Главная » Разработки уроков » Химия

Азотсодержащие органические вещества: амины, аминокислоты, белки. Влияние белковой пищи на здоровье человека

Цель урока:

Образовательная – 1. Повысить уровень приобретенных знаний по теме.

                               2. Совершенствовать умение учащихся проводить химический  эксперимент.

                               3. Закрепить умения и навыки учащихся решать расчетные  задачи.

Развивающая  –      Развивать логику мышления, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная –  Воспитывать серьезное отношение к своему здоровью, формировать знания по сбалансированному питанию и умения применять знания в реальных жизненных ситуациях.

Тип урока:   Обобщения и систематизации знаний учащихся.

Ход урока

І.    Тема урока.

ІІ.   Мотивация учебной деятельности.

ІІІ.  Актуализация опорних знаний.

Индивидуальный опрос

а) у доски   (2 человека – решение задач по карточкам)

Карточка №1.

Сожгли смесь метиламина и этиламина массой 10,7г, получив азот объемом 3,36л (н.у.). Определите массовые доли аминов в смеси.

(Ответ: 57,9%, 42,1%)

Карточка №2.

Через смесь анилина, фенола и бензола массой 5г пропустили хлороводород. Образовался осадок, масса которого составляет 2,6г. Осадок отфильтровали, фильтрат обработали бромной водой и получили другой осадок массой 9,93г. Определите массовую долю бензола в смеси. (6,26%)

Задание №1

Определить наличие белка в молоке. Биуретовая реакция на группу   

Белок + Cu + NaOH → фиолетовое окрашивание

Задание №2

Определить белок в сыре. Ксантопротеиновая реакция на

Белок +   (к.)        желтый + NaOH → оранжевый

Задание №3

Как определить цистеин и метионин?

Эти белки содержат атомы серы, поэтому, реагируя с солями тяжелых металлов, образуют нерастворимые соли. Поэтому в случае отравления солями тяжелых металлов как противоядие используют белки (яйца, молоко).

Белок  +  → PbS↓  (черный осадок)

Химический диктант 11 баллов (8 мин)

Качественная реакция на анилин.
Биуретовая реакция (на какую группу?)
Горение диметиламина.
Ксантопротеиновая реакция (на какую группу).
Синтетический способ получения анилина (Зинина).
Почему амины называют органическими основаниями?
Какие свойства, основные или кислотные, имеют аминокислоты (уравнения).
Β-аминоизокапроновая кислота.
Аминопропионовая кислота (аланин).

Тестирование   8 балов

 Важнейшим из соединений, содержащих азот являются:

а) амины          б) сложные эфиры                     в) белки

г) спирты         д) аминокислоты

Первичная структура белковой молекулы – это:

а) спираль

б)последовательность аминокислот в линейной цепочке

в) пространственная конфигурация

Цветные реакции на белки – это:

а) ксантопротеиновая                 б) поликондексации

в) блуретовая                               г) этирификации

Амины – это:

а) эфедрин       б) этанол       в) анилин     г) глюкоза     д) адреналин

Какие функциональные группы всегда входят в состав кислот:

а) гидроксильная             б) карбоксильная 

в) нитрогруппа                 г) аминогруппа

Структура какого белка была расшифрована первой:

а) гемоглобин     б) инсулин      в) пепсин       г) рибонуклеоза

Для аминов характерна изомерия:

а) углеродного скелета 

б) изомерия положения группы N

в) изомерия положения СООН группы

г) изомерия положения кратной связи

Полипептидную теорию строения белков предложил:

а)  А.Я. Данилевский     1889г

б) Е.Г. Фишер                 1902г

в) Ф. Сенгер                    1956г

г) Е.Г. Фишер                  1097г

Большинство аминокислот имеют свойства:

а) кислот        б) оснований        в) амфотерных соединений

 Химическая связь, характерная  для третичной структуры белка, это:

а) водородная                           б) сульфидные мостики

в) межмолекулярная                г) солевые мостики

д) амидная

Комментирование ответов у доски и лабораторных опытов (дополнительные вопросы). 6 минут.
Заседание экспертной комиссии (проверка тестов и химдиктантов).
Выполнение упражнений.

Осуществить цикл превращений:

Цемент → стрептоцид (сульфамидный препарат – лечение инфекционных заболеваний).

7.Мини-конференция

Вопрос.

Что означает девиз урока: «Жизнь есть способ существования белковых тел…»?

1 ученик.

В пищу, необходимую человеку для жизни, входит 5 групп веществ: белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. Взрослому человеку нужно в сутки примерно 100г белка, 100г жиров, 400-500г углеводов (крахмала и сахара). При недостатке белка человек плохо переносит высокий ритм труда, не способен сосредоточиться и предпринимать большие умственные усилия, снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Схема на доске

Содержание белка в продуктах питания

мясо

8-22%

 

хлеб ржаной

7-8%

рыба

17-22%

 

сыр

20-36%

яйца

13%

 

рис

8%

молоко

3,5%

 

гречневая крупа

11%

картофель

1,5-2%

 

яблоки

0,3-0,4%

горох

26%

 

лесные орехи

12%

соя

35%

 

макаронные изделия

9-13%

2 ученик.

Те белки, которые мы съедаем, не идут на строительство нашего организма. Они просто не годятся для этого.  Наш организм с помощью желудочного сока и ферментов расщепляет белки на составные части, эти осколки называют аминокислотами. И уже из аминокислот, как из кирпичей, организм строит свои собственные белки. Некоторые необходимые для жизни аминокислоты организм может вырабатывать сам из других азотсодержащих соединений. Другие же аминокислоты организм синтезировать не в состоянии, и их надо вводить в  готовом виде с белковой пищей. Такие аминокислоты называются незаменимыми. К ним относятся: лизин, триптофан, фенилаланин. При недостатке незаменимых аминокислот нарушается нормальное существование организма. Например, при отсутствии в пище триптофана развивается заболевание глаз – катаракта. Глутаминовая кислота и ее соли, способствуют усвоению пищи. Триптофан способствует образованию в организме человека антител, необходимых для защиты организма от инфекций.

3 ученик (коллекция)

Самый богатый по содержанию белка продукты (таблица) – это мясо, рыба, бобовые, яйца и сыр. Самый важный из продуктов питания – это сыр (содержит все незаменимые аминокислоты). Вместе с тем большие ресурсы пищевого белка, такие как белки масленичных культур, бобовые, зерновые, одноклеточных организмов в пищу непосредственно не используются. Они  не привлекательны для потребителя, так как сами по себе безвкусны и бесформенны.

В начале 60-х годов академиком А.Н.Несмеяновым была выдвинута новая стратегия производства пищи – создание искусственных продуктов питания. Используемые для этой цели белки всегда являются природными: (растения, животные, микроорганизмы). Речь здесь идет о том, что природным белковым продуктам придать вкус и вид традиционных продуктов, включая деликатесы.

4 ученик.

В настоящее время одним из перспективных является микробиологический синтез белков из углеводородов нефти. В конце 50-х годов были найдены микроорганизмы, которые могут питаться парафиновыми углеводородами. При этом  из одной  тонны углеводородов получается 0,7 тонны белковых полноценных веществ. В образовавшейся массе содержатся также витамины группы В.  В лаборатории гостям могут предложить: черную икру, лососину, заливные блюда, супы, пирожки, мармелад, соки. И все это – искусственная пища, созданная руками химика.

Балансировать можно любую растительную пищу, но ближе всего к мясу белок сои. Из сои получают: соевый творог, соевое масло, сосиски, молоко, фарш, мясные деликатесы (выставкапродуктов).

Решение задач (у доски).   4 мин.

Как же в лабораторных условиях можно получить аминокислоты?

Задача.

Аминоуксусную кислоту получили из уксусной кислоты массой 24г с выходом 60%. Какой объем раствора с массовой долей NaOH 15% и        ρ = 1,16 г/мл  потребуется для нейтрализации аминоуксусной кислоты? (55,2 мл)

Фронтальный опрос (повторение)

Из чего состоит комплексное соединение?
Что такое комплексообразователь?
Что такое лиганды?
Как определить комплексное число? Заряд комплексного йона?

Самостоятельная робота (повторение)

І  вариант                                                           ІІ вариант

№1

Дать характеристку комплексному соединению

                                                                        

а) Указать комплексообразователь, лиганды, внутреннюю и внешнюю сферу.

b) Заряд йона – комплексообразователя?

c)  Координационное число?

d) Заряд комплексного йона7

t) Уравнение диссоциации?

f) Назовите вещество?

IV. Итог урока

      Выставление оценок

      Выполнение задач урока

V   Домашнее задание:

Закончить задачу
№ 24-12, № 24-16, № 24-20 (Хомченко)

Азотсодержащие органические вещества: амины, аминокислоты, белки. Влияние белковой пищи на здоровье человека

Скачать конспект (89.1 Kb)



Автор разработки: Рябуха Галина Станиславовна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1599 | Загрузок: 233 | Комментариев: 0

Ключевые слова: белки, азот, аминокислоты, амины

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»