Главная » Разработки уроков » География

Урок географии в 6 классе «План местности»

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме «План местности»; проверить и оценить знания, умения и навыки, приобретенные при изучении темы;
  •  развивать у учащихся географическое мышление, самостоятельность, умение применять теоритические знания на практике;
  •  воспитывать внимание, любознательность, интерес к географическим наукам, чувство коллективизма и доброжелательности.

Оборудование:

  • ЛОС «План местности», «Абсолютная высота точек. Горизонтали»;
  • Компьютер, проектор;
  • Компьютерная презентация «План местности»;
  • Атласы, компас;
  •  Карточка заданий и контроля,
  • Линейка, карандаш.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Структура урока

І. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. На доске записано дату и тему урока.

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

Вводное слово учителя:

- Бывало, в сказках старый столб вещал богатыря;

Пойдешь направо – конь падет, налево – сгинешь сам,

А прямо – ждет тебя успех на всем твоем пути!

А что поможет вам теперь путь правильный найти?

Расскажет, что, и почему, и где в пути вас ждет,

Как только дружный ваш отряд отправится в поход?

(Учащиеся дают ответ)

    Правильно ребята! Это план местности. Мы завершили изучение темы «План местности», и на сегодняшнем уроке подведем итог нашей работы, проверим прочность наших знаний и умений применять их на практике.

   При ответах на вопросы, вы можете пользоваться листами опорных сигналов, которые размещены на доске. Практические задания вы будете выполнять на карточках заданий и контроля, здесь же, после коллективной проверки задания, вы выставляете количество балов за каждый правильный ответ.

ІІІ. Обобщение знаний, умений и навыков

  1. Фронтальная беседа
  • - Что мы называем местностью?
  • - Как можно изобразить местность?
  • - что такое план местности?
  •  - Что такое масштаб?
  •  - Какие виды масштаба вы знаете?
  1. Практическое задание №1   (слайд №1 с заданиями на экране)

             Перевести из числового масштаба в именованный (в км)

1-вариант

2-вариант

  • 1: 7500000       ( в 1см – 75 км)
  • 1: 30000         (в 1 см – 0,3 км)
  • 1: 500000       (в 1 см – 5 км)
  • 1: 1000000        (в 1 см – 10 км)
  • 1: 350000           (в 1см – 3,5 км)
  • 1: 100000             (в 1 см – 1 км)
 

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №2 с ответами  на экране).

  1. Интерактивная  беседа.

Для того, чтобы составить план местности, нужно уметь ориентироваться на местности.

  • Что значит ориентироваться на местности?
  • Назовите основные стороны горизонта.
  • Назовите промежуточные стороны горизонта.
  • Что такое азимут?
  • Какие способы ориентирования на местности вы знаете?

   В книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» летчик Алексей Маресьев, очутившись в густом лесу в 50-ти километрах от линии фронта без карты и компаса, ясно представлял, в какую сторону нужно идти, так как умел ориентироваться по солнцу и местным признакам.

Примеров, умения находить направление на местности без помощи инструментов, можно привести очень много.

  1. Практическое задание №2  (слайд №3 с заданиями на экране)

Определить, в каких случаях стороны горизонта соответствуют указанному азимуту:

1-вариант

2-вариант

  • «С-З» - А=135°
  • «Ю-В» - А=140°
  • «С» - А=360°                                
  • «С-В» - А=135°
  • «С» - А=0°
  • «З» - А=90°
 

Взаимопроверка, выставление балов в карточку  (слайд №4 с ответами  на экране).

  1. Игра «Топографические знаки»

   Ориентироваться вы умеете. А умеете ли вы читать условные знаки? Знаете ли вы какие требования существуют к условным знакам?

Условные знаки очень просты,

Напомнят предмета они нам черты,

Проверить хочу я, кто же из вас,

Справится с ними как «ас».

     Учитель демонстрирует на экране слайды с топографическими знаками, а учащиеся объясняют их.

  1. Рассказ учителя

       Поверхность Земли неровная, как же точно изобразить высоту холмов и глубину впадин?

      В Кронштадте на мосту Обводного канала установлена металлическая пластина с горизонтальной чертой, указывающей нуль водомерной рейки. Именно Балтийское море является высотным началом нивелирных работ в странах СНГ.

Беседа

  • Какой бывает высота географических объектов?
  • Что такое относительная высота?
  • Что такое абсолютная высота?
  • Как называются линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой?
  • Что такое бергштрихи?
  1. Практическое задание №3 (слайд №5 с заданиями на экране)

1-вариант

2-вариант

Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий 

Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

 

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №6 с изображением холма и впадины на экране).

  1. «Найди ошибку» (слайд №6 на экране, топографическая карта выполнена с ошибками)

   Перед вами находится план местности, но человек, который его составил, по незнанию или специально, сделал много ошибок. Наша задача: найти эти ошибки.

  1. Практическое задание №4 (слайд №6 с заданием на экране)

    Следующее задание – это работа с атласом. Откройте атлас на странице 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка.

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №4 с ответами  на экране).

  1. Географическая викторина
  • Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств (Глобус)
  • Прибор, указывающий направление сторон горизонта (Компас)
  • Сторона горизонта, где Солнце восходит (Восток)
  • Умение определять на местности стороны горизонта (Ориентирование)
  • Сторона горизонта, противоположная югу (Север)
  • Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности (Горизонт)
  • Сторона горизонта, где солнце заходит (Запад)
  • Деревянная рейка для определения глубин и высот определенных участков земной поверхности (Нивелир)
  • Короткие линии на плане местности, которые показывают направление склона (Бергштрихи)
  • Что является азбукой плана местности? (Условные знаки)

YІ. Подведение итогов работы. Оценивание.

  • Что же вы научились делать, изучив тему «План местности»?
  • Людям, каких профессий могут понадобиться знания о плане местности?
  • Где и в каких условиях вы можете воспользоваться знаниями о плане местности?
  • В каких учреждениях нашего города используют план местности? Для чего?

     Теперь мы с уверенностью можем сказать, что знания темы «План местности», нужны каждому человеку. И тогда каждый из нас сможет беспрепятственно преодолеть любые преграды.

 

Карточка заданий и контроля

1-вариант

Фамилия имя  ___________________________     класс

Задания, решения

Количество балов

1

1: 7500000      

1: 30000        

1: 500000      

 

2

 «С-З» - А=135°

«Ю-В» - А=140°

«С» - А=360°                                

 

3

Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий 

 

4

Атлас стр. 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка

 

 

Корригирующая оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка заданий и контроля

2-вариант

Фамилия имя  ___________________________     класс

Задания, решения

Количество балов

1

1: 1000000       

1: 350000          

1: 100000            

 

2

«С-В» - А=135°

«С» - А=0°

«З» - А=90°

 

3

Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

 

4

Атлас стр. 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка

 

 

Корригирующая оценка учителя

 

 

 

Урок географии в 6 классе «План местности»

Скачать конспект (11.4Kb)



Автор разработки: Кириенко Елена Александровна

Учебный предмет: География

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 613 | Загрузок: 67 | Комментариев: 0

Ключевые слова: план местности

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»