Главная » Разработки уроков » Химия

Составление уравнений простейших окислительно-восстановительных реакций, подбор коэффициентов

Девиз урока: «Кто-то теряет, а кто-то находит».

Цели урока:

1) учебная: показать учащимся сущность окислительно-восстановительных реакций, научить составлять уравнения ОВР методом электронного баланса;

2) воспитательная: воспитывать уверенность в своих силах, умение самостоятельно работать с учебным материалом;

3) развивающая: совершенствовать умение учащихся определять окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях, развивать умение расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы: беседа по вопросам, рассказ учителя, работа учащихся в группах (парах), индивидуальная работа учащихся.

Ход урока.

І. Организация класса к уроку.

ІІ. Основная часть.

1. Взаимопроверка домашнего задания (с правого оборота доски):

- ответы упражнения 115 (с.82):

Формула вещества                    Степень окисления хлора

Соответствие: 1в, 2г, 3д, 4а.

- ответы упражнения 116 (с.82):

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Определите степени окисления элементов в веществах (работа у доски):

  CaO;  AlC ;  Cr ;  NaBr;  N .

- Беседа по вопросам:

     1. Что такое степень окисления элемента (в соединении)?

- Степень окисления элемента – это условный заряд, который приобрел бы атом в соединении, если бы полностью отдал свои электроны или полностью присоединил чужие.

     2. Какие реакции называют окислительно-восстановительными?

- Реакции, протекающие с изменением степеней окисления элементов, называют окислительно-восстановительными реакциями.

     3. Какой процесс называют «окисление» (реакцией окисления)?

- Окисление – отдача электронов частицей вещества.

    4. Какой процесс называют «восстановление» (реакцией восстановления)?

- Восстановление – присоединение электронов частицей вещества.

    5. Что происходит с электронами частицы  «восстановитель»?

- Восстановитель отдает электроны (реакция окисления).

    6. Что происходит с электронами частицы  «окислитель»?

- Окислитель присоединяет электроны (реакция восстановления).

- Найдите ошибки в записях (на  левом обороте доски):

3. Изучение нового материала.

- Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух процессов – окисления и восстановления.

- В ходе ОВР восстановитель полностью или частично отдает свои электроны, а окислитель полностью или частично присоединяет чужие электроны.

- Поэтому девиз урока сегодня: «Кто-то теряет, а кто-то находит».

- О приобретениях и потерях атомов сложено стихотворение:

Окислитель как отъявленный злодей

Как пират, бандит, агрессор, Бармалей

Отнимает электроны - и О’кэй!

Потерпев урон, восстановитель

Восклицает: «Вот я, помогите!

Электроны мне мои верните!»

Но никто ему не помогает

И ущерб никак не возмещает…

 - Сегодня мы с вами должны научиться составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

- Баланс - это равенство. 

- Нашей задачей будет: сделать одинаковым количество электронов, которые отдает восстановитель и количество электронов, которое принимает окислитель.

- Для реакции взаимодействия магния с кислородом составим электронный баланс по алгоритму (приложение 1, раздать на каждую парту):

- Расставляем коэффициенты в уравнение ОВР, уравниваем количество атомов до и после реакции, получаем уравнение ОВР:

2Mg +  = 2MgO       (уравнение ОВР записываем на правом развороте доски, оставляем его до конца урока как образец для работы).                 

- Указываем восстановитель и окислитель, процессы (реакции) окисления и восстановления.    

- Если в окислительно-восстановительной реакции принимают участие 3 и более веществ, то метод электронного баланса позволяет быстро и точно расставить коэффициенты.    

- Расставляем коэффициенты в уравнение ОВР, уравниваем количество атомов до и после реакции, получаем уравнение ОВР:

4FeC  +  + 4HCl = 4FeC  + 2 O 

- Указываем восстановитель и окислитель, процессы (реакции) окисления и восстановления.    

4. Закрепление изучение материала.

1) Четыре группы (пары) учащихся получают задание для выполнения на месте (приложение 2, раздать по одному на пару), с отчетом у доски:

Группа 1

Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса:

K +  = O

Укажите окислитель и восстановитель, реакции окисления и восстановления.

Группа 2

Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса:

Al +  = Al

Укажите окислитель и восстановитель, реакции окисления и восстановления.

Группа 3

Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса:

Na + HCl = NaCl +

Укажите окислитель и восстановитель, реакции окисления и восстановления.

Группа 4

Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса:

Mg + Fe  = Mg  + Fe

Укажите окислитель и восстановитель, реакции окисления и восстановления.

2) У доски с пояснениями работает один учащийся, остальные работают на месте (задание записано на левом развороте доски).

- Составьте уравнение ОВР методом электронного баланса (по алгоритму):      

- Расставляем коэффициенты в уравнение ОВР, уравниваем количество атомов до и после реакции, получаем уравнение ОВР:   

- Расставляем коэффициенты в уравнение ОВР, уравниваем количество атомов до и после реакции, получаем уравнение ОВР:

    2 S + 3  = 2S  + 2 O

- Указываем восстановитель и окислитель, процессы (реакции) окисления и восстановления.  

Отчет групп, представители пар (групп) по очереди записывают уравнения ОВР на доске:

группа 1                   

- Расставляем коэффициенты в уравнение ОВР, уравниваем количество атомов до и после реакции, получаем уравнение ОВР:

- Указываем восстановитель и окислитель, процессы (реакции) окисления и восстановления.   

- Расставляем коэффициенты в уравнение ОВР, уравниваем количество атомов до и после реакции, получаем уравнение ОВР:

- Указываем восстановитель и окислитель, процессы (реакции) окисления и восстановления.   

2Na + 2HCl = 2NaCl +

- Указываем восстановитель и окислитель, процессы (реакции) окисления и восстановления.   

- Расставляем коэффициенты в уравнение ОВР, уравниваем количество атомов до и после реакции, получаем уравнение ОВР:

3Mg + 2Fe  = 3Mg  + 2Fe

- Указываем восстановитель и окислитель, процессы (реакции) окисления и восстановления.   

ІІІ. Заключение.

Подведение итогов занятия, домашнее задание.

Учащиеся передают микрофон:

- Сегодня на уроке я узнал (узнала):

1) …

2) …

Учитель:

- Мы научились на сегодняшнем уроке составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций (ОВР) методом электронного баланса.

- Давайте еще раз повторим алгоритм составления ОВР.

- Запишите домашнее задание (задание записано на обороте доски):  

§13, упр. 127,

повторить §12                                                       

Приложение 1

Алгоритм

составления окислительно-восстановительных

реакций методом электронного баланса

1. Записываем схему реакции, над всеми элементами расставляем их степени

    окисления.                                                 

2. Подчеркиваем знаки химических элементов, которые изменили степень                          

    окисления.                                           

3. Записываем отдельно процессы окисления и восстановления с указанием                             

количества электронов, принимающих участие в реакции.                                                 

4. Находим наименьшее общее кратное количества отдаваемых или                       

присоединяемых электронов.                                                                                  

5. Делением общего кратного на количество электронов, отдаваемых или     

присоединяемых атомом, находим коэффициент, который надо поставить  перед знаком атома.   

6. Уравниваем количество атомов до и после реакции:                

а) уравниваем атомы металлов;                                                         

б) уравниваем атомы неметаллов (кроме Н и О);                           

в) уравниваем атомы Гидрогена (водорода);                                  

г) проводим проверку числа атомов Оксигена.                               

7. Определяем окислитель, восстановитель, процессы (реакции) окисления и восстановления.                                        

                                                                                                  Приложение 2

Группа 1

Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса:

K +  = O

Укажите окислитель и восстановитель, реакции окисления и восстановления.

Группа 2

Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса:

Al +  = Al

Укажите окислитель и восстановитель, реакции окисления и восстановления.

Группа 3

Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса:

Na + HCl = NaCl +

Укажите окислитель и восстановитель, реакции окисления и восстановления.

Группа 4

Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса:

Mg + Fe  = Mg  + Fe

Укажите окислитель и восстановитель, реакции окисления и восстановления.

Составление уравнений простейших окислительно-восстановительных реакций, подбор коэффициентов

Скачать конспект (49.0 Kb)



Автор разработки: Стулень Виктор Иванович

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1097 | Загрузок: 227 | Комментариев: 0

Ключевые слова: окислительно-восстановит. реакции

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»