Главная » Разработки уроков » География

Путешествуем с географией

Цели урока:

познакомить учащихся с географической картой планеты и особенностями природы наших материков;

воспитывать у учащихся интерес к знаниям, внимательность, заинтересованность;

развивать умения и навыки работы с картами, дополнительной литературой.

Оборудование:

физическая карта полушарий, картины природы материков, атласы, кинофрагмент «Пингвины».

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Вид урока:

урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Учитель.

География – наука всем знакома!

География – для нас не просто слово!

Это корень и основа

Для познания мира большого!

Действительно, география – это необыкновенная наука, она помогает человеку выучить и понять особенности Земли.

III. Изучение нового материала

Учитель.

Сегодня мы с вами путешествуем. Путешествие будет по карте.

Географические карты – это своеобразные портреты Земли, на которых горы, реки, моря обозначаются специальными символами.

Нашими гидами будут туристы, которые прошли Землю вдоль и поперек, им помогала всегда географическая карта. Про неё даже есть загадки.

1 ученик.

Море есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, луга есть – косить нельзя.

2 ученик.

Страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды!

3 ученик.

Наша задача на уроке этом

Не тайны земные открыть;

Наша задача – хотя бы немного
К ним интерес пробудить.

А летом давайте – рюкзак за спиною,

Легким шагом в походы пойдем

И все, что узнаем, и все, что откроем,

Мы школе родной принесем.

Учитель.

В давние времена мудрецы гадали: «На чем же держится Земля?». Одни утверждали, что на трех китах, другие утверждали, что Земля – полусфера, которую омывает море, Были и такие, что утверждали: «Земля стоит на панцире гигантской черепахи. Черепаха лежит на спинах трех слонов. А слоны стоят на трех китах, которые плавают в Мировом океане. И так они держали Землю миллионы лет».

Но однажды пришли к краю Земли мудрецы, глянули вниз и удивились

- Неужели, - ойкнули они, - мир настолько неустойчивый, что Земля в любой момент может полететь в тартарары?

- Эй, Черепаха! – закричал один из них. – Не трудно ли тебе держать нашу Землю?

- Земля не пушинка, - ответила Черепаха. – И с каждым годом становится тяжелее. Но можно не волноваться: пока жива Черепаха, Земля не упадет.

- Эй, Слоны! – закричал другой мудрец. Не надоело ли вам держать Землю с Черепахой?

- Не волнуйтесь, - ответили Слоны. – Мы любим людей и Землю. И обещаем вам: пока живы Слоны, она не упадет!

- Эй, Киты! – крикнул третий мудрец. – Как долго вы сможете держать Землю с Черепахой и Слонами в придачу?

- Мы держим Землю миллионы лет, - ответили Киты, - И говорим вам под присягой: пока живы Киты, Земля не упадет!

Так ответили людям Киты, Слоны и Черепаха.

Однако ученые мудрецы им не поверили.

- А вдруг Китам надоест держать нас? – испугались они. – А если Слоны уйдут в цирк? А может быть, черепаха простудится и чихнет? Пока не поздно, - решили мудрецы, - мы должны спасти Землю.

- Железными гвоздями следует прибить ее к панцирю Черепахи! – предложил один мудрец.

- Золотыми цепями приковать к ней Слонов! – добавил другой.

- Морскими канатами привязать к Китам! – добавил третий.

- Мы спасем человечество и Землю! – закричали они все вместе.

И тут Земля зашаталась.

- Честное слово Китов крепче морских канатов! – гневно сказали Киты и, дружно ударивши хвостами, поплыли в океан.

- Честное слово Слонов крепче золотых цепей! – протрубили Слоны, и пошли в джунгли.

- Честное слово Черепахи  тверже всех железных гвоздей! – обиделась Черепаха и нырнула на глубину.

- Подождите! – заголосили мудрецы. – Мы верим вам.

Однако было поздно: Земля зашаталась и повисла,… Испуганные мудрецы притихли и стали ждать… Прошла минута. Две. Три… А Земля висит! Минул час. День. Год… А она держится! И тысячу лет прошло. И миллион… А Земля не падает! А некоторые мудрецы до сих пор ждут, что она вот-вот упадет. И никак не могут понять, на чем она держится. Сколько времени прошло, а они не поймут, что если и держится на чем-то Земля, то исключительно на честном слове!!!

4 ученик.

Если на карту Земли посмотреть – земли на Земле всего одна треть… Но странный вопрос возникает тогда – планета должна называться – Вода!

1 ученик.

На нашей Земле океанов четыре:

Индийский – самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый все время спит подо льдами,

А Тихий океан, конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий…

2 ученик.

На свете много островов.

Так много, что не счесть…

А вот больших материков

Мы насчитаем шесть:

Африка, Америка
(Северная и Южная),

Австралия, Евразия и

Антарктида (вьюжная).

3 ученик.

Что такое Евразия?

Это Европа плюс Азия.

Из двух частей света возник

Самый большой материк.

А где между ними граница?

Считайте, что эта страница.

(А вообще - это в большом секрете хранится!)

Учитель.

Никакой здесь тайны нет. Условной границей между Европой и Азией считаются Уральские горы. А самые высокие горы Евразии называются Гималаи. Наивысшая их вершина имеет высоту 8848 м.

(Картина «Горы Гималаи»)

4 ученик.

В Гималаях есть высокий-превысокий Пик!

Поломаешь руки-ноги,

Шею и язык –

Даже выговорить трудно,

А не то, что взять:

Сагармахта, Джомолунгма

Или Эверест.

При загадочных названьях

Этой высоты

Бормочи, как заклинанье,

Днем и ночью ты.

И бесспорно очень скоро

Ты запомнишь текст:

Сагармахта, Джомолунгма

Или Эверест.

Если ты раз девяносто

Это повторишь,

То считай, что очень скоро

Гору покоришь.

И тогда тебе безумно

Вскоре надоест

Сагармахта, Джомолунгма

Или Эверест.

Учитель.

На территории Евразии есть высокие горы и глубокие впадины, леса, болота и пустыни. Интересно, на что похожа пустыня?

(Картина «Пустыня Сахара»)

1 ученик.

Пустыню лишь с морем бескрайним сравнишь,

Барханы – с волнами гигантскими лишь.

Безлюдны моря и пустыни – безлюдны.

Простор бороздят лишь суда и верблюды…

Но к суше стремятся морские суда,

Верблюды, напротив – туда, где вода!

Учитель.

Верблюдов называют кораблями пустыни. С их помощью можно пройти всю Сахару – самую большую пустыню мира, а она в Африке. Но в Африке…

2 ученик.

Вдоль по жаркой Африке

Бегают жирафики:

Наизусть жирафики

Знают карту Африки.

Как посмотрят сверху вниз:

Вот Марокко, вот Тунис,

Сенегал, Ангола, Гана,

Чад, Нигерия, Ботсвана.

Вот Либерия и Гамбия,
Танзания и Замбия,

С высоты жирафьей шеи

Видно сразу две Гвинеи…!

Если б мне могли на час

Шею дать жирафью,
Я бы выучил тотчас

Эту географию.

Учитель.

Евразию и Африку в давние времена называли Старым Светом. Но, где же находится Новый Свет?

3 ученик.

Колумб, Веспуччи, Магеллан –

О них ведь знает и млад, и стар.

А кондор? Пума? Аллигатор?

Ленивец и морские свинки?

А смелые индейцы-инки?

Ну, а футбол? Ну, а Пеле?

Все знают их в любой стране.

Итак, смотрите, как велик

Известный всем уж материк!

Известен он полтыщи лет!

Ему названье – Новый Свет!

(Картины «Горы Анды», «Прерии»)

Учитель.

Вы уже догадались, что Новый Свет – это материк Южная Америка и, конечно, Северная Америка со знаменитыми Кордильерами, Ниагарским водопадом, Великими Американскими озерами и степными равнинами-прериями, где до появления европейцев были многочисленные стада бизонов.

4 ученик.

А я расскажу вам про Австралию, которую открыли после Америки.

Заброшенная Австралия

Почти на край Земли.

Поэтому Австралию

Не так давно нашли,

Чтоб вновь не потеряли их –

Навек или на сутки –

Все жители Австралии

С собою носят сумки.

Там зайцы, лисы, волки

Малюток в сумках прячут.

И белки очень ловко,

По веткам с сумкой скачут.

Таскают в сумках кенгуру

Своих родных детишек.

И даже мыши не в нору,

А в сумку прячут мышек!

(Картина «Животные Австралии»)

Учитель.

Только в Австралии встречаются сумчатые животные. Из-за европейцев там появились дикие кролики, которых боятся очень фермеры. Сейчас в австралийских пустынях и полупустынях живут стада диких верблюдов, ослов, мустангов. Здесь есть памятник бабочке, которая остановила продвижение кактуса опунции по территории материка. А вот пингвины живут только в Антарктиде.

1 ученик.

Дружный народ в Антарктиде – пингвины.

Во всем коллективе они едины:

Строем идут на обед,

Хором орут по-пингвиньи: «Привет!»,

Все как один дружно прыгают в воду,

Только услышав команду: «На старт!»

Все как один ничего не читают.

Все как один никогда не летают.

Все как один проживают средь льдин.

Все как один носят имя Пингвин!

(Кинофрагмент «Пингвины»)

Учитель.

Сегодня мы с вами совершили заочное путешествие по карте, на которой изображена наша планета Земля – наш общий дом.

2 ученик.

Географию Земли

Должны знать все –  я и ты,

Чтобы знать, куда нам плыть,

Где нам ехать, как нам быть.

3 ученик.

Чтоб историю узнать,

Нужно карты изучать,

Чтоб узнать, где звери есть,

Нужно книжку нам прочесть.

4 ученик.

А географ – он наш друг.

И открытый новый круг.

Нам расскажет и покажет,

Где не понял, то подскажет!

Учитель.

Наше путешествие завершилось. И как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

IV. Итоги урока и домашнее задание

- выучить параграф «Географическая карта»

Путешествуем с географией

Скачать конспект (11.6 Kb)



Автор разработки: Дмитриева Светлана Николаевна

Учебный предмет: География

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 595 | Загрузок: 202 | Комментариев: 0

Ключевые слова: материки

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»