Главная » Разработки уроков » История

Эпоха Екатерины II

ЦЕЛЬ: охарактеризовать внутреннее и внешнее развитие Российской империи в период правления Екатерины II, рассмотреть причины, ход и последствия восстания Пугачёва; развивать умение работать с учебником, историческими документами, работать с электронной картой; формировать у учащихся умение  определять роль исторической личности на различные исторические процессы; умение составлять систематические таблицы, развивать умение высказывать свою т. з. подтверждая её фактами; воспитывать у учащихся любовь к предмету.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: «Сенат», «Семилетняя война», «разделы Польши», «Золотой век», просвещённый абсолютизм, крестьянская война.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ: 1756 – 1763 гг. – Семилетняя война;

                                                              1755 г. – основание Московского университета;

                                                              1773 – 1775г. – крестьянская война  Пугачёва;

                                                              1772г.

                                                              1793г. – три раздела Польши;

                                                              1795г.

                                                              1775г. – разрушение Запорожской Сечи.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, электронный атлас, документы, иллюстрации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: после урока учащиеся смогут:

Устанавливать хронологическую последовательность событий;
Показывать на карте территориальные изменения Российской империи;
Определять основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II;
Приводить примеры достижений эпохи «просвещённого абсолютизма»;
Определять роль исторической личности на ход исторических процессов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: книга В. Пикуля «Фаворит»,

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Мотивация учебной деятельности.
Изучение нового материала:

1) Внутренняя политика Екатерины II.

2) Крестьянская война Пугачёва.

3) Внешняя политика.

Закрепление новых знаний.
Итоги урока.
Д/З.

ХОД УРОКА

Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.

Этот этап урока учащимся предлагается провести в форме игры «Крестики – нолики».

ВОПРОСЫ:

Определите название документа, который определял порядок продвижений на государственной и военной службе. («Табель о рангах»).
Назовите войну, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. (Северная война).
Как назывался высший государственный орган власти, который был образован Петром I. (Сенат).
Назовите года правления Петром I. (1682 – 1725).
Кому переходит власть в Российской империи после смерти Петра I.  (Екатерина I).
Какой период в истории России называют «Бировщиной» ? (Период правления Анны Иоанновны).
С 1741 -  1761гг – в России правила … (Елизавета)
После смерти Елизаветы власть в Российской империи переходит в руки … (Петра III)
 Женой Петра III стала … (София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская).

Мотивация учебной деятельности.

Однако прежде, чем мы перейдём к изучению новых знаний , учащимся предлагается сыграть в ещё одну игру – «Дешифровщик», в результате, которой учащимся удастся установить имя исторической личности с деятельностью, которой им предстоит познакомится на сегодняшнем уроке. Это Екатерина Великая.

Просмотр фрагмента фильма «Виват, гардемарины!», который поможет более конкретно охарактеризовать и сконцентрировать внимание учащихся на данной теме.

 

Для Екатерины II наступила историческая давность… счёты потомства с Екатериной II уже давно сведены. Для нас она не может быть ни знамением, ни мишенью – для нас она только предмет изучения!

( В. Ключевский)

Изучение нового материала:

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем (который открыто появлялся в обществе любовницы Е. Р. Воронцовой) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др.

В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей.

22 сентября (3 октября) 1762 г.   Екатерина  была коронована в Москве. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное».

Внутренняя политика Екатерины II.

Самостоятельная работа с учебником.

(Учащиеся, делятся на четыре  группы и  читая соответствующий текст  параграфа заполняют таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»).

Группа1 – Экономическая политика Екатерины Великой.

Группа 2 – Административно-территориальные изменения.

Группа3 – Социальная политика Екатерины.

Группа 4  - Развитие культуры.

Название реформы

Дата

Событие

Экономическая

1764г.

1765г.

1765г.

1782г.

Секуляризация  церковных земель;

Крестьян разрешено отправлять на каторгу без суда и следствия;Монастырские земли передавались в собственность крестьян.

Дворяне были провозглашены владельцами земли.

Административная

1775.

Административно-территориальная реформа;

Социальная

1767г.

1785г.

Закон, к-рый запрещал любые жалобы крестьян на помещиков;

«Жалованная грамота дворянству».

Культурная

1755г.

1782г.

1765г.

 

1756г.

Открытие Московского университета;

Школьная реформа;

И. Ползунов построил паровую машину;

И. Кулибин изобрёл трёхколёсный самокат;

В Петербурге основан государственный театр;

 

ВОПРОСЫ:

Как называлась политика которую проводила Екатерина II?
В чьих интересах Екатерина II проводила свою политику?
Какие слои населения могли быть недовольны такой политикой и почему?
К чему это в конце концов могло привести?

Рассказ учителя.

(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией электронного атласа (http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199)

1773 – 1775гг – Крестьянская война, которую возглавил Е. Пугачёв.

Зародившись на р. Яик (р. Урал), восстание вскоре охватило всю территорию Урала, Приуралье, Поволжье и грозило перекинуться дальше.  Однако, как и все выступления оно было стихийным, разрозненным, не было чёткой дисциплины и программы действий – поэтому вскоре  было подавлено.

Самостоятельная работа с учебником.

(Учащиеся делятся на группы, по 2 человека в каждой и составляют схему «Внешняя политика Екатерины II». Используя для этого электронный атлас http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199 ).

 

Север

Запад←Екатерина II→Восток

Юг

РАБОТА С КАРТОЙ

Покажите на карте государства с которыми Российская империя в период правления Екатерины II вела военные действия?
Покажите на карте государства с которыми в России в этот период были установлены дипломатические отношении?

Закрепление новых знаний.

Закрепление новых знаний проходит в форме работы с электронными тестами, которые заранее устанавливаются и составляются учителем, на каждом компьютере.

Итоги урока.

«Я не хочу утверждать, что при мужчинах порядка не было. Но факт налицо – при Екатерине Великой Российская империя расцвела», -

Ирина Арсеньева, президент Всемирной Ассамблеи женщин.

Д/З.

 

Использованные материалы для подготовки к уроку :

И. М. Лихтей. Всемирная история. Новое время (XV – XVIII вв.) 8 класс. – Учебник для общеобразовательных заведений. – 2008г.
Пикуль В. Фаворит. – Т.1. – 1985г. – С.25.

Эпоха Екатерины II

Скачать конспект (4.77Mb)



Автор разработки: Гуськова О. Н.

Учебный предмет: История

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 163 | Загрузок: 24 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Екатерина II

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»