Главная » Разработки уроков » Химия

Физические и химические явления. Химические реакции и явления, которые их сопровождают

Цель:

сформировать понятия о физических и химических явлениях, их отличии, рассмотреть внешние эффекты, которые их сопровождают;
определить условия возникновения и протекания хим. реакций;
раскрыть значение хим. реакций в жизни человека;
развивать внимание, логическое мышление; интерес к химии; умение анализировать, делать выводы.

Оборудование и материалы: штатив с пробирками, фарфоровая чашка, хим. стакан, стеклянная пластинка, пробиркодержатель, свеча, фенолфталеин, р-р соды, р-р купрмум(II)сульфата, хлоридная кислота, щелочь.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. В окружающем мире постоянно происходят изменения.

Растет растение, замерзает вода, ржавеет железо, растворяется сахар в чае, скисает молоко, извергается вулкан. Это примеры процессов, которые называются явлениями.

В зависимости от того, к какой сфере жизни принадлежат явления, их можно классифицировать.. (СЛАЙД 1)

1) биологические           а) растет дерево

2) геологические            б) замерзает вода

                                      в) ржавеет гвоздь

3) физические                г) растворяется сахар в чае

4)химические                д)скисает молоко

е)извергается вулкан.

Сегодня на уроке мы будем рассматривать физические и химические явления. (СЛАЙД 2)

II. Изучение нового материала.

Демонстрация

1)Кусочек парафина нагреваем в чашке, расплавленный парафин выливаем в стакан с водой. После застывания демонстрируем кусочек парафина.

Какие изменения произошли с парафином. Образовалось ли новое в-во?

Такое явление относится к….(физ.)

2)Поджигаем свечку, над пламенем держим холодную стеклянную пластинку, на которой конденсируется водяной пар. Газ, который образуется- углекислый. Какие изменения произошли с парафином?

Образовались ли новые в-ва? Этот процесс называется… (хим.)

(СЛАЙД 3)

Явления

                     физические                          химические

одни в-ва не превращаются в                  одни вещества превращаются

другие, а изменяется форма                   в  другие.

или агрегатное состояние.

С химическими явлениями( реакциями) мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни.

(СЛАЙД 4)

Демонстрация слайда(горит свеча, кипит вода в чайнике, скисает молоко, растворяется сахар в чае).

Задание:определить, какие явления хим., а какие физические.

Изменения, которые происходят с в-вом при хим. явлениях описываются химическими реакциями.

Очень часто физ. и хим. явления протекают одновременно

Например, во время горения свечки парафин сначала плавится и испаряется(физ. явление), а потом пары парафина начинают гореть(хим.)

Как же отличить химические явления от физических?

В процессе хим. р-ции образуются новые в-ва с новыми свойствами и поэтому можно наблюдать определенные признаки.

Учитель демонстрирует опыты, а ученики называют какие изменения происходят с веществами. (СЛАЙД 5)

1)К раствору щелочи добавляем 2 капли р-ра фенолфталеина (изменение окраски).

2)К раствору соды добавляем хлоридную кислоту(выделение газа)

3)К р-ру купрум(II)сульфата приливаем щелочь(выпадение осадка)

4)Горение свечи(свечение, выделение теплоты)

5)Портятся продукты питания.(появление запаха).

Признаки хим. р-ций

- изменение цвета,

- выделение газа,

- образование или исчезновение осадка,

- появление, исчезновение или изменение запаха,

- выделение или поглощение теплоты,

- появление пламени.

Для того, чтобы началась хим. р-ция необходимы определенные условия.

Во-первых, в-ва необходимо соединить, перемешать. Не всегда р-ция начинается сразу после перемешивания. Древесина очень хорошо горит, но сама по себе не загорается. Для того, чтобы началась р-ция горения, дерево необходимо поджечь. Для проведения многих р-ций необходимо постоянное нагревание или охлаждение. Некоторые р-ции осуществляются под воздействием света или электрического тока.

Есть нестойкие в-ва, которые разлагаются от трения или удара.

(СЛАЙД 6)

          Условия, необходимые для того, чтобы осуществлялась р-ция

- изменение температуры,

- столкновение частиц веществ,

- изменение давления,

- перемешивание.

III.Обобщение и систематизация знаний

При выполнении задания ученики пользуются цветными карточками (зеленые карточки-явления физические, красные-химические)

(СЛАЙД 7)

Задание1:выбрать, какие из перечисленных явлений принадлежат к химическим, а какие- к физическим и объяснить свой выбор.

1)За зиму опавшие листья перегнивают.

2)Зимой ветки деревьев покрываются инеем.

3)Бродит виноградный сок.

4)Запах разлитых духов быстро распространяется по всей комнате.

5)Железный гвоздь, лежащий на улице, быстро ржавеет.

6)Разлитый ацетон быстро испаряется

7)Образуется соль при испарении морской воды.

8)Взрывается динамита.

(СЛАЙД 8) Задание2 Какие признаки сопровождают данные хим. явления?

Химические явления

Химические явления

 Признаки

скисание молока

 

ржавление металла

 

взаимодействие соды с уксусом

 

горение природного газа

 

протухание яиц

 

IV.Подведение итогов урока.

V.Домашнее задание §13, устно 101, 102.

Физические и химические явления. Химические реакции и явления, которые их сопровождают

Скачать конспект (1.85Mb)



Автор разработки: Бондарь Ольга Алексеевна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 581 | Загрузок: 56 | Комментариев: 0

Ключевые слова: физические явления, химические явления, химические реакции

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»