Главная » Разработки уроков » Музыка |
Цели: – продолжать знакомство с творчеством И. С. Баха, приобщая учеников к вершинам музыкальной культуры; – с эпохой и стилем «барокко»; – закрепить понятие «полифония»; – ознакомиться с понятием «токката», «фуга»; – формировать умение чётко, логично, аргументировано высказывать свои мысли по поводу прослушанных музыкальных произведений; – воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус; – начать работу над песней Л. Квинт «Здравствуй, мир!», украинской народной песней «Ой чий то кінь стоїть»; – продолжать развивать вокально-хоровые умения и навыки. Техническое оснащение: Ноутбук; Мультимедийный проектор, проекционный экран; Мультимедийная презентация; Стереосистема. Оборудование: Портрет И. С. Баха, фортепиано. Ход урока: I. Организационный момент (музыкальное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку). II. Основная часть урока: Учитель: Ребята! Рада встречи с вами. Сегодняшний первый урок продолжает наш большой разговор о Музыке. И хотя через год мы расстанемся с вами, я надеюсь, что Великое Музыкальное Искусство будет всегда рядом в вашей жизни. Первые чудесные сентябрьские дни наполнены волшебными звуками осени, удивительным звучанием музыки. Сентябрь 2014 года. Современный мир! Есть ли место в таком сложном мире искусства? Ответы учащихся. Учитель: Я с вами полностью согласна. Как верны ваши высказывания: «Мир погаснет»…; «Утратит невосполнимые краски, чувства»…; «Лишится духовности, доброты, любви, человечности»… и т. д. Вот теперь нам предстоит ответить на вопрос, так что же из себя представляет эта современная музыка? Ответы учащихся. Учитель: Значит только сочинённая музыка в наше время? Думаем ещё! Предлагайте, пожалуйста, варианты. Ответы учеников. Учитель: Вот! Наконец! Это и народная, и классическая! Оказывается и им есть место в современном музыкальном мире. Значит, не только современные авторы с их творчеством, а и музыка, пришедшая к нам из другого времени, но близкая и понятная слушателю, музыка, которая затрагивает глубины нашей души, наши мысли и чувства, слушая которую мы невольно сопереживаем, отдавая ей частицу своей души. Учитель объявляет тему урока. Учитель: Йоганн Себастьян Бах! Нет человека, который бы не знал это имя, не слышал хотя бы одного из сочинённых им произведений. Что же мы, ребята, помним о Бахе, что осталось в памяти после встреч с его творчеством? Ответы учеников. Учитель: Верно! Гений! Великий немец! Король органа! Король полифонии!» (Кто забыл, вспоминает!) Сегодняшний урок даёт нам ещё одну возможность встретиться с великим композитором и музыкантом. Мы побываем в Германии, в музее великого Баха. Приложение 1, На проекционном экране музей Баха, слайды 1 – 4. стихи о Й. С. Бахе (выбор учителя). Учитель: Все свидетельства его современников говорят о том, что в обычной жизни Й. С. Бах был чрезвычайно приветливым, скромным, доброжелательным человеком. Когда Баха спрашивали, как он дошёл до такого совершенства в искусстве он обычно отвечал: «Мне пришлось быть прилежным; кто будет столь же прилежен, достигнет того же». Самым близким и родным, любовью всей его жизни был музыкальный инструмент – орган! Орган был его другом, спутником и товарищем на большом творческом пути. Приложение 1, На проекционном экране стихи об органной музыке (выбор слайд 5. учителя). Учитель: Бах мог доверить органу и высокое духовное начало, и строгость, и серьёзность помыслов и величие, и пафос чувств. Орган давал возможность Баху разговаривать с людьми на том языке, который был ему особенно близок. Произведение, которое мы сегодня послушаем, называется сложно: «Токката и фуга ре минор». Вначале разберём неизвестные нам слова. Токката – в переводе – прикосновение, удар, касаться, трогать. Пьеса для клавишных: органа и клавесина. Фуга – с латыни – бег, самое сложное в полифонической музыке. Сейчас мы с вами будем не только слушать музыку великого Баха, мы перенесёмся в эпоху, когда жил и творил композитор, в эпоху «барокко». Даже само слово перекликается со своим переводом – причудливый, вычурный. Кто-то из вас просто узнает эту музыку, кто-то скажет, что слышал много раз, а кто-то подумает, что не слышал никогда. Сейчас мы вместе: вы и я останемся наедине с великим Бахом». Приложение 1, На проекционном экране видеозапись «Токкаты и фуги ре слайд 6. минор». Учитель, вместе с ребятами, прослушав произведение, начинают обсуждение. Звучат высказывания учеников, что музыка «божественная», «могучая», «страстная», «стремительная», «неземная», уносящаяся в небеса» и т. д. Все ребята соглашаются с тем, что в произведении много голосов. И опять звучит уже известное всем слово «полифония» (многоголосие). Ребята сравнили многоголосие со сложным плетением, с появлением удивительного узора в руках мастерицы. Отметим звучание органа от совсем светлых тонов до мощного насыщенного звучания. Учитель рассказывает об устремлённых ввысь к небу, к Богу готических сооружений, соборов, своей архитектурной красотой сливающиеся с близкой по духу органной музыкой Баха. Приложение 1, На проекционном экране фото готических соборов, слайд 7, 8. репродукции Микеланджело. Учитель: Ребята! А в нашем городе Запорожье, можем ли мы послушать живую органную музыку? У нас есть такая возможность? Ученики обсуждают вопрос и вместе с учителем делают вывод, что в Запорожской государственной филармонии есть электронный орган, подаренный городу меценатом. С ребятами узнаём значение этого слова и место мецената в современном искусстве (меценат – покровитель деятелей науки и искусства). Чудесную органную музыку запорожцы слушают в католическом храме (учитель рассказывает о недавнем концерте Нины Матвиенко, исполнившую музыку для голоса с органом). Апостольская церковь и её орган ещё один концертный зал нашего города. Учитель: На итоговом уроке 7-го класса, я дала вам задание, проследить за музыкальными событиями нашего города лето 2014 года, по возможности побывать на концертах и создать свои музыкальные афиши. Приложение 2. На экране просматриваем лучшие работы ребят и останавливаемся на афише концерта органной музыки, состоявшегося в католическом храме и, продолжая разговор о музыке Баха, приходим к выводу о её бессмертии, о её несомненной современности. Учитель: Ребята! Какая же музыка представлена на афишах? При обсуждении приходим к выводу, что музыкальное лето в нашем городе было наполнено звучанием инструментальной, симфонической, оперной, бардовской, вокальной музыки. Учитель: На сегодняшнем уроке вокальная музыка представлена интересными произведениями. Но вначале распевание. III. Вокально-хоровая работа: На экране – вокальные упражнения (по выбору учителя). Приложение 1, Учитель обращает внимание на ансамбль, интонирование, слайды 9 – 10. дыхание. Продолжая вокально-хоровую работу, разучиваем 1-й куплет украинской народной песни «Ой чий то кінь стоїть». Приложение 1, На экране фрагмент худ.фильма. слайд 11. Ребята при обсуждении удивляются звучанию песни в историческом фильме, снятом в наше время, х/ф «Огнём и мечом»; объясняют её проникновенность, красоту, простоту мелодии, мелодии наполненной глубиной чувств, преданной любви. Постоянно учащиеся вместе с учителем приходят к выводу о народной песенной сокровищнице (вспоминаем украинские народные песни, выученные на уроках музыкального искусства), которая шагает из столетия в столетие и смело находит себе место в музыке XXI века. Приложение 1, Работая над 1-вым куплетом песни, учитель обращает слайд 12. внимание на звуковерение легато, на дыхание, на фразировку, дикцию. Ребята поют, а капелла.
Приложение 1, Продолжая вокально-хоровую работу, знакомимся с песней слайд 13. Л. Квинт «Здравствуй, мир!» и начинаем её разучивание. IV. Заключительная часть урока: Приложение 1, 1) Подведение итогов; слайд 14. 2) Проверка знаний учащихся, на качество усвоения нового материала. Приложение 1, В конце урока на экране блиц-кроссворд. слайд 15. Главный музыкальный герой «нашего урока» – наш современник – Йоганн Себастьян Бах! |
Автор разработки: Ищенко Любовь Алексеевна Учебный предмет: Музыка Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1712 | Загрузок: 272 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |