Главная » Разработки уроков » Литература

Чтение в лицах. Основная мысль текста. Устное высказывание. Письменные впечатления от прочитанного

Цель урока

Актуализация знаний учащихся. Усовершенствование развития устной и письменной речи. Вызвать интерес к творчеству И. Пивоваровой. Совершенствовать деятельность учащихся, направленную на овладение способами обогащения речи. Воспитывать эстетические чувства, любовь к русскому языку.

Оборудование

Фото И. Пивоваровой, её книг. Рассказ И. Пивоваровой «Селивёрстов не парень, а золото». Песня «Дружба – это не работа» в исполнении группы «Барбарики». Учебник «Русский язык», 6 класс, Гудзик И.Ф, Корсаков В.О., Киев «Освита», 2006. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока

Объявление темы и цели урока.(слайд 1,2).
Актуализация знаний (проверка домашнего задания – словарный диктант):

Боится, проверять, сладко, подходит, глазки, наконец, проявил, сделать, тяжёлая, чувство, жизнь, хочу.(слайд 3).

3.Знакомство с творчеством Ирины Пивоваровой. (подготовленное  учениками сообщение (приложение 1).Слайд 4.

4. Чтение в ролях И.Пивоварова «Селивёрстов не парень, а золото» [2].(слайд 5)

5.Определение основной мысли, идеи текста.

Что такое основная мысль текста? - это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста. (Слайд 6)
Какова основная мысль рассказа Пивоварова «Селивёрстов не парень, а золото»? (не нужно спешно делать вывод о человеке, нужно его получше узнать, дать ему возможность показать себя, раскрыться.)
Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы ошибались в людях? (как правило, ребята рассказывают о разочаровании в друзьях).

Хотелось бы, чтобы в людях открывались хорошие новые для нас черты характера, а не качества, ведущие к  разочарованиям.

6. Устно составляем продолжение рассказа И. Пивоваровой «Селивёрстов не парень, а золото» по опорным словам:

вскочил с дивана; предложил орехов; стал сыпать в карман; посыпались мимо; ползали по полу и собирали; грызли орехи и смеялись; ходила целую неделю; стал приходить ко  мне; познакомился с мамой; не такой уж плохой; теперь хорошо учится; ни с кем не дерётся; не парень, а золото.(слайд 8,9)

7. Слушаем несколько работ.

8. Учитель зачитывает концовку рассказа И. Пивоваровой (приложение 2).

9. Упр. 62. Напиши о себе: какой случай из твоей жизни напомнил тебе рассказ «Селивёрстов не парень, а золото»?

Работа в парах: читаем друг другу свои работы, анализируем их, акцентируя внимание на то, что  понравилось, о чём можно было бы написать подробнее.(слайды 10, 11).

10. Итог урока:

Какой вывод вы сделали для себя после прочтения рассказа Ирины Пивоваровой «Селивёрстов не парень, а золото»? (иногда для того, чтобы узнать человека лучше, достаточно протянуть ему руку, заговорить с ним, а не игнорировать. Каждый человек индивидуален, каждый человек – тайна. Бывает, сам не понимаешь, что с тобой происходит, не говоря о других. Но нелегко разобраться в себе без чьей-либо помощи. А помочь должны друзья.)
Легко ли, по-вашему, дружить? (Дружить не всегда легко, потому что другу нужно внимание, забота, понимание. Друг должен говорить правду, которая не всегда приятна, но самое страшное – остаться одному, без друзей.)

         11. «Дружба – это не работа» группа «Барбарики» [3]. (слайды 12, 13). *Прим.слайды 12-15 перелистываются автоматически.

         12. Домашнее задание: стр. 25, упр. 64 (слайд 14, 15).

         13. Объявление оценок.

Источники информации

1 Гудзик И.Ф, Корсаков В.О. Учебник «Русский язык», 6 класс, Киев  «Освита»,2006.

2. Пивоварова И.  «Селивёрстов не парень, а золото».

3. http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php?name=druzya_barbariki

4. http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Ирина Пивоварова

Биография

Родилась в Москве в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.

После института Ирина несколько лет работала декоратором, заработав себе репутацию замечательного художника. Там она знакомится со своим будущим мужем — представителем неофициального искусства — Виктором Пивоваровым. Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а её муж создавал иллюстрации к её произведениям. Сначала рассказы Ирины печатают в небольших, не очень известных журналах. И только после того, как её стихи были опубликованы в журнале «Веселые картинки», Ирина Пивоварова получает известность. Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны.

К несчастью, Ирина Пивоварова умерла очень рано, не успев сделать многое — её не стало в 1986 году.

Творчество

Основными популярными сборниками рассказов и повестей Ирины Пивоваровой стали «О чём думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой». Сборники «Жила-была собака», «Венок из колокольчиков», «Хочу летать» «Лесные разговоры», «Потерялась птица в небе», «Только для детей» составлены из стихотворений автора.

Самые любимые и запоминающиеся детям повести писательницы — «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной».

По стихотворениям Ирины Михайловны Пивоваровой были сняты мультфильмы "Жирафа и очки", "Одна лошадка белая". Ирина Михайловна также написала сценарий мультфильмов «Бим, Бам, Бом и волк», «Жирафа и очки».

Ирина Михайловна говорила о своих произведениях: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама. Мои добрые учителя — К. Чуковский, А. Линдгрен, Д. Хармс, О. Дриз». Написала роман 20 лет без любви и сняли по роману телесериал 20 лет без любви. В главных ролях: Анастасия Задорожная и Дмитрий Колдун .

Приложение 2

Ирина Пивоварова «Селивёрстов не парень, а золото»

Селиверстова в классе не любили. Он был противный.
У него уши красные были и торчали в разные стороны. Он тощий был. И злой. Такой злой, ужас!
Однажды он меня чуть не убил!
Я в тот день была дежурной санитаркой по классу. Подошла к Селиверстову и говорю:
— Селиверстов, у тебя уши грязные! Ставлю тебе двойку за чистоту.
Ну что я такого сказала?! Так вы бы на него посмотрели!
Он весь побелел от злости. Кулаки сжал, зубами заскрипел… И нарочно, изо всей силы, как наступит мне на ногу!
У меня нога два дня болела. Я даже хромала.
С Селиверстовым и до этого никто не дружил, а уж после этого случая с ним вообще весь класс перестал разговаривать. И тогда он знаете что сделал? Когда во дворе мальчишки стали играть в футбол, взял и проткнул футбольный мяч перочинным ножом.
Вот какой был этот Селиверстов!
С ним даже за одной партой никто не хотел сидеть! Бураков сидел, а потом взял и отсел.
А Сима Коростылёва не захотела с ним в пару становиться, когда мы в театр пошли. И он её так толкнул, что она прямо в лужу упала!
В общем, вам теперь ясно, какой это был человек. И вы, конечно, не удивитесь, что, когда он заболел, никто и не вспомнил о нём.
Через неделю Вера Евстигнеевна спрашивает:
— Ребята, кто из вас был у Селиверстова?
Все молчат.
— Как, неужели за всю неделю никто не навестил больного товарища?! Вы меня удивляете, ребята! Я вас прошу сегодня же навестить Юру!
После уроков мы стали тянуть жребий, кому идти. И, конечно, выпало мне!
Дверь мне открыла женщина с утюгом.
— Ты к кому, девочка?
— К Селиверстову.
— А-а, к Юрочке? Вот хорошо! — обрадовалась женщина. — А то он всё один да один.
Селиверстов лежал на диване. Он был укрыт вязаным платком. Над ним к дивану была приколота салфетка с вышитыми розами. Когда я вошла, он закрыл глаза и повернулся на другой бок, к стене.
— Юрочка, — сказала женщина, — к тебе пришли.
Селиверстов молчал.
Тогда женщина на цыпочках подошла к Селиверстову и заглянула ему в лицо.
— Он спит, — сказала она шёпотом. — Он совсем ещё слабый!
И она наклонилась и ни с того ни с сего поцеловала этого своего Селиверстова.
А потом она взяла стопку белья, включила утюг и стала гладить.
— Подожди немножко, — сказала она мне. — Он скоро проснётся. Вот обрадуется! А то всё один да один. Что же это, думаю, никто из школы не зайдёт?
Селиверстов зашевелился под платком.
«Ага! — подумала я. — Сейчас я всё скажу! Всё!»
Сердце у меня забилось от волнения. Я даже встала со стула.
— А знаете, почему к нему никто не приходит?
Селиверстов замер.
Мама Селиверстова перестала гладить.
— Почему?
Она глядела прямо на меня. Глаза у неё были красные, воспалённые. И морщин довольно много на лице. Наверное, она была уже немолодая женщина… И она смотрела на меня так… И мне вдруг стало её жалко. И я забормотала непонятно что:
— Да вы не волнуйтесь!.. Вы не подумайте, что вашего Юру никто не любит! Наоборот, его очень даже любят! Его все так уважают!..
Меня пот прошиб. Лицо у меня горело. Но я уже не могла остановиться.
— Просто нам столько уроков задают — совсем нету времени! А ваш Юра ни при чём! Он даже очень хороший! С ним все хотят дружить! Он такой добрый! Он просто замечательный!
Мама Селиверстова широко улыбнулась и снова взялась за утюг.
— Да, ты права, девочка, — сказала она. — Юрка у меня не парень, а золото!
Она была очень довольна. Она гладила и улыбалась.
— Я без Юры как без рук, — говорила она. — Пол он мне не даёт мыть, сам моет. И в магазин ходит. И за сестрёнками в детский сад бегает. Хороший он! Правда хороший!
И она обернулась и с нежностью посмотрела на своего Селиверстова, у которого уши так и пылали.
А потом она заторопилась в детский сад за детьми и ушла. И мы с Селиверстовым остались одни.
Я перевела дух. Без неё мне было как-то спокойнее.
— Ну вот что, хватит придуриваться! — сказала я. — Садись к столу. Я тебе уроки объяснять стану.
— Проваливай, откуда пришла, — донеслось из-под платка.
Ничего другого я и не ждала.
Я раскрыла учебник и затараторила урок.
Я нарочно тараторила изо всех сил, чтобы побыстрее кончить.
— Всё. Объяснила! Вопросы есть?
Селиверстов молчал.
Я щёлкнула замком портфеля и направилась к дверям. Селиверстов молчал. Даже спасибо не сказал. Я уже взялась за ручку двери, но тут он опять вдруг завозился под своим платком.
— Эй, ты… Синицына…
— Чего тебе?
— Ты… это…
— Да чего тебе, говори скорее!
— …Семечек хочешь? — вдруг выпалил Селиверстов.
— Чего? Каких семечек?!
— Каких-каких… Жареных!
И не успела я и слова сказать, как он выскочил из-под платка и босиком побежал к шкафу.
Он вынул из шкафа пузатый ситцевый мешочек и стал развязывать верёвку. Он торопился. Руки у него дрожали.
— Бери, — сказал он.
На меня он не глядел. Уши у него горели малиновым огнём.
Семечки в мешке были крупные, одно к одному. В жизни я таких семечек не видала!
— Чего стоишь? Давай бери! У нас много. Нам из деревни прислали.
И он наклонил мешок и как сыпанёт мне в карман прямо из мешка! Семечки дождём посыпались мимо.
Селиверстов охнул, кинулся на пол и стал их собирать.
— Мать придёт, ругаться будет, — бормотал он. — Она мне вставать не велела…
Мы ползали по полу и собирали семечки. Мы так торопились, что два раза стукнулись головами. И как раз когда мы подняли последнее семечко, в замке звякнул ключ…
Всю дорогу домой я щупала шишку на голове, грызла семечки и смеялась:
«Ну и чудак этот Селиверстов! И не такой уж он и тощий! А уши — уши у всех торчат. Подумаешь, уши!»
Целую неделю ходила я к Селиверстову.
Мы писали упражнения, решали задачи. Иногда я бегала в магазин за хлебом, иногда в детский сад.
— Хорошая у тебя подружка, Юра! Что же ты мне раньше о ней ничего не рассказывал? Мог бы давно нас познакомить!
Селиверстов выздоровел.
Теперь он стал приходить ко мне делать уроки. Я познакомила его с мамой. Маме Селиверстов понравился.
И вот что я вам скажу: не такой уж он в самом деле плохой, Селиверстов!
Во-первых, он теперь учится хорошо, и Вера Евстигнеевна его хвалит.
Во-вторых, он больше ни с кем не дерётся.
В-третьих, он научил наших мальчишек делать змея с хвостом.
А в-четвёртых, он всегда ждёт меня в раздевалке, не то что Люська!
И я всем так говорю:
— Вот видите, вы думали, Селиверстов плохой. А Селиверстов хороший! Селиверстов не парень, а золото!

Чтение в лицах. Основная мысль текста. Устное высказывание. Письменные впечатления от прочитанного

Скачать конспект (1.52 Mb)



Автор разработки: Мельник Татьяна Алексеевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 4481 | Загрузок: 240 | Комментариев: 1

Ключевые слова: чтение, устное высказывание

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»