, рассуждали, вели конспект, а контрольные работы показали, что теперь вас смело можно назвать знатоками сказок. И сегодняшний урок внеклассного чтения мы проведём в форме литературной игры, которая так и называется «КОНКУРС ЗНАТОКОВ СКАЗОК». В игре участвуют три команды: «Золотая рыбка», «Синяя птица» и «Малахитовая шкатулка». Оценивать игру будет компетентное жюри (представление жюри). Правила игры: первой отвечает команда, которой адресован вопрос, и за правильный ответ получает 1 балл, если команда затрудняется ответить, то право ответа переходит к следующей команде, а в случае отсутствия ответа у всех команд, в игру вступают зрители и команда, за которую они дадут ответ, получает полбалла. Будьте внимательны: жюри, оценивая ответы, будет учитывать не только правильность и самостоятельность, но и полноту ответа, а также активность, быстроту и умение работать в команде. II. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА ЗНАТОКОВ СКАЗОК Учитель. Наш первый конкурс — «Литературная грамота». Команды должны будут разгадать кроссворд и продемонстрировать свои знания сказки как литературного жанра. Но время этого конкурса ограничено: команды прекращают свою работу сразу же, как только закончится музыкальная пауза. КРОССВОРД «СКАЗКИ» ПО ВЕРТИКАЛИ Образное, меткое народное выражение. ПО ГОРИЗОНТАЛИ Характерное для народных сказок использование одинаковых слов, эпизодов. Учитель. Пока жюри выставляет баллы, давайте проверим ваши ответы (слайд 3). Вымышленный занимательный и поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических событиях – это сказка. Поучительный смысл, главная мысль сказки – мораль. Слова, предшествующие сказке – присказка. Традиционное начало сказки и заключительные слова – зачин и концовка. Какие типы сказок вы вспомнили, разгадывая кроссворд? (Волшебные и бытовые) Для сказки характерны преувеличения и использование одинаковых слов и эпизодов – это гипербола и повторы. А язык сказок делают ярким, образным и выразительным – пословицы и поговорки, устойчивые выражения. (Слово жюри) Учитель. Как приятно взять в руки книгу сказок, если над ней потрудился художник-оформитель, и страницы украшают яркие и красочные картинки. И наш второй конкурс – «Иллюстрации к сказкам». Жюри имеет возможность оценить работы художников каждой команды, а я хочу обратить ваше внимание на экран. Сейчас каждая команда должна будет назвать сказку и её автора по предложенным иллюстрациям. Иллюстрации для I команды (слайды 5 – 8) Андерсен «Новое платье короля». Иллюстрации для II команды (слайды 9 – 12) Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Иллюстрации для III команды (слайды 13 – 16) Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». (Слово жюри) Учитель. Часто в сказках герои прибегают к помощи волшебных предметов, которые бережно хранятся в ларцах, шкатулках, сундуках. И наш третий конкурс – «Волшебный сундучок». Мы приготовили для каждой команды сундучок и вопросы. На первый вопрос: «Какие предметы находятся в сундучке?» - надо ответить, не открывая сундучок. Как вы думаете, сколько предметов в каждом сундучке? (Ответы учащихся) Сейчас каждая команда получит подсказки и минуту на размышление, после чего будет предоставлено слово капитанам команд. I (слайд 19) Волшебный предмет, полученный героиней сказки в подарок от братьев-месяцев. (Колечко, Маршак «Двенадцать месяцев») II (слайд 20) Волшебный предмет, полученный в приданое красивой, но завистливой и злой царицей, с которым она была неразлучна и приветлива. (Зеркальце, Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») III (слайд 21) Предмет, которым завистливая красавица мачеха отравила царевну. (Яблоко, Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») Учитель. Для ответов на вопросы третьего конкурса приглашаются капитаны команд. (Слово жюри) Учитель. Ребята, на уроках русского языка мы говорили, что в каждом тексте есть очень важные, главные слова, несущие основную смысловую нагрузку. Как они называются? Правильно, и наш следующий конкурс – «Ключевые слова», задание которого назвать сказку и её автора по четырём ключевым словам. Будьте внимательны, право ответа получает команда, первой поднявшая руку. Жук, мышь, крот, ласточка. (Андерсен «Дюймовочка») (слайд 23) (Слово жюри) Учитель. Сегодня мы вспомнили почти обо всех особенностях сказки, разгадывая кроссворд в начале игры. Но один важный момент не был назван. Что является средством общения, выражения мыслей, чувств и настроений героев? И сейчас наш последний конкурс «Сказочные диалоги». Каждая команда подготовила инсценировку диалога из русской народной сказки и вопросы команде соперников. И я предоставляю слово актёрам «Малахитовой шкатулки», которые зададут вопросы команде «Золотая рыбка». I Назовите героев диалога. Из какой они сказки? («Василиса Прекрасная», Баба Яга и Василиса). — Назовите пословицы и поговорки, прозвучавшие в диалоге. (Как немая, много будешь знать – скоро состаришься, выносить сор из избы – разглашать ссоры, происходящие между близкими людьми; рассказывать о том, чего не должны знать посторонние). А теперь выступают артисты «Золотой рыбки» и адресуют свои вопросы команде «Синяя птица». II Назовите героев диалога. Из какой они сказки? («Журавль и цапля»). —Какая поговорка есть в словах автора диалога этой сказки, имеющая значение «обманувшись в ожиданиях, не добившись желаемого» (Несолоно хлебавши) Я приглашаю выступить артистов «Синей птицы» и задать свои вопросы команде «Малахитовая шкатулка» III Назовите героев диалога. Из какой они сказки? («Иван-царевич и Серый волк») —Назовите пословицу, прозвучавшую в диалоге. (Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Что значат слова «дюж» и «гуж»? Дюжий – сильный, крупного телосложения, гуж – кожаная петля в хомуте, которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи. Назовите пословицу, близкую по смыслу, – «назвался груздем – полезай в кузов») Учитель. Пока жюри подводит итоги, давайте скажем, чему нас научили сказочные диалоги, которые мы прослушали? III. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учитель. Ребята, закончить наш урок мне хочется словами Пушкина «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Почему в сказках так много пословиц? Сказки, как и пословицы, нас многому учат. Как об этом сказал Пушкин в «Сказке о золотом петушке»? Подошел к концу наш урок, но мы не прощаемся со сказками: в конце второго семестра мы снова встретимся с героями самых известных литературных сказок, авторы которых – Астрид Линдгрен и Джоан Ролинг. Поэтому наше домашнее задание рассчитано на длительный период – готовиться к следующему уроку внеклассного чтения: прочитать книги этих писательниц. |
Автор разработки: Олифирова Татьяна Ивановна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 896 | Загрузок: 169 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |