Главная » Разработки уроков » Физика

Параллельное соединение проводников

Цель урока: Обеспечить в ходе урока усвоение законов параллельного соединения проводников, развивать у школьников самостоятельность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мнения.

Тип урока: Урок усвоение новых знаний проблемно-поисковым методом.

 Оборудование: источник тока, 4 лампы на 2,5В, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Ход урока.

I. Организационный момент, сообщение плана работ:

1) повторение основных физических величин, ед. измерения, условных  обозначений, последовательного соединения проводников,      

2) постановка задачи,

3) решение её,

4) вывод.

II. Актуализация опорных знаний:

1) какие физические величины характеризуют электрическую цепь (I, U, R)?

2) как взаимодействуют между собой (закон Ома I=U/R)?

3) в каких единицах измеряются сила тока, напряжение, сопротивление?

4) какой способ соединения проводников мы изучили на прошлом уроке?

III.Формирование новых знаний:

Постановка ПРОБЛЕМЫ: зависит ли сопротивление группы проводников от способа их соединения?

Задание:

1. Собираем цепь из 2 последовательно соединенных ламп по схеме, представленной на доске:

2. Измеряем силу тока, записываем на доске под схемой  I1=1 А

Вопрос: Если в цепь дополнительно включить еще 2 лампочки, как изменится сопротивление цепи и сила тока в ней?

Ответ: Записали на доске варианты ответов учащихся

Проверим ответ учащихся экспериментально, измерив силу тока в цепи, схема которой дана:

I2= 0,5 А

I1/I2=1 А/0,5 A = 2,  значит R2=2R1

Вывод: Сопротивление цепи увеличится в 2 раза, а сила тока уменьшится в 2 раза.

Вопрос: Как изменится сопротивление цепи, если включать 2 лампы, не последовательно, а другим способом?

Ответ: Учащиеся высказывают свои предположения.

Чтобы проверить эти предположения, нужно проделать эксперимент: предыдущую схему переделываем в параллельную цепь, состоящую из двух ветвей по 2 лампы в каждой. Амперметр закрывается экраном. Замыкаем цепь. Измеряем силу тока

 I=2 A

Вывод: Сила тока увеличилась.

Вопрос: Почему увеличился ток в цепи при неизменном количестве элементов цепи и постоянном напряжении?

Рассуждение с учащимися о том, что при неизменном напряжении сила тока может увеличиться только за счет изменения общего сопротивления цепи. Значит,  проводники можно соединять другим способом. Каким еще способом можно соединять проводники?

ТЕМА УРОКА: Параллельное соединение проводников.

Выясним опытным путем закон параллельного соединения, включив в цепь приборы для измерения силы тока, напряжения.

R1= 2 Ом

R2= 4 Ом

Замыкаем цепь и снимаем показания приборов.

I1= 2  А                            

I2 = 1 А                         Вопрос: Какая величина при параллельном соединении

I  = 3 А                             одинакова на всех участках цепи?

U1 = 4 В                          Вывод: При параллельном соединении проводников

U2 = 4 В                            напряжение на всех участках цепи постоянно U1=U2=U общ.

U  = 4 В  

Задание: Определим сопротивления R1, R2, R общ.

Вопрос: Какой закон дает нам  возможность сделать это?

Ответ: Закон Ома для участка  цепи R=U/I        

Вычислили  для R1=U/I1    R1=2 Ом, для R2= U/I2      R2=4 Ом,

Тогда R общ. = U/I общ.     R общ. = 4/3 Ом

Задание: Найти отношение силы тока на первом участке цепи и силы тока на втором участке

Ответ:   I1/I2 = 2 А/ 1 А = 2,

Вопрос: А что можно сказать про отношение R1/R2  ?

Ответ:   R1/R2 = 2 Ом/4 Ом = ½.

Вывод: Они взаимно обратны.

Вывод делают учащиеся: При параллельном соединении проводников сила тока в цепи   обратно пропорциональна их сопротивлениям

I1/I2=R2/R­1

Задание: Сравнить силу тока в общей части цепи и силу тока на  отдельных ее участках

 Вывод:  При параллельном соединении проводников сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в ответвлениях :  I общ. = I1+I2

Задание: Вывести формулу для расчета общего сопротивления участка цепи с параллельным соединением проводников, зная закон Ома для участка цепи и  используя полученные соотношения.

Ответ: Зная, что I общ. = I1+I2 и I=U/R, получим U/R= U1/R1+ U2/R2, откуда получим

1/R=1/R1+ 1/R2

Выводы по теме: (Закономерности параллельного соединения проводников)

  1. Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в ответвлениях:  I = I1+I2+ …+ I.
  2. Напряжение на каждом проводнике и на всем участке одинаково:
    U = U1= U2 = …=Un .
  3. Общее сопротивление участка цепи вычисляется по формуле:
    1/R=1/R1+ 1/R2 + … +1/Rn .
  4. При параллельном соединении двух проводников сила тока в цепи   обратно пропорциональна их сопротивлениям:

I1/I2=R2/R­1

IV.Закрепление новых знаний:

Вопрос: Какие виды соединений мы изучили?

Задание: Сравните эти два вида соединений (выходят к доске два ученика, составляют две схемы и под ними записывают закономерности для соответствующих соединений и делают выводы)

I1=I2=I                                                            U1=U2=U

U=U1+U2                                                                         I=I1+I2

U1/U2=R1/R2                                                                 I1/I2=R2/R1

R=R1+R2                                                                           1/R=1/R1+1/R2

V. Домашнее задание.

§14 -  прочитать и ответить на вопросы.       Упр.14(1,2,3) -  решить задачи

Параллельное соединение проводников

Скачать конспект (182.5Kb)



Автор разработки: Щиголева О. И.

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 422 | Загрузок: 59 | Комментариев: 0

Ключевые слова: проводники, параллельное соединение

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»