Главная » Разработки уроков » Художественная культура

Культура Древнего Египта

Цель. Познакомить учащихся с особенностями стилей в художественной культуре на примере культуры Древнего Египта; раскрыть связь между развитием  общества и искусства; развивать художественный вкус и умение воспринимать художественные произведения.

Оборудование. Презентация, фильм.

Ход урока.

Вступление. Приветствие.

Учитель. Здравствуйте, ребята! На предыдущем занятии мы с вами говорили о периодизации в истории культуры и рассмотрели тему: …. « Первобытная культура». ( Тему называют дети). Что вам больше всего запомнилось по предыдущей теме? ( Ответы)

Актуализация.

1.Вы должны были ( это задание было по желанию) попробовать изобразить животных, похожих на те изображения в пещерах Альтамира, Ласко и.т.д, которые мы рассматривали. Работы вы видите на доске. Прошу авторов представить их..( Дети представляют работы)

2. Назовите особенности живописи периода палеолит. ( Ответы)

3. Назовите особенности живописи периодов мезолит и неолит.( Ответы)

4. Что такое « мегалиты»? назовите виды мегалитических памятников и приведите примеры. ( Ответы) Оценивание.

Мотивация. На уроках истории вы выясняли, каковы признаки цивилизации. Назовите их. ( Ответы детей)

Какие виды письменности вы знаете? ( Ответы)

С какими языковыми семьями вы знакомы?

Мы начинаем разговор  о периоде цивилизации. И тема сегодня такова:

« Культура Древнего Египта»

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Слайд 1.

Учитель Мы поговорим о роли культуры Древнего Египта  в развитии мировой художественной культуры, об особенностях искусства Древнего Египта.

II Основная часть.

Учитель. Культура Древнего Египта оставила неизгладимый след в истории мировой культуры. Древний Египет, как никакая другая цивилизация древн          Культура Древнего Египта- древнейшая культура человечества, существовавшая примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Минули тысячелетия, а интерес к ней  не иссяк. Долгое время египетская история была не известна людям, ученые не могли расшифровать таинственные письмена - иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности были загадкой, над которой бились античные философы, писатели Понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Что вы знаете об  этом из курса истории? ( Ответы  детей) (Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французско­му египтологу Жану Франсуа Шампольону (1790—1832). По­могла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделан­ная около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем V на трёх языках, в том числе и на греческом.)

 

    В V в. до н. э. древнегреческий историк Геро­дот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхож­дения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная зем­ля». Почему? ( Ответы детей).В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Ново­го царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.    

Слайд 2.

В истории Древнего Египта выделяют несколько периодов.   Первый  из  них  именуется  додинастинеским (IV тыс. до н.- э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация.

Последующие периоды, жрец Манефон предложил называть следующими царствами:

* Древним (III тыс. до н. э.);

*Средним (конец III — начало II тыс. до н. э.);

*Новым (II тыс. до н. э.).

*Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н. э.).

Слайд3.

Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов:

*культ многочисленных богов Египта (боги солнца Ра или Амон-Ра, бог Осирис, богини Исида, Сет, Маат); 

*культ обожествленного царя — фараона. Проведение установленных богами законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим важные  ритуалы,   которые   обеспечивали   процветание страны. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали пирамиды;

*культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых. В число священных входили: лев, корова, бык, кошка, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.

Слайд4.

Религия и мифология Древнего Египта

 Мифология Древнего Египта начала приобретать свой современный облик в пятом, шестом  тысячелетии до нашей эры. В каждом египетском номе сложился свой собственный, неповторимый пантеон богов, которые воплощали в себе камни, небесные тела, птицы, змеи и т.п.40 египетских номов в IV тыс. до н. э были объединены единой властью фараона Нармера, но культы номовых богов держались до самого конца истории Древнего Египта. ( Первые объдинители Египта поклонялись богу- соколу Гору- они и превратили своё божество в общеегипеткого бога Солнца. Затем местные божества получали определённую функцию и рассматривались как покровители того или иного вида человеческой деятельности)

     Образы бога земли Геба, богини Неба Нут и их сына бога солнца Амона Ра сохранились в египетской мифологии на протяжении всей истории. Каждое утро богиня Нут рождает солнце и каждый вечер снова прячет его в своем чреве - полагали египтяне.

Слайды 5-8

Центральной фигурой народной земледельческой религии был Осирис, его сестра- жена Исида, сын Гор ( Миф об Осорисе, в котором он был убит своим братом Сетом и воскрес дошёл до нас в отрывках)

В центре официального культа со времён 5- й династии находился образ солнечного бога Ра, потом Амона)

           В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Главными были «Ка» и «Ба». «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание.
       По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Такое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой.
В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Под этим подразумевалось решительно все, чем покойный пользовался при жизни: жилище, пища, слуги, рабы и предметы первой необходимости. Но прежде всего нужно было сохранить невредимым тело — обезопасить его от всяких посторонних воздействий. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь.
   Эти представления и породили два следствия: бальзамирование трупов,постройку гробниц, напоминавших скорее крепости и развитие скульптуры.  Каждая пирамида должна была служить защитой для запрятанной в ней мумии от любого возможного врага, от любых дерзостных поступков, от нарушения покоя.
Повеление фараона свитскому Синухету. ( При   возможности)

Послушайте отрывок  из литературного памятника « Истории Синухета», в которой фараон обращается к вельможе, бежавшему в другую страну:
          «.. Возвращайся в Египет! Там увидишь ты снова двор, при котором вырос, поцелуешь ты землю в Больших ворот дворца и присоединишься к семи, друзьям фараона. Ведь сейчас..должен ты думать о дне погребения и о последнем пути к вечном блаженству.
Здесь уготована тебе ночь с маслами благовонными, здесь ждут тебя Погребальные пелены, сотканные руками богини Таит. Здесь проводит тебя Похоронное шествие в день последнего соединения с землей. Изготовят тебя саркофаг из золота, а изголовье его - из чистого лазурита. Свод небесный раскинется над тобой, когда положат тебя в саркофаг и быки повлекут тебя. Музыканты пойдут впереди тебя и перед входом в гробницу твою исполнят священный танец Муу. Огласят для тебя список жертвоприношений. Заколют для тебя жертвы у погребальной стелы твоей. Поставят гробницу твою среды пирамид детей фараона, и колонны ее воздвигнуть из белого камня. НЕ Умрешь ты в чужой стране, не завернуть тебя в баранья шкуру и не зароют как варвара за простой оградой. Довольно тебя топтать землю чужую! Подумай о погребения тела своего и Возвращайся!»(" История Синухета »)

- О чём речь в этом отрывке?. О каких религиозных воззрениях египтян он свидетельствует? ( Ответы)

Слайд 9.

Додинастический период. ( IV) тыс. до н. э )

Это период объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое государство. Основание Мемфиса.

        В IV тыс. до н. э фараон Нармер объединил Верхний и Нижний Египет. Об этом рассказывает Плита фараона Нармера (Рельеф. Египетский музей).Фараон, увенчанный короной, сокрушает голову вождю северян. Сравните фигуры победителя и поверженного. О какой особенности искусства Древнего Египта мы можем сказать? ( Рассуждения детей) Величина изображения Нармера подчёркивает могущество владыки Египта. Наверху сокол, олицетворяющий божество, протягивает царю верёвку, привязанную к голове вражеского вождя. На другой стороне плиты Нармер торжественно шествует к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Внизу он же в виде быка ломает рогами стену и топчет ногами врага. В средине 2 гепарда переплетаются гигантскими удлинёнными шеями

Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в додинастический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. Начинается изготовление папируса, что способствовало широкому распространению письменности.

Слайд 10

 В додинастический период же  над усыпальницами вождей стали возводить» мастабы»( в переводе- «скамья») - гробницы в виде усечённой пирамиды.

Примеры: Рельеф шиферной плиты фараона Нармера. (Ок. 3000 г. до н.э. каир. Египетский музей).

Слайд 11.

Древнее царство. ( III тыс. до н. э.)Эпоху Древнего царства (III тыс. до н. э.) сами египтяне рассматривали как золотой век в истории своей культуры, поскольку в этот период:

*Утверждается медный век;

*столица - Мемфис;

*правление фараонов: Джосера, Хеопса, Хефрена, Микерина;

*высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство;

*ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения;

завершается становление иероглифического письма;

*появляется первый свиток папируса;

*складывается система счета;

*осуществляются первые попытки мумификации.

*в эпоху Древнего царства оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с Богом солнца Амоном-Ра во главе.

*захоронения фараонов производят в гробницах.

*сложился монументальный стиль египетского искусства и выработались изобразительные каноны.

*велика роль  скульптуры.

 Что вы знаете о пирамидах? ( Ответы).

Учитель. Я продолжу ваши рассуждения. Египтяне всю жизнь готовились к смерти, а свои гробницы они строили так долго, что на это уходил труд многих поколений. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу - дом смерти. Колоссальные усилия всего населения страны уходили на то, чтобы соорудить фараону храм вечности. Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах: и живопись, и скульптура, и различные орнаменты, все было направлено к тому, чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Для этого египтяне стали делать мумии. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана.

А теперь мы послушаем ребят, которые на сегодня готовили сообщения о пирамидах.

Дети, которые заранее получили задание, рассказывают. Если же учащиеся не готовы- говорит учитель.

Слайд 12.

Сообщение о пирамиде Джосера. ( Сообщение ученика)

Самая древняя пирамида — пирамида фараона Джосера — была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Высота пирамиды — 60 метров, она имеет основание со сторонами 118х140 метров. Пирамида фараона Джосера похожа на шесть мастаб, поставленных одна на другую, ступенями поднимающихся к небу. Что это было - ступени к небу, к богу или это был прообраз первичного холма Бен-Бен, с которого, по верованиям древних египтян, началась вся земля? Скорее всего, это было и то, и другое. Боги всегда находились наверху - на небе, а первичный холм Бен-Бен в виде треугольника стал самой главной символической формой для древних египтян. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. В нее никто после похорон не мог попасть, да и не должен был тревожить прах фараона, который будет лежать там вечно.

Слайд 13.

Сообщение о пирамидах  в Гизе. ( Часто сообщения берут дети, побывавшие в Египте). Самыми знаменитыми являются три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до н. э.
   Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Сейчас на ее вершине площадка, на которой во время второй мировой войны располагался английский пост противовоздушной обороны. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, площадь ее более 50 000 квадратных метров.
   Пирамида состоит из 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и толщиной в 30 сантиметров. Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый — 15 тонн, общий вес пирамиды — 5,7 млн. тонн.
    Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Только с помощью самых современных приборов удалось обнаружить замурованный древними строителями вход в пирамиду. Внутри она прорезана ходами, коридорами, а к самой погребальной камере идет широкая пятидесятиметровая галерея, облицованная гранитом, перекрытая подобием свода, который позволяет стенам выдержать огромную тяжесть каменной массы, давящей на галерею сверху. Древние мудрые строители сделали еще несколько разгрузочных камер, чтобы пирамида была не слишком тяжелой.

    Слайд 14.

       Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хафра ( Хефрена). Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен.Это гигантское изваяние  с головой человека и телом льва.Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения. (Два  таких сфинкса лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта). Пирамиды Хефрена и Микерина своими юго-восточными вершинами находятся на одной линии с великой пирамидой Хеопса. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Даже в Древнем Египте вскоре перестали их строить - слишком много на это требовалось материала и человеческих усилий.

Слайд 15.

Скульптура Древнего царства

        Учитель. В искусстве Древнего царства ог­ромную роль играла скульптура.   В Древнем Египте ваятель назывался « санх», что в переводе « творящий жизнь». Египетские статуи исполнялись со­гласно канону (греч. «норма», «пра­вило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное ис­кусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой впе­рёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминаль­ные храмы и гробницы, статуи оли­цетворяли собой умерших и явля­лись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высе­калась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделы­валась в деталях.

       Образы, созданные в придвор­ных мастерских Мемфиса, обраще­ны, как и всё древнеегипетское ис­кусство, к вечности, поэтому из них изгонялось всё случайное, суетное, второстепенное.  Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равнове­сие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстраст­ность лиц. В облике вла­стелина портретное сходство должно было обязательно со­четаться с торжественной мо­нументальностью и величием. Примером тому может слу­жить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемо­го богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе).

Слайды 16-17

           Деревянная статуя вельмо­жи Каапера (середина III тыся­челетия до н. э.) — дородного степенного пожилого египтя­нина с посохом в руке — так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название.

   Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э.), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержан­ный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово сво­его властелина. Статуя выполнена из известняка, глаза-из горного хрусталя.В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыся­челетия до н. э.), восседающих на тронах, передано состояние наив­ной чистоты, доверчивого приоб­щения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахотепа окраше­на в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет — в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой обле­гающей одежде и в коротком чёр­ном парике, на шее у неё разноцвет­ное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура, её округлое, не­сколько тяжеловатое лицо, вырази­тельные глаза подкупают непосред­ственной жизненностью.( По традиции раскраска была таковой: тело мужчины красно- коричневое, тело женщины светло- жёлкое или жёлто- розовое, волосы чёрные, одежды белые).

Слайд 18

      Получило распространение и изобразительное искусство. Прежде всего в росписях стен гробниц. Примером могут служить росписи из гробницы зодчего Нефермаата в Медуме (27 в. до н. э., Каир, Египетский музей). (Гуси». Фреска гробницы зодчего Нефермаата в Медуме. 27 в. до н. э. Каир. Египетский музей. Фрагмент) Посмотрите, сочные и чистые сочетания  цветов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля. Человек и его деятельность – главные темы гробничных рельефов и росписей (гробницы вельмож Ти, ок. 2450 г. до н. э., и Птаххотепа, ок. 2350 г. до н. э.; обе – в Саккара). В захоронениях эпохи Древнего царства не было изображений богов, солнца и луны. Запечатлённый на стенах мир не был зеркальным отражением земного существования; это была искусственно созданная среда, обеспечивающая все потребности владельца гробницы. Рельефы и росписи разбиты на полосы и «читаются» как текст; они настолько точно и подробно передают повседневную жизнь египтян, что служат надёжным источником для её изучения. Однако, по сравнению с реальностью, в изображение загробного «мира-двойника» вносились определённые изменения. Не было сцен государственной службы, свидетельствовавшей о подчинённом положении. Настенные росписи отличает плоскостность, яркость цветов. Египетские мастера работали клеевыми красками, обычно не смешивая их; полутона появились только в поздний период. Выразительность живописи строилась на чёткости силуэтов, контуры которых заполнялись яркими красками. Человека изображали не так, как видели, а таким образом, чтобы дать о нём наиболее полное представление: плечи, туловище и глаз на лице человека изображались анфас, лицо и ноги – в профиль.
 

Примеры:Пирамида фараона Джосера в Саккара ( 28 в. до. н.э); Пирамиды в Гизе Хеопса, Хефрена, Микерина( 27. в. до н.э.); статуя писца Каи ( сер. 3 тыс. До. н. э.Париж. Лувр); деревянная статуя вельможи Каапера(  3. тыс. до н.э.Каир. Египетский музей); росписи гробницы зодчего  Нефермаата в Медуме ( 27 в. до н.э. каир. Египетский музей); «Танцовщицы на пиру». Фреска гробницы вельможи  Небамуна в Фивах. 15 в. до н. э. Фрагмент,ювелирные изделия.

Слайд 19

Среднее царство (конец III — начало II тыс. до н. э.) - второй период расцвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической

Период правления фараонев: Аменемхета I,Ментухотеп I. Сенусертов I-III. Новое объединение страны после первого переходного периода, распространение влияния Египта на Азию и Нубию. Главное божество- Амон. Пирамиды строили из кирпича- сырца. Стелы. ( Высокие тонкие обнлиски с заострённой пирамидальной верхушкой, покрытые иероглифами. Воздвигают  их в честь богов и царей)

         В последние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное госу­дарство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) политический центр стра­ны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра.

В этот период возросла само­стоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номар­хов), что привело к расцвету мест­ных художественных школ. Присво­ив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти пол­ной независимости, номархи стро­или свои усыпальницы в собствен­ных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с проклад­кой из щебня и песка между стена­ми, они быстро разрушались. К наиболее известным произведе­ниям этого времени относятся изо­бражения сцен рыбной ловли и охо­ты в нильских зарослях (гробница номарха Хнумхотепа, конец XX в. до н. э). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Ди­кая кошка прячется на прогнув­шемся под её тяжестью стебле цве­тущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрывается в ажурной листве акации, среди них красавец удод, оранжевый, с чёрно-белыми крыльями.

В гробницах обнаружено множе­ство деревянных статуэток, состав­ляющих иногда целые группы, — слуг, пахарей, прачек, пастухов, во­инов, лодочников.

Слайд 20

С середины эпохи Среднего цар­ства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Это по­требовало большего внимания к воссозданию характерных портретных черт, в том числе и возрастных изменений. На изображениях Сенусерта III и Аменемхета III (XIX в. до н. э.) резкие крупные черты лица, складки на щеках придают им суро­вое, почти скорбное выражение.

Слайд21

        При Сенусерте III наступил рас­цвет придворного ювелирного ис­кусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. В прямоуголь­ном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустирован­ном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, укра­шенное золотом зеркало, сосуды для благовоний, блюдечко из серебра. Головной убор царевны в виде золотого обруча с изображением священной кобры (уреем), её пояс из золотых рако­вин — лишь малая часть ювелирных изделий, созданных в ту эпоху. К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречают­ся изображения жука-скарабея (сим­вола солнца и воскресения из мёрт­вых) и разных божеств. Пектораль Сенусерта III, вырезанная из листо­вого золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом, — самая гармоничная среди многих подоб­ных произведений искусства Древне­го Египта, дошедших до наших дней.

*Пилоны — каменные сооружения в форме усечённой пирамиды

Примеры: Усыпальница- храм Ментухотепа I в Дейр-эль- Бахари ( 21 в. до н. э )

Слайд 22

   Новое царство II тыс до н.э (16-11 вв.до н.э.)

Фараоны: Яхмос; Тутмосы I,II,III; Аменхотепы II,III,IV (Эхнатон); царица Хатшепсут, Сети I; Рамзесы II,II Наступил после второго переходного периода.Характеризуется изгнанием гиксосов, объединением страны, периодом Амарны ( нач. 14 в. до. э. )Место погребения- Долина царей. Храмовое строительство ( Храмы в Карнаке, Луксоре…)

Нашествие азиатских племён — гиксосов (на языке древних египтян их на­звание означало «чужеземные правители») — около 1700 г. до н. э. на пол­тора столетия повергло страну в пучину бедствий. Вместе с гиксосами в до­лине Нила появились лошади и колесницы, которых с тех пор стали изображать на египетских рельефах и в настенных росписях.

Изгнание гиксосов в середине XVI в. до и. э. положило начало эпохе Но­вого царства (XVI—XI вв. до н. э.) и возрождению египетской государствен­ности. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над многими соседними странами. Его возросшее значение заставило государей соседних держав посылать фараону дорогие подарки. В летописях и поэтических гимнах прослав­лялось могущество государства и его властителей. Вполне естественно, что ду­ху времени отвечали и памятники искусства Нового царства.

Слайд 23

         Египетский храм прямоугольный, разделённый на 3 части: перистильный двор, обрамлённый 1-2 рядами колонн, гипостильный зал, святилище. Капители колонн: пальмоподобные, лотосоподобные, папирусоподобные.

 

 

Слайд 24

ХРАМ В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ ( Сообщение учащегося)

         Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупо­койный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.), посвящён­ный богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Ни­ла (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини люб­ви, музыки и танца, глубоко почи­тался египтянами.

Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захва­тив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царст­вования не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочис­ленные изваяния. Хрупкая, миниа­тюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, уд­линёнными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с накладной бородкой. Такова была традиция изображения фараонов. Хатшепсут, желая утвердить свою власть над подданными, не привык­шими видеть женщину на троне. После кончины царицы Тутмос III уничтожил статуи Хатшепсут, её имя в надписях было сбито.

Храм в Дейр эль-Бахри — выдаю­щийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделён­ный огромной государственной вла­стью. Храм расположен на трёх террасах, соеди­нённых пандусами (наклонными пло­щадками) и обрам­лённых столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нуж­но было пройти по аллее сфинксов, тя­нувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик хра­ма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в об­лике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голо­ва богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах рас­полагались водоёмы, росли деревья.

Храмы Луксора и Карнака ( Сообщение учащегося)

        Наиболее совершенным воплоще­нием культового ансамбля стали знаменитые храмы в Луксоре и Карнаке. Эти памятники,  принадлежащие к величайшим со­зданиям древнеегипетского зодчест­ва, строились начиная с XVI в. до н. э. в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отли­чались подчёркнутой монументаль­ностью. Пилоны обрамляли входы в храмы. Расположенный вдоль бере­га Нила храм в Луксоре почти цели­ком воздвигнут архитектором Амен­хотепом Младшим в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Вели­колепны дворы Луксора, окружён­ные могучими золотистыми колон­нами в виде папируса.

                   Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из соро­ка каменных сфинксов — совер­шенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного жи­вотного бога Антона), расположен­ных на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов подходила к первому входу, который был сравни­тельно невелик и узок. На высоких деревянных мачтах, прикреплён­ных к пилонам, развевались флаги. Вход вёл в открытый двор, окружён­ный стенами, колоннами и статуями. Через узкий второй вход попадали в гипостильный зал. Гипостильный (от греч. «хипостилос» — «поддерживаемый колонна­ми») зал Карнакского ансамбля (XVI—XII вв. до н. э.), в котором бо­лее ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Цен­тральный проход, обрамлённый ко­лоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены жёлты­ми звёздами и парящими священны­ми коршунами.

          Из гипостильного зала можно бы­ло пройти в маленькое тёмное святи­лище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время общенародного многоднев­ного весеннего праздника Амона из­ваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно вы­носилось из святилища для соверше­ния ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.

      Сохранилось множество прекрас­ных рельефов и росписей, испол­ненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатле­ны самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Таков, на­пример, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н. э.), изображающий толпу плакальщиков.

     В сюжетах рельефов гробниц господствует движение. Кони, за­пряжённые в колесницы, мчатся га­лопом; от стрел охотников убегают звери; падают поверженные враги. Лодка фараона вторгается в глубь нильских зарослей, отчего гнётся цветущий тростник, взлетают птицы, хлопая крыльями; рыжая кошка успе­вает схватить зубами утку, а лапа­ми — двух иволог. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стре­мление к изысканности. Больше вни­мания уделяется деталям: пышным одеждам, сложным причёскам, драго­ценностям. (рельефы гробницы визира Рамеса, XIV в. до н. э.). Живопись обо­гащается сочетанием розовато-фио­летовых, золотистых, голубых то­нов; условность раскраски исчезает: передаются более близкие к реаль­ным оттенки светлой и тёмной кожи; на женских лицах заметен румянец; часто изображаются  молодые служанки, танцовщи­цы, музыкантши.

Высоким вкусом отмечены про­изведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложеч­ки для косметики, зеркала, коро­бочки) обычно украшались изобра­жениями юных девушек, которые несут большой сосуд, играют на ар­фе, плывут с лотосом, уткой, рыбой в руках. Впервые появились изделия из стекла, в том числе и скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступили место так называемым ушебти («ответчикам»). Это статуэт­ки из терракоты (пористой обож­жённой глины), фаянса, камня, дере­ва в форме мумий с открытыми головой и руками. Они изображали тех, кто отбывал за усопшего повин­ность в загробном мире.

Слайд 25

   Произведениями настен­ной живописи славятся фиванские гробницы сановников эпохи Но­вого царства, датируемые XV в. до н. э., периодом XVIII династии. Согласно традиции, росписи расположены одна над другой гори­зонтальными полосами. Владелец гробницы и его жена перед жерт­венником, гости в креслах и на ци­новках, слуги, служанки, музыкан­ты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины — и господа, и слуги — занимают одну сторону росписей, женщины — дру­гую. Служанки — молодые, строй­ные и чаше всего обнажённые девушки — подают изящным еги­петским дамам цветы, разносят плоды и вино

      Гостей развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты — мужчины и женщины — играют на арфах, мандолинах, двойных флей­тах, лирах и барабанах. На фраг­менте одной из росписей четыре сидящие музыкантши аккомпани­руют танцовщицам, отбивая такт ладонями тонких длинных рук.

 

Слайд 22 ( вернуиться)

Статуи фараона Аменхотепа III (Колоссы Мемнона).

XV в. до н. э. ( Сообщение учащегося)

     Две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (около 1455—1419 гг. до н. э.) — единственное, что осталось от знаменитого храма и дворца этого выдающегося правителя. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустынной равнины на фоне далёких холмов. Колоссы Мемнона — так стали называть их в I в. н. э, когда одна из статуй, повреждённая землетрясением, на восходе солнца начала издавать печальные мелодичные звуки. По представлениям древних греков, таким способом мифический эфиопский царь Мемнон, погибший от руки героя Ахилла, приветствовал свою мать — греческую богиню утренней зари Эос. Феномен «поющей» статуи учёные объясняют утренними температурными колебаниями воздуха, проникавшего в изломы скульптуры. После реставрации, проведённой по приказу римского императора Септимия Севера в начале III в., изваяние умолкло навсегда.

Слайд 26.

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД

Учитель. В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 — около 1351 гг. до н. э.) про­вёл религиозную реформу, оказав­шую существенное влияние на ис­кусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце, носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходя­щими от него лучами, которые за­вершались знаком жизни — анхом (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне: «Утром ты озаряешь землю, прого­няешь мрак, посылаешь лучи света... Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы ле­тают в своих болотах, крылья их ве­личают дух твой... всё живёт, когда ты смотришь на нас...».

   На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), поки­нул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформато­ра принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве -как амарнский стиль.

       Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцо­вого (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находи­лись Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных ко­лоннад располагались большие, от­крытые солнцу дворы с жертвенни­ками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явле­ний», в котором по торжественным дням фараон представал перед сво­ими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рос­писи, рельефы с инкрустацией и позолотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изобража­ли бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. В загородных усадьбах бла­гоухали тенистые сады, сулили про­хладу водоёмы. Устраивались в усадьбах и зверинцы.

         После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около тридцати восьми лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, что­бы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зда­ний, гробниц и мастерских позже были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ре­месла. В них переданы лирические настроения, естественные челове­ческие чувства. Эти новые, некано­нические особенности отличают скульптурные изображения само­го Эхнатона, его супруги Не­фертити и их шести дочерей.

Слайд 27

          Среди мастерских Ахетатона наи­более известна мастерская началь­ника скульпторов Тутмеса — по-ви­димому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие про­изведения погибли или сильно по­страдали. Ворвавшиеся в мастер­скую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Не­фертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известня­ка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совер­шенной красоте царицы: гармонич­ности её точёных строгих черт, бе­зупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посад­ке головы. На шее у Нефертити оже­релье, на голове высокий царский убор синего цвета.

     Незавершённое изображение Не­фертити из мастерской Тутмеса — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, — полно обаяния женственности. Порази­тельно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают неж­ность юного лица, словно тронутого лёгким загаром.

Правление Эхнатона. которое длилось всего около семнадцати лет, в масштабах тысячелетней древ­неегипетской истории подобно мгновению, яркой вспышке. После смерти фараона-реформатора был восстановлен культ Амона-Ра. Один из преемников Эхнатона — Тутанхамон — вновь сделал Фивы столицей. Тем не менее искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египет­ской культуры. Прежде всего это сказалось в произведениях середи­ны XIV в. до н. э. — сокровищах, ко­торые были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей.

  Восстановление военной мощи Египта, новый приток в страну богатств и рабов в правление фараонов XIX династии — Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III — позволили возобновить грандиозное строительство, прежде всего в Фивах. Новые властелины Египта стремились превзойти своих предшественников, затмить их. Искусство того периода приобрело торжественность, памятни­ки архитектуры отличались колоссальными масштабами, обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.

Слайд 28

ГРОБНИЦА ТУТАНХАМОНА(  Сообщение учащегося)

        Во времена Нового царства фараонов стали хоронить  в Доли­не царей, в подземных, тщательно скрытых гробницах

Среди открытий XX в. подлинной сенсацией стала на­ходка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Её нашли археолог Говард Картер (1873— 1939) и лорд Корнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Сокровища Тутанхамона вызвали такой интерес и энтузиазм, как ни од­но другое археологическое открытие. В Долину царей хлынули туристы, страницы газет заполнили многочис­ленные сообщения, возникло немало предположе­ний, слухов и домыслов.

              Давно исследованная, суровая, палимая солнцем Долина царей как будто не оставляла никаких надежд на новое открытие. Только небольшой участок земли у подножия ранее открытой гробницы Рамсеса VI был нетронут. Именно здесь экспедиция Картера обнару­жила те знаменитые двенадцать ступеней, которые ве­ли вниз, к замурованной двери с печатью Тутанхамона.  Археологи увидели богато украшенные ложа и складные походные кровати, стулья, кресла, табуретки, играль­ные столики, двухколёсные позолоченные инкрустиро­ванные колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и ма­ленькие статуи, изображения животных. Среди них на­ходилась и статуэтка бога Анубиса в виде шакала, ле­жащего на ларце, которая была выполнена из чёрного дерева, инкрустированного золотом, серебром, але­бастром и обсидианом.

            Почти всё помещение погребальной камеры, рас­положенной справа за третьей запечатанной дверью, занимал огромный обитый листовым золотом ящик с большой двустворчатой крышкой. В нём один в дру­гом находилось несколько саркофагов. В последнем, из чистого золота, весом более ста десяти килограм­мов, находилась мумия Тутанхамона со знаменитой зо­лотой маской на лице. Мумия была буквально с голо­вы до ног осыпана драгоценностями — от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного ис­кусства. Исследователи мумии установили её портрет­ное сходство с золотой маской фараона. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскош­ных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изы­сканная красота находок до сих пор производят оше­ломляющее впечатление.

           Тутанхамон (около 1400—1392 гг. до н. э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь фараона Эхнатона и царицы Нефертити, выросли при царском дворе в Ахетатоне (ныне Амарна). Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы, изме­нить имена (Тутанхамон стал именоваться Тутанхатоном), возродить старые культы, в придворном искус­стве сохранились традиции Ахетатона. Прекрасны изображения молодого царя в скульптуре, в росписях на драгоценных ларцах, в золотых статуэтках на свя­щенной ладье и на спине чёрного леопарда. Царь и царица, которым, возможно, чуть больше четырнад­цати лет, часто изображены вместе. Они связаны, как Эхнатон и Нефертити, чувством взаимной нежности. Прелестная Анхесенамон угадывается в статуэтках че­тырёх богинь, охраняющих ковчег с канопами (алеба­стровыми сосудами для хранения внутренностей) фараона. Один из шедевров парадной мебели — из­готовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку тро­на украшают гибкие фигуры царственной четы, выгра­вированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.

Слайд 29

АБУ-СИМБЕЛ ( Сообщение учащегося)

       Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на тро­не в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари — они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческо­го роста. Всё архитектурно-пласти­ческое построение ансамбля подчи­нено идее власти и силы. Малый храм, более простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоя­щими в глубоких скальных нишах статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, ко­торой храм посвящался.

       Расположенный у воды храмо­вый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами -- торжествен­ный и наивно-поэтический мотив в скульптуре Египта — приветствова­ли бога солнца Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окра­шивались красками утренней зари.

 

  Два раза в год, 22 февраля и 21 ок­тября (по другой версии, один раз в год — в день рождения фараона), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной шестьдесят пять метров, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и фараона Рамсеса II.

           Строительство Асуанской плоти­ны в 60-х гг. XX в., которое грозило памятнику затоплением, вызвало огромную тревогу во всём мире. В соответствии с утверждённым ЮНЕСКО (Организацией Объеди­нённых Наций по вопросам науки, образования и культуры) проек­том спасения знаменитого ансамб­ля скальные храмы, разобранные на блоки, были перенесены на безо­пасную высоту.

Примеры: Карнакский( 16 в. до н.э.),Луксорский ( 15. В. до н.э.Фивы) храмы; храм царицы Хатшепсут ( 15. в до н.э.Дейр-эль- Бахари); Захоронения в гробницах в Долине царей ( гробница Тутанхамона); большой храм Рамзеса II в Абу- Симбеле (13. в. до н.э. Нубия); портрет царицы Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка (14 в. до н.э Берлин- Далем. Музей); рельеф «Плпкальщицы»( 14 в. До н.э.Москва ГМИИ)

Поздний период (Конец II-Iтыс. до н.э (11 в.- 332 г до н.э.)) в истории Древнего Египта — пора тяжёлых войн и иноземных вторжений. Свой последний расцвет искусство Египта пережило при фараонах Саисской династии в VII столетии до н. э. Однако в целом произведе­ния архитектуры, скульптуры и жи­вописи этого периода свидетельст­вуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.

    В 332 г, до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. Великий полководец основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря, город, на­званный его именем, — Александрию. На основе античной и древнеегипет­ской художественных традиций в правление греко-македонской династии Птолемеев (305—330 гг. до н. э.) в Египте сложилась одна из самых значи­тельных школ эллинистического искусства — александрийская.

Слайд 30

        Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспори­ма. Немецкий писатель Томас Манн сказал, что Древний Египет — «это до одухотворённости, до призрачности далёкое прошлое». Однако древнееги­петское искусство дарит и совершенно другое ощущение: словно сглажи­вается колоссальный разрыв веков, прошлое как бы приближается к совре­менному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь.

Выводы.

Какие характерные черты для искусства Египта вы можете назвать?

1.Архитектура представлена пирамидами, храмами.

2.Храм прямоугольный, разделённый на 3 части: перистильный двор, обрамлённый 1-2 рядами колонн, гипостильный зал, святилище.

3.Капители колонн: пальмоподобные, лотосоподобные, папирусоподобные.

4.Стены храмов украшены живописью( линейные, геометричные, расположенные в виде горизонтальных строчек)

5.Канон в изображениях: тело в фас, а ноги и голова в профиль

6. В скульптуре 3 положения: фигуры, стоящие с выдвинутой впе­рёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами.

7.Раскраска  скульптур была таковой: тело мужчины красно- коричневое, тело женщины светло- жёлтое или жёлто- розовое, волосы чёрные, одежды белые.

8.Фигура фараона выделялась размерами.

 

Слайд 31

Домашнее задание. Рассмотреть  памятники искусства Древнего Египта. Дополнить список особенностей  искусства Древнего Египта. Познакомиться с оперой Дж. Верди « Аида»

Для желающих узнать: найти информацию, почему на египетских изображениях сложился канон: тело в анфас, ноги и голова- в профиль


Список литературы.

1.Лев Любимов « Искусство Древнего мира»

 2.«Энциклопедия для детей». « Искусство». Издательство « аванта+»

3. « Художественная энциклопедия»

Культура Древнего Египта

Скачать конспект (3.91Mb)



Автор разработки: Рыжова Татьяна Владимировна

Учебный предмет: Художественная культура

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 900 | Загрузок: 124 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Культура Древнего Египта

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»