Главная » Разработки уроков » Литература

Конфликт жестокости, эгоизма и доброты, милосердия в сказке О. Уайльда «Мальчик-Звезда»

Цель: ознакомить с личностью и творчеством О.Уайльда, дать характеристику главному герою сказки, обратить внимание на портрет героя, определить суть основного конфликта сказки; в процессе анализа сказки организовать читательский диалог; способствовать воспитанию у учащихся таких  моральных качеств, как доброта и милосердие.

Оборудование: тексты, газета «160 лет со дня рождения О.Уайльда», иллюстрации – роза, фиалка, нарцисс, звезда (выполненные учащимися), значение слов: «звезда», «милосердие», «гордый», «жестокий», «красота»,«себялюбивый» (подготовленные учениками), презентация об О.Уайльде, фильм «Сказка о Звёздном мальчике».

Эпиграф:  Каждому воздастся по делам его (Библия)

Ход урока.

Организационный момент. Сообщение темы, целей, мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.

    Дети! Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного писателя, поэта, драматурга и сказочника, которого при жизни называли «королём жизни», Оскара Уайльда. В этом году ему исполняется 160 лет со дня рождения.

Блиц-опрос – проверка домашнего задания.

Каким мы видим писателя на портрете?
В какой стране родился О.Уайльд?
В каком веке он жил?
Какие качества унаследовал от родителей?
Где учился будущий писатель?
Где жил и чем занимался после учёбы?
Как назывался первый сборник сказок?
Для кого писал свои сказки писатель?
Чему учат сказки О.Уайльда?

Во время опроса используется газета и презентация.

Вывод: ключевые слова в характеристике творчества и личности писателя – красота и добро.

Выяснение первого впечатления учеников от сказки.

Чем понравилась сказка?
Что не понравилось?
Что показалось удивительным, странным? Почему?

Обращение к эпиграфу: как вы понимаете слова?

Учитель: на уроке мы  попытаемся раскрыть тайну авторского текста и найти ответы на все вопросы.

Словарная работа – понятие о конфликте (схема 1).
Анализ сказки.

Когда и где происходят события?
Какой была зимняя ночь?
Как описывают эту ночь звери и птицы?
Чем является лютая ночь для зверей и людей?
Какой переносный смысл слова «холод»? (схема 2)
Какие герои есть в этом зимнем лесу?
Почему они здесь? Легко ли им жить?
Чувствуют ли они что-нибудь ещё, кроме холода? (красоту природы)
Что произошло удивительного? Почему это необычно? (звёзды зимой не падают)
Какая была звезда? (прекрасная) (значение слова «звезда»)
Как отреагировал на находку первый Лесоруб?
Что сказал второй Лесоруб?
Кто из них прошёл испытание на холод? (холод в природе - холод в сердцах)
Какого героя вы вспомнили с холодом в сердце?
Какое качество проявил первый Лесоруб? (милосердие),

( значение слова «милосердие»)

Как отреагировала жена Лесоруба на младенца?
Почему Лесоруб не сразу вошёл в дом?
Какие слова сказал лесоруб о «холоде в сердцах»?
Прошла ли жена испытание холодом?
Есть ли описание Дитя-звезды? Почему? (он безгрешен)
Когда мы видим его портрет? Почему в 10 лет? (характер сформировался)
Найдите описание Мальчика-Звезды. Обратите внимание на иллюстрации: роза, фиалка, нарцисс. Могут ли сочетаться эти цветы? (это искусственная красота, нет гармонии) (значение слова «красота»)
Легенда о Нарциссе (рассказывает подготовленный ученик). Кого вам напоминает Нарцисс?
Кроме красивой внешности, какими качествами обладал Мальчик-Звезда?
Как он относился к животным, людям?
Какая главная черта характера мальчика? (жесткосердие) (значение слов «жестокий», «эгоистичный»)
Как дети относились к нему? Почему?
Что говорили приёмные родители?
Какой кульминационный момент жестокости мальчика? (просмотр эпизода  фильма) Как вы оцениваете этот поступок?
Как был наказан мальчик? Почему он похож на жабу и гадюку? (хладнокровные животные)
Почему именно сейчас Мальчик-Звезда задумался о своих поступках?
Справедливо ли наказание?
Как вы понимаете эпиграф урока?

Выяснение сути основного конфликта сказки. (схема 3)
Вывод: автор наказал своего героя за жестокость, эгоизм; его внешняя красота не совпадает с внутренним миром, и это есть главный конфликт сказки. Красота должна быть гармонична, герой должен пройти испытания, чтобы заслужить прощение и возродиться. Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Оценки за урок.  Домашнее задание: записать в тетрадь в виде плана «Испытания героя», дочитать до конца, иллюстрации к сказке.

Конфликт жестокости, эгоизма и доброты, милосердия в сказке О. Уайльда «Мальчик-Звезда»

Скачать конспект (13.2 Kb)



Автор разработки: Крылова Оксана Ивановна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1882 | Загрузок: 224 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Уайльд

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»