Главная » Разработки уроков » Трудовое обучение

Основные аспекты воспитания младшего специалиста

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление
Нравственное воспитание при подготовке молодого специалиста.
Профессионально важные свойства и профессиональная пригодность учащихся.
Методические приемы изучения личности.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вступление

Неисчерпаемые возможности для воспитания трудовой и социальной активности у завтрашних молодых специалистов заложены в системе высшего профтехобразования, где коллективы учебных групп являются средоточием общественно-производственной жизни, основой формирования таких социально-активных качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, ответственность, взаимопомощь, бережливость.

Успешность воспитания этих качеств  у будущих молодых специалистов зависит от того, насколько глубоко они проникаются коллективисткой психологией рабочего класса. Это убедительно подтверждает и педагогическая практика.

В учебно-воспитательной работе задачи по формированию коллективистских качеств не ставятся как специальные.

Воспитывающие возможности технологической, геодезической и преддипломной практики заключаются в коллективном характере учебно-производительного труда, в котором формируется личность будущего молодого специалиста, приобретает нравственный опыт коллективистских отношений.

Нравственное воспитание при подготовке младшего специалиста

Основное влияние на нравственное формирование личности оказывают педагогические действия, объединенные в сознательный целенаправленный процесс, конечной целью которого является нравственно-воспитательная личность. Основными структурными компонентами ее являются нравственное сознание и  нравственное поведение.

Нравственное сознание включает в себя нравственные знания, т.е. систему нравственных представлений и понятий, и отношения личности к ним и к действительности, которую они отражают.

Главное, ведущее место, в нравственном сознании занимают убеждения. Нравственные убеждения – это сложившиеся твердые взгляды, которые лежат в основе поведения личности.

Основой убеждений являются нравственные знания – один из важнейших факторов, влияющих на ориентацию учащихся в нравственных ценностях, на выбор линии поведения, на выработку нравственных навыков и привычек. Важную часть нравственных знаний составляют нравственные понятия. Важнейшими нравственными понятиями являются: добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Задача студентов готовящимися быть младшими специалистами  заключается в усвоении этих понятий в готовом виде, т.к. они уже выделены, сформулированы, логически оформлены старшим поколением. Не менее важным в формировании нравственно воспитанной личности является выработка ее нравственного поведения.

Нравственное поведение представляет собой взаимодействие личности с окружающей социальной средой, т.е. состоит из поступков и действий, соответствующих моральным нормам.

Одной из важнейших целей нравственного воспитания необходимо считать воспитание единства нравственного сознания и поведения.

Поведение человека, т.е. действия, поступки, всегда каким-то образом связанно с нравственным сознанием. Для обеспечения устойчивости и надежности поведения необходимо соединение воспитания нравственного сознания и нравственного поведения.

Для достижения поставленной цели в нравственном формировании личности используются методы нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания это те пути и способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование нравственных качеств.

При формировании нравственного сознания главным методом  является убеждение. Но, естественно, что производимая при этом работа по формированию нравственного поведения не может не влиять на формирование нравственного сознания.

Все названные методы как способы педагогического воздействия могут проявляться в различных формах: прямой, параллельной, косвенной.

Прямое воздействие - это непосредственное воздействие педагога на отдельную личность или на  коллектив.

Параллельное воздействие - это воздействие педагога  на личность через коллектив.

Косвенное воздействие - это скрытое воздействие педагога на личность или коллектив путём включения учащихся в жизненную воспитывающую ситуацию.

На формирование отдельной личности непосредственно влияет стадия развития коллектива.

Критерием развития коллектива является определённая форма отношений в нём. В ученическом коллективе возникают различные формы отношений. Сначала учащиеся стихийно влияют друг на друга. Но личность становится воспитывающей тогда, когда она начинает предъявлять своим товарищам осознанные, воспитывающие требования. Степень развития  требовательных отношений в коллективе является критерием его зрелости.

 Отсюда первая стадия - отношения в коллективе ещё не выражаются в форме воспитывающих требований.

Вторая стадия - формирование воспитывающего актива. Воспитывающие требования к своим товарищам предъявляет актив.

Третья стадия - утверждение общественного мнения большинства коллектива. Это стадия победы передовых взглядов и устремлений, когда коллектив приобретает новое свойство, свидетельствующее о том, что он поднялся ещё на одну ступень своего развития.

Четвёртая стадия - воспитывающие требования к личности предъявляет весь коллектив. Нравственные поступки становятся привычкой, превращаются в потребность личности.

Уровень нравственного развития личности можно оценить с помощью модели - образа. Для этой оценки информацию берут со стороны, чтобы учесть мнение различных людей.

Наибольшая трудность при подготовке младших специалистов состоит в том, что выявлять надо не только достигнутый уровень развития студента, но и возможности (потенциалы) его дальнейшего совершенствования в тех или иных условиях будущей профессиональной деятельности. Необходимо осуществлять то, что А. С.Макаренко в связи с задачами воспитания называл «проектированием личности».

Рассматривая человека как субъекта деятельности, целесообразно выделить следующие группы психологических качеств: направленность (сложившиеся ценностные представления, интересы, склонности), способности (общие и специальные), черты характера и темперамента.

При подготовке младшего специалиста большую роль играют личностные ценности - это всё то, ради чего человек способен приложить значительные усилия (например, возможность творческого труда, перспективы повышения профессиональной квалификации, престиж, популярность профессии, высокая зарплата и т.д.). Система реальных ценностей и соответствующих им представлений формируется у каждого человека в результате воспитания и развития. Она включает как типичные, так и индивидуально значимые компоненты. Ценностные представления - это эмоционально окрашенные знания, побуждающие к активному действию. Они тесно связаны с убеждениями и общими идейно-нравственными установками личности, с её мировоззрением. Для одного важно быть полезным людям, обществу; другой даже не задумывается о том, что это важно, и т.д.

Склонностями называют побуждения, которые предполагают активное созидательное, преобразующее отношение к объекту. Специфической областью проявления склонностей являются любимые занятия, на которые тратится большая часть свободного времени и сил.

Под способностями понимают такие индивидуально-психологические особенности людей, которые обуславливают возможность успешности, продуктивности учебной или трудовой деятельности и не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Показателями выраженности способностей можно считать темп, лёгкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, широту переноса навыков, сформированных в процессе овладения одной деятельности на другие её виды.

В роли важных способностей могут выступать организаторская или практическая смекалка, способность к кропотливой работе, быстрота и точность реакции, т.е. то, что требуется для успешного осуществления многих видов ручного и механизированного труда на предприятии.

     Между способностями и направленностью личности существует взаимосвязь. С одной стороны, высокоразвитые способности, обеспечивая успех в деятельности, стимулируют и соответствующие побуждения, устремления. Работать интереснее, приятнее там, где «получается». С другой стороны, заданная воспитанная направленность, побуждая личность к занятию определенной деятельностью, создает условия для тренировки развития способностей: в результате начинает получаться в той области, в которую человек стремился, и в той, в которой необходимо трудиться. Поэтому устремления, направленность и способности вместе взятые формируют молодого специалиста как личность, как специалиста знающего производство и умеющего находить контакт и умело руководить бригадой, звеном.

Отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность и т.д.) должно рассматриваться как общая способность, существенная для всех видов профессиональной деятельности. Профессионально важными могут оказаться свойства, черты не только характера, но и темперамента. К последним относятся: эмоциональная возбудимость, сила чувств, тревожность, импульсивность, энергичность, ригидность (психическая инертность), утомляемость, экстравертированность (склонность к разнообразию, к общению, повышенной двигательной активности).

Работая с людьми необходимо не «подавлять», не «ломать», не «переделывать» человека, а учитывать, использовать, компенсировать путем подбора человеку соответствующего задания.

Методические приёмы

изучения личности.

Рассмотрим основные требования изучения психологических качеств учащихся.

Необходимо выявить основные ценностные представления, интересы, склонности, структуру основных отношений личности (черт характера).

Прежде всего, следует выяснить, какие виды деятельности предпочитает учащийся, что считает в жизни важным, ради чего готов приложить значительные усилия, чем стремится заниматься, побуждаемый только собственными мотивами, насколько длителен тот или иной его интерес, и, наоборот, что он отвергает, чем не интересуется, к чему безразличен.

Информацию о личных качествах учащихся можно получить, используя их знания друг о друге. Для этой цели удобно использовать вариант социометрической методики; она не трудоёмка, достаточно эффективна и сводится к следующему.

Затем учащимся даются задания, например:

1. Представьте себе, что каждому из Вас необходимо организовать для работы бригаду из четырёх человек. Платить за труд будут в зависимости от количества и качества произведённой работы, но всем поровну. Кого из одногруппников Вы взяли бы в свою бригаду? Свою фамилию не указывайте. Наиболее желательному члену бригады присуждаете 3 очка, и т.д.

2. Назовите фамилии 3 - х одногруппников, которые отлично могут сделать что - либо своими руками.

3. Кого Вы выбрали бы для организации собрания, конференции, обеспечения явки всех ребят и подготовки интересных докладов.

4. К кому Вы обратились бы за помощью при организации весёлого вечера?

Кого Вы взяли бы в трудный туристический поход, требующий проявления смелости, честности, выдержки и чувства коллективизма?

Эти вопросы рассчитаны для определения личных качеств учащихся (трудолюбие, добросовестность, активность, организаторские способности и т.д.) путём обработки полученных результатов.

 Надо определить сильные качества учащихся, продуктивные стороны их личности с точки зрения не только учёбы, но и требований разнообразных видов труда.

Нельзя рассматривать отношение к труду вообще. Оно зависит от того, насколько личность может «найти» себя в каком-либо виде деятельности, реализовать присущую каждому человеку потребность в самоутверждении.

Выпускники ВПУ, получившие специальность младшего специалиста должны уметь общаться с другими людьми, быть отзывчивыми, чуткими к неудачам других, тактичными, уметь прощать обиды, но в то же время быть требовательными. Эти качества необходимо формировать в процессе обучения в училище.

Сведения, полученные в результате изучения личности молодого специалиста, дадут возможность правильно организовать воспита­тельный процесс, который поможет формировать у учащихся психо­логическую готовность к самостоятельной деятельности, к преодоле­нию трудностей, а также воспитывать коллективизм – уважение к коллективу, умение подчинять свое поведение интересам коллектива.

Важными задачами формирования личности является выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела. Поэтому воспитание сознательной трудовой дисциплины, ответственность за порученное дело, за сроки выполнения, за сохранность и экономию инструмен­тов и материалов осуществляется с первых дней пребывания уча­щихся в профессиональном учебном заведении, а особое значение приобретает на третьей ступени обучения в период подготовки младшего специалиста как руководителя бригады, звена.

На первый план выдвигаются вопросы воспитания и развития у учащихся чувств товарищества, коллективизма, активного отноше­ния к действительности, глубокое уважение к людям.

Не лишним будет определение у учащихся типичных способов реагирования на конфликт при помощи методики Томаса. С ее по­мощью можно выявить, насколько будущий руководитель склонен к соперничеству, стремится ли он к компромиссам, избегает конфлик­тов или, наоборот, старается обострить их, а также оценить его адап­тацию к совместной деятельности.

Испытуемый должен подчеркнуть (или записать на листочке) бу­квы «а» или «б», соответствующие тому решению, которое он счи­тает правильным.

а) Иногда я представляю другим возможность взять на себя      ответственность за решение спорного вопроса;

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба согласны.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого чело­века и моих собственных.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти       

                поддержку у другого;

         б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно;

   б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться дру­гого.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить, в чем состоят все за­тронутые интересы и спорные вопросы.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз­никших разногласий;

            б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы спорного вопроса;

            б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра­нить наши отношения.

а) Я предпочитаю не занимать позицию, которая может вы­звать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении.

а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и интересуюсь его мнением;

       б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отноше­ния;

       б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напря­жения.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моих позиций.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

      б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на­пряженности.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам  ему возмож­ность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

            б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

а) Я пытаюсь найти позицию среднюю между моей и позицией другого человека;

            б) Я отстаиваю свою позицию.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

            б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

а) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

            б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам  ему возможность настоять на своем.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы совместно добиться успеха.

    По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) посчитывают количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные показатели сравнивают между собой для выявления наиболее предпочитаемых испытуемым форм социального поведения в ситуации конфликта, тенденций организаций взаимоотношений в сложных условиях.

Заключение.

Сведения, полученные в результате изучения личности молодого специалиста, дадут возможность правильно организовать воспитательный процесс, который поможет формировать у учащихся психологическую готовность к самостоятельной деятельности, к преодолению трудностей, а также воспитывать коллективизм - уважение к коллективу, умение подчинять своё поведение интересам коллектива.

В процессе обучения и воспитания происходит шлифовка характера, его коррекция, преодолевается лень, безволие, индивидуализм. Поэтому, в период подготовки младшего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, мастер так должен организовать учебный труд учащихся, чтобы у них была возможность проявить способности, знания, самостоятельность, инициативу и смекалку.

Чёткая организация технологической практики учащихся, конкретно поставленные перед ними задачи, внимательное отношение к ним со стороны администрации предприятий позволит психологически подготовить их к самостоятельной профессиональной деятельности.

Список используемой литературы.

1. В.В. Ляпина. Методы нравственного воспитания. Москва. 1997 г.

2.С.Н. Левиева. Методы психологического анализа профессиональной деятельности. Ленинград.1992 г.

3. В.М. Белогоров. Проблемы межличностных отношений.Киев. 1981 г.

4. Л.И. Мнацканян. Личность и оценочные способности старшеклассников. Москва.1991 г.

5. А.И. Титов. Учебно-воспитательная работа в период обучения учащихся профтехучилищ. Минск 1995 г.

И.Г. Коваленко. Организация и методика производственного обучения. Москва. «Высшая школа». 1990 г.

Основные аспекты воспитания младшего специалиста

Скачать конспект (37.6 Kb)



Автор разработки: Кривоконь Н.П.

Учебный предмет: Трудовое обучение

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 469 | Загрузок: 261 | Комментариев: 0

Ключевые слова: профтехобразование

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»